Право полицейского осмотреть салон, багажник и капот автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право полицейского осмотреть салон, багажник и капот автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Водитель – это лицо, что управляет транспортными средствами имея на это законное основание в виде водительского удостоверения с соответствующей открытой категорией. А потому, каждый водитель имеет права и обязанности, которые ему необходимо выполнять для обеспечения безопасности дорожного движения.

Причины остановки транспортного средства в Украине

Сотрудник патрульной полиции может осуществить остановку автомобиля согласно действующему законодательству по причинам, оговоренным в статье 35 Закона Украины «О Национальной Полиции», а именно:

  1. При нарушении водителем правил дорожного движения и создания аварийной ситуации на дороге;
  2. При наличии очевидных признаков, указывающие на явные неисправности механического транспорта (например, неисправны внешние световые приборы, перегорели лампочки подсветки номерного знака);
  3. Если имеются сведения, определяющие сопричастность управляющего либо пассажиров транспорта к свершению ДТП, админ-, или криминального нарушения либо получении сведений о причастности ТС, багажа, как объектов или средств совершения транспортного происшествия, криминального или иных правонарушений;
  4. Когда транспорт разыскивается;
  5. В случае надобности провести опрос, для получения сведений об обстоятельствах свершения ДТП, криминального или админнарушения, если водитель либо пассажиры стали очевидцами такого;
  6. Когда следует задействовать водителя ТС к оказанию доврачебной помощи другим лицам дорожного движения либо в виде очевидца или понятого во время оформления протоколов, задержании, обыске;
  7. В причины остановки полицией входит принятие решения уполномоченного органа ограничить или запретить дальнейшее перемещение;
  8. Когда неправильно закрепленный багаж создает угрозу для других движущихся лиц по дороге;
  9. Нарушения системы определения и пользования на транспорте осветительных или звуковых спецсигналов;
  10. Когда запрет на движение ТС, что зарегистрирован заграницей, осуществляется для проверки законных оснований пользования данным транспортом на территории Украины.

Вне зависимости от обстоятельств, сотрудник национальной полиции должен сообщить законные причины остановки транспортного средства. Если же данных сведений не поступило, водитель имеет полное право уточнить причину прекращения движения.

Закон о национальной полиции

Водителям в Украине не лишним будет изучить не только свои права и обязанности, но и возможности полицейских остановить транспортное средство, которые регламентирует статья 35 закона «о национальной полиции».

Интересно! В законодательстве нет причины «для проверки документов», которую часто озвучивают правоохранители при остановке машины.
Каждый водитель должен знать, что полицейский обязан представиться «по-форме», озвучить должность и причину остановки.

Соответствии с п.п.5 п.5 Положения «О Государственной автомобильной инспекции» и п. 14 Инструкции «О вопросах деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины» от 27.03.2009 года № 111,сотрудники ДПС и ГАИ имеют право останавливать транспортные средства в следующих случаях:— Нарушение ПДД водителями.

[/p]

— Характер движения транспортного средства вызывает подозрение в способности водителя управлять им (резкая и периодическое изменение направления движения и (или) скоростного режима).

— Отсутствие номерных (го) знаков (а) на транспортном средстве или наличие номерных знаков,не соответствующих требованиям стандартов,закрепленные в не установленном для этого месте,закрытым другими предметами или загрязнены,что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров,а также управление транспортным средством в отсутствие талона о прохождении государственного технического осмотра.

— Наличие признаков,свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства.

— Наличие данных,свидетельствующих о причастности транспортного средства,водителя,пассажиров или груза к совершению ДТП,преступления или административного правонарушения.

— Пребывания транспортного средства в розыске,а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях.

— Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП,административного правонарушения,преступления,свидетелями которого они являются или могли быть.

— Необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении административных материалов.

— Проведение целевых мероприятий (операции,отработки,оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством,а также документов на транспортное средство и груз.

— Исполнение решений уполномоченных на то государственных органов об ограничении или запрещении движения.

— Если техническое состояние транспортного средства или способ закрепления груза на нем создает опасность для других участников дорожного движения.

— Нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. В этом случае надо знать,что согласно п.2.14 п.п. в) ПДД Украины,водитель имеет право знать причину остановки,проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа,осуществляющего надзор за дорожным движением,а также его фамилию и должность;и в соответствии с п.п. г) требовать от лица,которое осуществляет надзор за дорожным движением и остановило транспортное средство,предъявления удостоверения его личности.

