Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Если взять такие примеры федеральной государственной гражданской службы, как руководители и советники, то классные чины им присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Что такое классные чины и как они зависят от должностей
Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом президента РФ:
- госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
- в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
- в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.
Порядок понижения и лишения классных чинов
Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.
Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.
Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.
Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.
Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».
Категории должностей гражданской службы
Должности гражданской службы подразделяются на (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ):
- руководителей — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
- помощников (советников) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
- специалистов — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
- обеспечивающих специалистов — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Группы должностей гражданской службы
Группы должностей гражданской службы определены в п. 3 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ. В них входят:
- высшие должности гражданской службы;
- главные должности гражданской службы;
- ведущие должности гражданской службы;
- старшие должности гражданской службы;
- младшие должности гражданской службы.
В каждую группу включаются определенные категории должностей. Так, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы, «специалисты» — высшую, главную, ведущую и старшую, «обеспечивающие специалисты» — главную, ведущую, старшую и младшую.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые являются соответствующими разделами Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574. Например, в разд. 1 данного Реестра в Перечне должностей Администрации Президента РФ в категорию «помощники (советники)» к высшей группе должностей отнесены:
- Помощник Президента Российской Федерации;
- Советник Президента Российской Федерации;
- Старший референт Президента Российской Федерации;
- Референт Президента Российской Федерации;
- Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
- Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
- Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Принципы набора кадров
В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.
Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.
В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):
- Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
- Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
- Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
- Количественное соотношение должно быть оптимальным.
Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.
В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.
Классификация государственных служащих Российской Федерации
Классификация государственных служащих — одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.
1. По уровням государственной власти:
- федеральные государственные служащие;
- государственные гражданские служащие субъектов РФ.
2. По ветвям государственной власти:
- государственные служащие законодательной власти;
- исполнительной власти;
- судебной власти и прокуратуры;
- иных высших государственных органов.
3. По видам государственной службы.
- гражданский служащий;
- военнослужащий;
- служащий правоохранительных органов.
4. По условиям прохождения службы:
- карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
- замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.
5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания — одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.
Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:
- классные чины;
- дипломатические ранги;
- воинские звания;
- специальные звания.
Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Государственный служащий: понятие, виды
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
Тест с ответами: “Государственная служба”
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, которые связаны с гражданской службой:
а) Уставы субъектов РФ
б) Нормативно – правовые акты государственных органов
в) оба ответа правильны +
2. Государственная гражданская служба субъектов РФ ориентирована на:
а) повышение эффективности деятельности государственных органов субъектов РФ
б) обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ +
в) оказание помощи федеральным органам государственной власти
3. Какие из основ государственной гражданской службы РФ установлены ФЗ №79:
а) финансово – экономические +
б) концептуальные
в) федеративные
4. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является выбором из числа претендентов на занятие должности более:
а) старшего
б) достойного +
в) образованного
5. Кто не относится к категориям должностей гражданской службы:
а) заместители руководителя +
б) специалисты
в) руководители
6. Профессиональная служебная деятельность в аппарате федеральных судов относится к такому виду государственной службы:
а) Военная служба
б) Федеральная государственная гражданская служба +
в) Правоохранительная служба
7. Группы работников, имеющие статус гражданского служащего:
а) Аппарат избирательных комиссий РФ
б) Руководители структурных подразделений государственных органов
в) оба варианта правильные +
8. Должен ли государственный служащий в процессе профессиональной служебной деятельности учитывать культурные и иные особенности концессий:
а) да +
б) нет
в) иногда
9. Гражданский служащий не может:
а) получать гонорары за публикации в качестве частного лица