Надо помнить,что согласно п.1.3. Приказом МВД от 21.05.2009 года № 466,сотрудникам ГАИ предписано исключить в своей деятельности случаи безосновательной остановке авто.

Какие документы вправе требовать для проверки сотрудники ГАИ или ДПС? Такой перечень закреплен п.2.1 ПДД Украины,этот перечень является исчерпывающим. Другие документы они не имеют права требовать и Вы не обязаны их хранить при себе. Итак,водитель механического транспортного средства должен иметь при себя:

— удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон,который прилагается к удостоверению;— регистрационный документ на транспортное средство (для транспортных средств Вооруженных Сил — технический талон),а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца,кроме того,- свидетельство о праве общей собственности на это транспортное средство или регистрационный или другой заверенный в установленном порядке документ,подтверждающий право управления,пользования или распоряжения таким транспортным средством;— в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение,выданное Госавтоинспекцией МВД,в случае размещения рекламы,- согласование,которое выдается подразделениями Госавтоинспекции МВД;— в установленных законодательством случаях путевой лист и документацию на перевозимый груз,на маршрутных транспортных средствах — схему маршрута и расписание движения;на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах,осуществляющих дорожную перевозку опасных грузов,- документацию в соответствии с требованиями специальных правил;— полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители,которые согласно законодательству освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины,должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение).

Согласно ст. 13 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» Участники боевых действий и инвалиды войны,которые определены законом,инвалиды I группы,которые лично управляют принадлежащими им транспортными средствами,а также лица,управляющие транспортным средством,принадлежащим инвалиду I группы,в его присутствии,освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности на территории Украины.

Следует помнить,что останавливаться по требованию работника милиции надо с обязательным соблюдением правил дорожного движения! Об этом прямо говорится в п.2.4 ПДД Украины. Поэтому если сотрудник милиции требует вас остановиться в другом месте и вы знаете,что остановившись как просит сотрудник милиции Вы нарушите ПДД Украины,то вы должны тогда остановиться с соблюдением ПДД Украины. Ну,если вы остановились по требованию ГАИ и за это вас привлекают к административной ответственности за то что вы остановились в запрещенном месте,то смело в протоколе указываем,что место остановки транспортного средства вам указал сотрудник ГАИ. Если свидетелей нет,то в этом поле собственноручно ставим букву зет. Также это следует делать,если в поле правонарушения еще осталось свободное место. Это нужно для того,чтобы милиционеры не смогли незаконно то добавить в протокол об административном правонарушении.

Согласно п.13.11 инструкции «О вопросах деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспеции МВД Украины»,сотрудники ГАИ (ДПС) должны учитывать ряд обстоятельств:при остановке транспортного средства должна учитываться дорожная обстановка,безопасность других участников дорожного движения. Для прекращения правонарушения в исключительных случаях (достаточные основания полагать,что водитель находится в состоянии опьянения,подозревается в совершении преступления,оставил место ДТП,создает аварийные ситуации другим участникам движения) разрешается остановка в местах,запрещенных ПДД,кроме железнодорожных переездов.

Таким образом,по этому пункту,можно сделать вывод,о том,что сотрудникам милиции запрещается останавливать транспортные средства в тех местах,где это запрещено ПДД Украины,исключение,если есть основания полагать,что водитель находится в состоянии опьянения,подозревается в совершении преступления,оставил место ДТП,создает аварийные ситуации другим участникам движения. Поэтому,если вас милиционер вынуждает вас остановиться с нарушением ПДД,то он действует неправомерно. А если еще при этом составляет протокол об административном правонарушении,то надо не соглашаться с этим,объяснять это обстоятельство в протоколе и обжаловать это решение сотрудника ГАИ.

Следовательно,п.2.4. ПДД:«По требованию работника милиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил,а также:— передать для проверки документы,указанные в пункте 2.1;— дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;— дать возможность осмотреть транспортное средство соответственно законодательству при наличии на то законных оснований.

В месте проведения габаритно-весового контроля по требованию работника пункта габаритно-весового контроля или работника МВД водитель грузового автомобиля (в том числе механического транспортного средства) должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил,а также:— передать для проверки документы,указанные в подпунктах «а»,»б» и «г» пункта 2.1 настоящих Правил;— предоставить транспортное средство и прицеп (при наличии) для весового и / или габаритного контроля согласно установленной процедуре ».

Читайте также:  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Также,водитель должен по требованию работника милиции пройти в установленном порядке медицинский осмотр для определения состояния алкогольного опьянения,воздействия наркотических или токсичных веществ.

Порядок остановки транспортного средства

Порядок остановки транспортного средства регулирует п. 15 Инструкции «О вопросах деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспеции МВД Украины»:

В случае принятия сотрудником подразделения ДПС решение об остановке транспортного средства последний должен учесть все его последствия (причину остановки,дорожные условия,интенсивность движения,освещения или видимость участка дороги,возможный опыт водителя).

Сигнал об остановке транспортного средства подается работником подразделения ДПС с тротуара (обочины) в понятной для водителей форме (сигналов),с помощью жезла регулировщика,свистка или рукой. При этом жезлом (рукой) указывается непосредственно на транспортное средство,которое останавливается,и на предлагаемое место остановки.

Место для остановки транспортного средства работник подразделения ДПС должен указывать так,чтобы после полной остановки последний находился впереди патрульного автомобиля (автобуса,мотоцикла) или поста на расстоянии до 20 метров.

После полной остановки транспортного средства работник подразделения ДПС должен подойти к водителю с соблюдением мер личной безопасности.

Во время обращения к водителю работник Госавтоинспекции МВД обязан приложить правую руку к головному убору,поздороваться,четко и понятно представиться,назвать свою должность,звание и фамилию,высказать требование о передаче водителем документов,указанных в пункте 2.1 ПДД,для проверки и сообщить о причине остановки транспортного средства и суть совершенного правонарушения.

Надо помнить,что сотрудникам ГАИ и ДПС,категорически запрещается преследование:— на служебных автомобилях (автобусах,мотоциклах),которые не имеют специальных световых и звуковых устройств,на собственных или частных транспортных средствах;— водителей мопедов,мотоциклов без мотошлемов,за исключением случаев,когда имеется информация о совершении ими преступлений;— вступать в разговоры с участниками дорожного движения по вопросам,которые не имеют отношения к службе.

Согласно той же инструкции «О вопросах деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины» (п.18.7):

Во взаимоотношениях с участниками дорожного движения запрещается:— обращаться к участникам дорожного движения на «ты»;— использовать угрожающие или оскорбляя жесты;— допускать при общении пренебрежительный тон,грубость,невежливо изложение замечаний,выражения или реплики,оскорбляющие человеческое достоинство,угрозы;предъявлять необоснованные обвинения.

Согласно п. 28.2 инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции утв. приказом МВС27.03.2009 N 111:Во время обращения к участникам дорожного движения сотрудник подразделения ДПС должен четко представиться,назвав свою должность,специальное звание,фамилия и причину,суть обращения.

В случае обращения граждан (получение информации о преступлении и т.д.) работник подразделения ДПС обязан принять меры по оказанию помощи и действовать согласно своим служебным обязанностям.

В разговоре с гражданами сотрудники подразделений ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку. Недопустимы грубость,выражения и реплики,оскорбляющие человеческое достоинство,любые действия,свидетельствующие о неуважении к гражданам,комментарии,которые не касаются выполнения служебных обязанностей.

По требованию гражданина работник подразделения ДПС обязан предъявить служебное удостоверение.

Остановки транспортного средства осуществляется жезлом,а в исключительных случаях — жестом руки. При этом работник подразделения ДПС сначала указывает на транспортное средство,должен остановиться,а затем — на место,где ему следует остановиться.

Для привлечения внимания участников дорожного движения может подаваться сигнал свистком (в необходимых случаях — включенным специальным световым или звуковым сигнальным устройством. Жесты работника подразделения ДПС должны быть понятны всем водителям и пешеходам,подаваться своевременно и так,чтобы их выполнение не создавало аварийной обстановки.

Работник подразделения ДПС при остановке транспортного средства обязан незамедлительно подойти к водителю. Для разговора с водителем не обязательно приглашать его выйти из автомобиля,кроме случаев:

Если нахождение работника подразделения ДПС рядом с остановленным транспортным средством создает угрозу личной безопасности сотрудника. В этом случае разговор с водителем следует проводить на тротуаре (обочине).

С целью устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов.

Когда есть достаточные основания полагать,что водитель находится в состоянии опьянения.

Для проведения (в присутствии водителя) сверки идентификационных номеров узлов и агрегатов транспортного средства с записями в регистрационных документах.

Когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления. В других случаях,когда является необходимым участие водителя в оформлении документов или оказании помощи другим участникам дорожного движения.