б) состоять в политической партии, находящейся в оппозиции к руководству страны
в) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ +
10. В список запретов для государственного служащего не включено:
а) состоять в профсоюзе +
б) вступать в политические партии
в) использовать должностные полномочия для предвыборной агитации
11. К группам должностей гражданской службы не относится:
а) главные
б) низшие +
в) высшие
12. В чем осуществляется направленность служебных обязанностей советников (помощников):
а) непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности гражданской службы категории “руководители”
б) непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ
в) все варианты правильные +
13. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории “специалисты” всех групп должностей гражданской службы входит:
а) наличие высшего профессионального образования +
б) наличие среднего профессионального образования
в) наличие курсов повышенной квалификации
14. Периодичность, с которой гражданские служащие проходят повышение квалификации:
а) не реже одного раза в три года +
б) не реже одного раза в два года
в) не реже одного раза в пять лет
15. К целям учреждения должностей государственной службы относится:
а) обеспечение исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность субъекта РФ
б) обеспечение исполнения полномочий органа государственной власти
в) оба варианта правильные +
г) оба варианта не правильные
16. Классные чины гражданским служащим присваиваются по результатам:
а) квалификационного экзамена +
б) экзамена по присвоению классного чина
в) аттестации
17. Какая из должностей относится к государственным должностям РФ:
а) Президент РФ
б) Федеральный министр
в) оба варианта правильные +
18. На что имеет право государственный служащий, согласно ст. 9 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”:
а) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей
б) на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности
в) оба варианта правильные +
19. Какой из статей определен порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы:
а) Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы”
б) ст. 22 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”
в) оба варианта не правильные
г) оба варианта правильные +
20. Среди каких граждан проводиться конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы:
а) владеющих государственным языком
б) имеющих профессиональное образование
в) оба варианта правильные +
г) оба варианта не правильные
II вариант.
Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям (Версия 5.0)
Данный тест направлен на выявление знаний, необходимых для поступления на государственную гражданскую службу и замещения любой должности государственной гражданской службы.
В тесте затрагиваются пять областей знаний, перечисленных ниже:
- знание Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации;
- знание государственного языка Российской Федерации – русского языка;
- знание законодательства о государственной и гражданской службе;
- знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- знание в области информационно-коммуникационных технологий.
Система он-лайн тестирования выстроена следующим образом:
- Время прохождения теста (40 вопросов) ограничено 40 минутами.
- Задача проходящего тест – проанализировать информацию, изложенную в вопросе, и из нескольких ответов выбрать правильный. В каждом вопросе возможен только один правильный вариант ответа.
- Если проходящий тест заканчивает работу до истечения времени, то, при желании, он может вернуться к предыдущим вопросам и проверить свои ответы;
- Если проходящий тест набирает в сумме 40 баллов за прохождение тестовых вопросов пользовательского и экспертного уровней, то тестирование прекращается досрочно.
По окончании прохождения теста отображаются результаты тестирования, включающие количество верных и неверных ответов и вопросы, на которые даны неверные ответы.
Таблица соотношения классных чинов и званий
Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).
№ | Классный чин федеральной государственной гражданской службы | Воинское звание | Специальное звание | Классный чин юстиции (Министерство юстиции Российской Федерации) | Классный чин прокурорских работников (Прокуратура Российской Федерации) |
---|---|---|---|---|---|
1 |
|
|
|
|
|
2 | генерал-лейтенант, вице-адмирал | генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса | государственный советник юстиции 2 класса | |
3 | генерал-майор, контр-адмирал | генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса | государственный советник юстиции 3 класса | |
4 | полковник, капитан 1 ранга | полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса | старший советник юстиции | |
5 | подполковник, капитан 2 ранга | подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса | советник юстиции | |
6 | майор, капитан 3 ранга | майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса | младший советник юстиции | |
7 | капитан (воинское звание), капитан-лейтенант | капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | советник юстиции 1 класса | юрист 1 класса | |
8 | старший лейтенант | старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | советник юстиции 2 класса | юрист 2 класса | |
9 | лейтенант | лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | советник юстиции 3 класса | юрист 3 класса | |
10 | младший лейтенант | младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | юрист 1 класса | младший юрист | |
11 | старший прапорщик, старший мичман | старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | юрист 2 класса | Нет | |
12 | прапорщик, мичман | прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы | юрист 3 класса | Нет | |
13 |
|
|
Нет | Нет | |
14 |
|
|
Нет | Нет | |
15 |
|
Нет | Нет |
Категории сотрудников
В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.
Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.
По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.
Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий
Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).
Чин | Воинское звание |
Действительный госсоветник 1 кл. |
|
Действительный госсоветник 2 кл. | вице-адмирал, генерал-лейтенант. |
Действительный госсоветник 3 кл. | контр-адмирал, генерал-майор. |
Госсоветник 1 кл. | капитан 1 ранга, полковник. |
Госсоветник 2 кл. | капитан 2 ранга, подполковник. |
Госсоветник 3 кл. | капитан 3 ранга, майор. |
Советник 1 кл. | капитан, капитан-лейтенант. |
Советник 2 кл. | старший лейтенант. |
Советник 3 кл. | лейтенант. |
Референт 1 кл. | младший лейтенант. |
Референт 2 кл. | старший мичман/прапорщик. |
Референт 3 кл. | мичман, прапорщик. |
Секретарь 1 кл. |
|
Секретарь 2 кл. |
|
Секретарь 3 кл. |
|
Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.
Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание – увольнение. Оно предусмотрено за:
- Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
- Прогул.
- Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
- Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
- Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.
В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Ожидание: в госучреждения устраиваются ради стабильной зарплаты.
Реальность: с 1994 года работаю в государственном бюджетном учреждении ветеринарии. Провожу ветеринарную экспертизу мяса, оформляю документы, удостоверяющие безопасность продукции. Работаю с 06:00 до 18:00. Авралы сейчас бывают редко, за работу в выходные и праздники не доплачивают.
Раньше по молодости гордилась, что работаю на государство. Сейчас нет — стыдно. Мой оклад — ПЯТЬ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬСОТ РУБЛЕЙ. Своего жилья нет, и будет ли пенсия с моим заработком — неизвестно.
Ожидание: и все-таки чиновники хорошо зарабатывают.
Ожидание: зато у госслужащих белая зарплата.
Департамент страдает от нехватки кадров, и зарплаты не компенсируют объем работы, нервов и ответственности. При этом каждое твое действие моментально обрастает бумажками — надо оформить кучу заявок онлайн, а потом их еще распечатать и подписать. Хотя я понимаю важность своей ежедневной работы: учителя вовремя получают зарплату, функционируют колледжи и школы, потому что мы сделали все вовремя и деньги нигде не застряли в пути.
Ожидание: еще они получают хорошие отпускные.
Моей зарплаты хватает только на оплату коммуналки, сада и школы. Одеваюсь за счет родителей, кормит муж. Ни о каких кафешках и отдыхе у моря даже речи не идет.
Ожидание: пенсия у чиновников тоже неплохая.
Реальность: могу сказать, что 90% работы регионального правительства — функционирование самого госаппарата. Нынешние госслужащие, как и во времена Пушкина, просто протирают штаны — только теперь не скрипя гусиным пером, а стуча по клавиатуре компьютера. Министры могут заседать до полуночи, местная администрация должна исправно слать бумажки в Москву.
А простой чиновный люд ради этого зашивается.
Приходить на работу в субботу — правило, а не исключение. Поток бумаг нескончаем, и потому рабочий график у нас обычно ненормированный, что сильно угнетает свободолюбивую натуру.
Хотя однажды в нашем ведомстве было очередное совещание, которое на реальной жизни никак не отражается, я был ответственным за явку СМИ — в первую очередь местного телевидения. Но в этот день было другое мероприятие с участием губернатора, и телевизионщики ушли туда. После совещания руководитель устроил истерику, мне снизили премию. А взнос по ипотеке никто не снижает.
Ожидание: и, конечно, все берут взятки.
Реальность: у госслужащих нет абсолютно никаких благ. Одни запреты: мы за свой счет ездим в райцентр, чтобы сдавать отчеты, заявления населения на матпомощь и пособия. Это новый глава еще не требует покупать канцтовары за свой счет — пока только грозится.
Все считают нас слугами — и люди, и главы, которые меняются каждые пять лет. Но далеко не все чиновники — коррупционеры и купаются в деньгах.