В связи с этим обращаю ваше внимание на практику,когда сотрудники ДПС (ГАИ) требуют водителя авто сесть в служебный автомобиль сотрудников ДПС (ГАИ) — это противозаконно! Поэтому,вы имеете право отказаться проследовать в служебный автомобиль ГАИ (ДПС),поскольку это действие не предусмотрена действующим законодательством. Максимум,что они имеют право,так это требовать выйти из автомобиля,и то при некоторых вышеуказанных условиях.

Об этом говорится и в приказе МВД от 30.06.98 года № 482. Также в п. 3 настоящего приказа указано,что остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок,а общественного транспорта на маршруте — не более 1-2 минуты.

Милиция разъяснения нарушителю о неправомерности его действий должны давать доброжелательно,убедительно и понятно,со ссылкой на соответствующие требования ПДД.

Во время проверки документов милиция с ними должно обращаться аккуратно,не делать в них каких-либо пометок. Если в документы вложены деньги или ценные бумаги,сотрудники ГАИ должны предложить владельцу забрать их.

Согласно действующему законодательству и инструкций,сотрудники ГАИ и ДПС,должны быть культурным и вежливым в общении с гражданами,неуклонно соблюдать законность и не допускать ее нарушений другими работниками,а также во время управления патрульным автомобилем (автобусом,мотоциклом) быть примером для других участников дорожного движения в части соблюдения ПДД (Положение «О Государственной автомобильной инспекции».)

На главную К статьям

Вас остановил инспектор, и общение начинается с представления, затем следует стандартное «Предъявите документы». Водителю требуется иметь при себе водительское удостоверение и документы на авто. Передавать в руки инспектору свои документы можно только по желанию.

Но вот казус — на пластиковом техпаспорте и на правах вся информация напечатана настолько мелким шрифтом, причем с двух сторон, что с рук ее сложно и неудобно читать. Заставлять инспектора нагибаться и вертеть перед его глазами пластиком будет расцениваться как неуважение к форме и должности.…

Поэтому, чтобы и расположить к себе инспектора, и быстрее уехать, водители со стажем предпочитают выходить из машины и давать документы в руки.

Новые причины остановки и проверки документов

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.

Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.

То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:

— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.

И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:

77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:


остановки транспортного средства;

55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:


55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Фейк о скрытом патрулировании

Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.

Это не совсем так.

Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.

Таким образом, получаем четыре варианта надзора.

  1. Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
  2. Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
  3. ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
  4. А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.

Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.

Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?

Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.

Читайте также:  Пенсионный возраст в Китае

То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.

6. Остановка транспортных средств сотрудниками полиции осуществляется строго на законных основаниях, прописанных ст. 52 Закона РК «О дорожном движении»:

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2022 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Поводы для остановки автомобиля

Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.

В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП. Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:

  • пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
  • сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
  • устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
  • устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2022 году в РФ

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 — 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

6.4 «Место стоянки».

Сотрудник ПП при выходе на дежурство получает служебный жетон. По просьбе водителя сотрудник ПП должен предъявить служебное удостоверение и/или нагрудный отличительный знак (жетон). Стоит отметить, что маршрутный лист сотрудника полиции предъявлять водителям запрещается, т.к. он относится к внутреннему служебному документу.

Какие обязанности появились у сотрудников ДПС при остановке авто в 2022 году

Деятельность ГИБДД направлена на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), минимизацию последствий от уже произошедших аварий, на контроль за соблюдением порядка и законности на дорогах России. Функционирование сотрудников ГИБДД осуществляется в рамках специального Административного регламента.

Данный свод правовых норм утвержден приказом МВД № 644 от 28.08.2017 г. В этом регламенте, в том числе прописаны основания и причины, которые являются правомерными для остановки транспортных средств (ТС) сотрудниками ГИБДД на дороге.

Имеет ли право служащий данной структуры останавливать ТС без причины? И что делать, если это все-таки произошло? Рассмотрим проблему немного подробней.

Административный регламент подлежит четкому выполнению. Поэтому он является руководством к действию для должностных лиц ГИБДД и пояснением для автолюбителей по правомерности действий указанных лиц. В данном документе также отражен полный список ситуаций, в которых сотрудник ДПС имеет право останавливать ТС. К основным позициям перечня относятся:

  • Нарушение ПДД, обнаруженное визуально сотрудником полиции или зафиксированное автоматическими средствами наблюдения за порядком на дорогах;
  • Наличие информации о том, что водитель, его пассажиры или ТС причастны к какому-либо ДТП, правонарушению или преступлению;
  • Наличие сведений о том, что аналогичное ТС находится в розыске;
  • Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения;
  • Надобность использования ТС в неотложных служебных целях;
  • Необходимость снятия показаний с водителя или пассажиров как со свидетелей ДТП, правонарушения или преступления;
  • Необходимость обеспечения беспрепятственного движения для машин спецназначения;
  • Выполнение спецопераций;
  • Отсутствие на ТС государственных номеров;
  • Наличие признаков неисправности автомобиля;
  • Проверка документов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не имея должного основания, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать ТС, это является незаконным.

Водитель при поданном ему сигнале сотрудника правоохранительных органов, обязан остановить автомобиль, несмотря на то, что в этот момент он не знает, на каком основании проводится остановка.

Об этом ему обязано незамедлительно сообщить должностное лицо, ее осуществившее.

Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:

  1. Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
  2. Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
  3. Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
  4. Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
  5. Попросить предъявить документы.

Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной.

Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной.

Таким образом, водитель движущегося транспортного средства обязан остановиться при соответствующем указующем сигнале или жесте сотрудника ГИБДД. Если данный сотрудник не назвал допустимую с точки зрения Административного регламента причину остановки, то его действия являются незаконными, и могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях на основании ст. 12.35 КоАП.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году в РФ

Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п.

6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь.

Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться.

Для достижения большей четкости сигнала допускается использовать для указания не только руку, но также полосатый жезл или диск со световозвращателем красного цвета. Кроме того, в целях привлечения внимания водителя и других участников дорожного движения может применяться свисток или специальные сигналы (свет/звук).

В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.

В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:

  1. Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
  2. Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.
Читайте также:  О заблуждениях, рисках и порядке дарения недвижимости

Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола.

Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.

На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:

  • инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
  • жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
  • инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
  • остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).

Штраф за отказ останавливаться довольно маленький, однако это не единственное, что должно удерживать водителей от игнорирования полицейских. Если автомобилист не просто не заметил жест инспектора, а намеренно проигнорировал его и все последующие требования, то сотрудник ГИБДД начнет преследование, которое позволит ему использовать все доступные полномочия, чтобы остановить транспортное средство:

  • опасные автомобильные маневры, направленные на остановку пытающегося скрыться автомобилиста;
  • ограничение движения на определенных участках дороги;
  • заслон проезжей части патрульными автомобилями;
  • применение огнестрельного оружия.

Среди некоторых водителей существует мнение, что инспектор может остановить автомобиль только при наличии на то весомых оснований. Это правило верно лишь отчасти и порой игнорирование требования об остановки влечет более серьезные проблемы.

Раньше возможность остановить автомобиль без каких-либо оснований (лишь с целью проверки документов) была исключительно на специально оборудованных постах. Однако с недавнего времени это правило было изменено и теперь вышестоящее руководство ГИБДД имеет право определять пункты остановки.

Водитель не может и не должен знать об их местоположении, поэтому остановиться следует в любом случае. После остановки можно выяснять ее причину и принимать дальнейшие действия.

Если выяснится, что инспектор поступил не по закону, его можно будет привлечь к ответственности в административном или судебном порядке.

С другой стороны, когда водитель продолжил движение и уехал, избежать ответственности вряд ли получится.

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2021 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2021 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2021 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2021 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2021 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2021 года — все эти документы утратили силу.

Выше приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если Вы хотите подробнее изучить тему остановки а��томобиля сотрудниками полиции, рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД»:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2021 г. № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры».

  1. Фиксировать разговор с инспектором на телефон или видеорегистратор;
  2. Попросить сотрудника показать удостоверение;
  3. Сообщить представителю ДПС о незаконности его требований. Если настаивает, предъявите документы, предварительно зафиксировав их на видео;

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС. Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины. Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

  • признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
  • наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
  • данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
  • водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
  • у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
  • остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
  • срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
  • с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
  • проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.

В данном случае существует определенные нюансы в работе сотрудников этого ведомства. Если следовать букве закона, то выяснится, что они имеют право контролировать и останавливать работу коммерческого пассажирского транспорта, но не могут требовать и пытаться остановить личные автомобили или другие личные транспортные средства. Так что опасаться Ростехнадзора обычным водителям совершенно не стоит.

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

Причины остановки транспортных средств в 2021 году

Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.

  • Автокредитование
  • Все о ОСАГО
  • Все о КАСКО
  • Автострахование
  • Налоги на авто
  • ДТП — что делать?
  • Все о каршеринге
  • Штрафы
  • Регистрационные действия
  • Общение с ГИБДД
  • В помощь водителям
  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.

Итак, транспортное средство вправе остановить:

  • Регулировщик;
  • Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
  • Инспектор ГИБДД;
  • Полицейский.

Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *