Чем грозит работа с госзаказчиками без госконтракта?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит работа с госзаказчиками без госконтракта?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно ч. 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения».

Споры, связанные с предметом контрактов

Закон № 44-ФЗ не называет в качестве существенных (обязательных) условий госконтрактов их предмет. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о (1) предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, предмет госконтракта по общему правилу является его существенным условием.

Изменение существенных условий регламентируется положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения соответствующих изменений в условия госконтрактов. Однако, на практике нередко предписания статьи 95 Закона ФЗ-44 не соблюдаются, в связи с чем возникают споры.

Споры, связанные с предметом исполнения контракта, особенно часто возникают в связи с выполнением долгосрочных и дорогостоящих госконтрактов, поскольку ввиду перечисленных обстоятельств нередко обнаруживаются «ненужные» заказчику работы, а также возникает потребность по выполнению дополнительных работ.

В указанных ситуациях достаточно велик риск изменить предмет договора. Так, например, в рамках рассмотрения дела № А58-619/2016 было установлено, что сторонами госконтракта было заключено дополнительное соглашение к контракту, которым в определении «Здания/Сооружения» слово «реконструкция» заменили на слово «строительство», определение объекта изложили в следующей редакции: «Объект» – «Строительство аэропорта», в связи с увеличением объёма работ увеличили цену контракта, принято новое задание на проектирование согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, новый график выполнения работ по проектированию объекта согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению, контракт дополнен новым приложением № 4 «Сводный сметный расчёт проектно-изыскательских работ» согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.

В связи с указанным, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 марта 2017 г. № Ф02-518/17 по делу № А58-619/2016 указал:

«Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований [о взыскании задолженности за выполненные работы], обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к контракту заключено с нарушением процедуры размещения заказа, обязательной для участников гражданских правоотношений, а потому ничтожно и не порождает обязанности агентства оплачивать непредусмотренные контрактом работы по проектированию строительства аэропорта. При этом истец не доказал фактическое выполнение работ по реконструкции аэропорта.

Выводы судов соответствуют положениям ст. 8, п. 1 ст. 167, ст. 168, п. 1 ст. 527, п. 1 ст. 711, ст. 720, ст. 758, п. 1 ст. 760, статей 762, 763, 765, 766, 767 ГК РФ, п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ, ч. 2 ст. 34, ст. 54, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Доводы жалобы, касающиеся действительности дополнительного соглашения, возможности увеличения суммы контракта и изменения работ по проектированию реконструкции объекта на работы по проектированию строительства, нельзя признать состоятельными, поскольку указанным соглашением стороны изменили предмет контракта. При этом новой процедуры торгов в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ проведено не было. Кроме того, бюджетом было предусмотрено финансирование как реконструкции, так и строительства, что предполагает заключение отдельных контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.»

Исходя из указанного, можно сделать вывод, что изменение предмета госконтракта путем заключения дополнительных соглашений не правомерно.

В продолжение темы о невозможности изменения госконтракта путем заключения дополнительных соглашений высказался Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 4 марта 2019 г. № Ф03-5962/18 по делу № А73-16810/2016, где указал:

«Как установили суды, в ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение, по условиям которого из состава контракта исключены некоторые виды объема работ с добавлением новых видов работ, не предусмотренных контрактом изначально. Кроме того, в значительной степени, более чем на десять процентов, увеличены или уменьшены объемы отдельных видов работ.

Возможность изменения существенных условий государственного контракта с включением новых работ, не поименованных изначально, а также исключение определенных контрактом работ, не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.»

Таким образом, добавление новых видов работ, не предусмотренных изначально госконтрактом, путем заключения дополнительных соглашений неправомерно. В таком случае необходимо заключить новый госконтракт путем проведения соответствующих закупок.

Вызывает интерес также вопрос о возможности изменения предмета контракта путем принятия нормативного акта.

Ответ на данный вопрос можно найти в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. № Ф04-7595/19 по делу № А03-18916/2018, где указано:

«Общество указало, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит положениям Закона № 44-ФЗ.

Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу № А03-18727/2017, установив, что постановление от 09.10.2017, предусматривающее изменение схемы движения маршрута №, принято ответчиком в отсутствие решения транспортной комиссии, суд пришел к выводу, что оснований для изменения условий контракта до истечения его срока действия не имелось, принятие администрацией указанного постановления является сделкой, изменяющей в одностороннем порядке согласованные сторонами условия, что в силу ст. 10 ГК РФ свидетельствует о недобросовестности действий заказчика.

Отклоняя довод администрации о том, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительное соглашение к нему не заключалось, суд первой инстанции указал, что изменение условий контракта без заключения дополнительного соглашения является нарушением положений контракта, являющимся достаточным основанием для обращения истца с настоящим иском.

Кроме того, судом отмечено, что предмет контракта также определен постановлением от 17.08.2017, ответчик, внося изменения в указанное постановление, фактически изменил и предмет контракта.

Суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт совершения администрацией действий, направленных на одностороннее изменение условий заключенного между сторонами контракта путем изменения схемы движения маршрута №, что в силу положений законодательства является недопустимым».

Исходя из приведенной выдержки из решения, можно сделать однозначный вывод о том, что изменение предмета договора путем издания нормативного акта является неправомерным.

Однако не все изменения, относящиеся к предмету контракта, являются неправомерными. Так в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. № Ф08-9587/20 по делу № А63-16776/2019 указано:

«Суды установили, что предметом государственного контракта являлось выполнение работ по созданию, ведению в эксплуатацию в Ставропольском крае системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с чем суды исходили из того, что государственный контракт фактически является договором подряда.

Инструкция по закупкам с оплатой и исполнением в следующем году

  1. Если утвердили лимиты бюджетных обязательств на трехлетний период. Допускается заключать соглашения, переходящие на 3 года. Не бойтесь, что за это оштрафуют. ФАС согласен с таким порядком. Чтобы полностью обезопасить себя, включите отлагательное условие. Вот как провести закупку на следующий год по 44-ФЗ: заключите госконтракт в текущем периоде и отложите исполнение договора до начала финансирования контрактных обязательств. Тогда не придется изменять первоначальные условия соглашения. Если ЛБО доведут не в полном объеме или полностью не доведут, то надлежит расторгнуть договор с поставщиком или подписывать дополнительное соглашение с новыми условиями.
  2. Если закупаемые работы или оказываемые услуги относятся к работам длительного цикла. Статус «долгосрочные контракты по 44-ФЗ» присваивают только органы власти — правительство, федеральные или муниципальные законодатели посредством конкретных решений. Величины выделяемых денег, сроки и объемы поставок закрепляются распоряжением вышестоящих органов.
  3. Если необходимо приобрести товары в рамках государственной программы вооружения. Заключенное соглашение имеет силу в период действия госпрограммы. Такое же правило применимо к договорам по государственным программам, федеральным и муниципальным решениям на поставку продукции со встречными обязательствами, которые не связаны с объектом соглашения сторон. И запомните, как отразить в плане-графике закупки в 2022 с оплатой в 2022: если извещение о закупке размещено в 2022-м за счет средств 2022-го, то информация о такой закупке подлежит включению в план-график того периода, в течение которого планируется исполнение договорных обязательств.
  4. Если вы подписываете энергосервисный контракт. Цена такого соглашения рассчитывается в процентном соотношении от стоимости экономии на энергоресурсах.
  5. Если вам надлежит заключить договор в момент отзыва ЛБО в пределах принимаемых обязательств.
Читайте также:  В Белоруссии предложили ввести сбор за выезд из страны

Казначейское сопровождение контракта

Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.

Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2022 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2022 год №380-ФЗ.

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Указать соисполнителей по договору.
  • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
  • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
  • Вести раздельный финансовый учет.
  • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
  • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

ВС дал разъяснения о ничтожных контрактах

В обзоре дается толкование по 10 проблемным аспектам разрешения дел данной категории. В частности, ВС разъясняет, что соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным законом №44-ФЗ, на момент выявления победителя не имеет правового значения в случае, если участник закупки не соответствовал этим требованиям на момент подачи заявки для участия в электронном аукционе.

Кроме того, не допускается понуждение заказчика к исполнению контракта, если после его заключения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов, предъявляемым к участникам закупки, что позволило ему стать победителем. В этом случае отказ заказчика от исполнения контракта, по правилам ч. 15 ст. 95 закона №44-ФЗ, является правомерным.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году

Исполнение контракта подразумевает выполнение обеими сторонами — заказчиком и поставщиком — своих обязательств. То есть исполнитель поставляет товар, выполняет работу либо оказывают услугу в соответствии с условиями контракта, а заказчик принимает поставку, своевременно и в полном объеме ее оплачивает. В ходе процесса стороны должны руководствоваться нормами самого контракта, закона 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных правовых актов.

Льготы по условиям муниципального контракта могут предоставляться представителям малого бизнеса при выполнении социально значимых проектов, но в контракте при этом должна обязательно приводиться ссылка на соответствующие решения местных властей, принятые до определения победителя закупки.

  1. Утверждается план закупок и публикуются извещения в ЕИС.
  2. Участники подают заявки.
  3. Проводятся отборочные процедуры, и определяется победитель.
  4. В ЕИС публикуется проект контракта, и стороны согласовывают условия.
  5. Согласованный контракт подписывается сторонами.
  6. После выполнения заказа подписывается акт приемки, и средства перечисляются на счет подрядчика.

Написать комментарий

      …. ограничили перечень документов, которые может требовать заказчик от МСП

      Среди информации, которую имеет право требовать заказчик:

      • наименование, адрес, учредительный документ — для юрлиц, ФИО, паспортные данные, адрес для ИП,
      • ИНН,
      • копия решения об одобрении крупной сделки,
      • документы об обеспечении заявки,
      • декларация, подтверждающая отсутствие ликвидации или банкротства, долгов по налогам,
      • описание товара,
      • цена.

      Заложенное по ипотеке и арестованное имущество должников будут продавать через электронные торги

      Такой порядок повысит прозрачность и конкурентность торгов. Если в закупках сможет участвовать большее число покупателей, то сделка может оказаться выгоднее для заемщика. Операторов правительство выберет среди единых электронных площадок, на которых продается имущество, конфискованное в собственность государства. Также заработает ГИС «Конфискат».

      Обеспечение исполнения госконтракта в ГОЗ

      Обеспечение исполнения госконтракта не потребуется, если в закупке соблюдены два условия:

      • есть банковского или казначейского сопровождения,
      • закупают создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры.

      Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте. Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.

      Привлекать ли экспертов к приемке по госконтракту?

      Допустим, произведенная собственными силами заказчика экспертиза показала, что поставлен товар ненадлежащего качества. Заказчик отказался его принимать и уведомил об этом поставщика. Может ли собственная экспертиза являться основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке? Может, и это подтверждается арбитражной практикой. Примером служит постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № А63-6507/2014.

      В упомянутом деле заказчик расторг контракт и передал информацию об исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков. Исполнитель попытался оспорить в суде тот факт, что заказчик правомерно расторг контракт на основании экспертизы. Ведь она была произведена собственными силами, то есть, не независимыми, а заинтересованными лицами.

      Суд указал, что экспертиза была проведена на законных основаниях. Ее итоги были приложены к делу, и поставщик не смог их опровергнуть.

      После приемки или отказа от нее заказчик должен составить отчет. В отдельных случаях, например, при малых закупках, отчет не составляется. Документ необходимо разместить в ЕИС. Также публикации в системе подлежит акт или иной документ, который подтверждает приемку результатов исполнения контракта или отказ от нее. Кроме того, в ЕИС необходимо разместить экспертное заключение (если привлекались эксперты).

      Победитель и второй участник электронного аукциона по 44-ФЗ признаны уклонившимися от заключения контракта по банковской гарантии (основания одинаковые). Заказчик запустил запрос предложений в электронной форме, т.к. аукцион признан несостоявшимся. Второй участник аукциона подал жалобу в ФАС.

      В случае признания жалобы обоснованной, с кем заказчик должен заключить контракт?

      Должен ли отменять протокол признания уклонившимся и для победителя?

      Должен ли отменять запрос предложений, который уже опубликован по этой несостоявшейся закупке.

      Ответ на заданные вопросы зависит от решения ФАС и предписания, которое будет вынесено по результатам рассмотрения жалобы, если ее признают обоснованной.

      Читайте также:  Нюансы увольнения работников в банкротной компании

      Если ФАС отменит протокол о признании второго участника аукциона уклонившимся от заключения контракта, то заказчик должен будет заключить контракт с ним (если иное не будет указано в предписании ФАС).

      ФАС должен рассматривать жалобу только по тому участнику, который ее подал, соответственно, оснований для отмены протокола об уклонении от заключения контракта для победителя нет.

      Поскольку запрос предложений проводится вследствие признания аукциона несостоявшимся, если ФАС отменит протокол о признании второго участника уклонившимся от заключения контракта, то объявленный запрос предложений должен быть отменен (аннулирован).

      Суд удовлетворил требования поставщика о взыскании с заказчика убытков в виде реального ущерба и штрафных санкций.

      Между компанией и муниципальным учреждением заключен контракт на продажу жилого помещения в целях переселения гражданина из аварийного жилого фонда.

      В целях исполнения своего обязательства поставщик заключил с собственником двухкомнатной квартиры договор поручения, по которому обязался осуществить продажу данной квартиры заказчику в рамках контракта.

      У поставщика по условиям контракта было обязательство оплачивать коммунальные платежи вплоть до передачи жилого помещения заказчику.

      Но заказчик отказался от приемки квартиры, сославшись на недостатки отделки: отсутствуют перемычки к отопительным приборам и вентили для отключения приборов отопления, высота потолка не соответствует нормативным документам в области строительства. В последующем поставщику удалось в судебном порядке признать отказ в приемке квартиры незаконным, так как недостатки были несущественными, и обязать заказчика принять квартиру.

      В следующем судебном споре поставщик взыскал с заказчика неустойку в виде штрафа за нарушение заказчиком своих обязательств по контракту и свои убытки в части непокрытой штрафом. Суд посчитал, что в непосредственной зависимости от незаконных действий заказчика у поставщика возникли убытки в виде расходов на оплату коммунальных расходов с момента незаконного отказа в приемки квартиры до момента её приемки по решению суда, а также стоимость арендной платы квартиры для собственника двухкомнатной квартиры, которую поставщик продал заказчику (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2020 г. по делу N А29-613/2019).

      Суд взыскал с государственного заказчика в пользу поставщика убытки в виде процентов по выплаченной сумме банковской гарантии.

      Организация заключила контракт с Фондом социального страхования на поставку товаров гигиены непосредственно нуждающимся гражданам. В качестве обеспечения своих обязательств по контракту была представлена банковская гарантия.

      Поставщик допустил просрочку в поставке товара, ему был начислен штраф. Так как оплатить добровольно он его отказался, заказчик обратился с соответствующим требованием в банк, который выдал гарантию. Сумма по требованию была выплачена заказчику, а банк в свою очередь взыскал с поставщика данную сумму и проценты со дня списания суммы по банковской гарантии и до даты её возвращения в банк.

      Вместе с тем, суд посчитал, что заказчик неверно рассчитал сумму штрафных санкций – она должна была быть значительно ниже. Соответственно, суд не только обязал заказчика вернуть часть суммы, уплаченной в качестве штрафа, но и взыскал в виде убытков часть суммы процентов, начисленных за пользование денежными средствами по банковской гарантии со дня списания суммы по банковской гарантии и до даты её возвращения в банк (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2020 г. по делу N А29-11128/2019).

      Суд взыскал упущенную выгоду с заказчика в пользу исполнителя по контракту в рамках 44-ФЗ.

      Предприниматель заключила контракт с детской поликлиникой на оказание услуг по обслуживанию транспортными средствами с водителем. Срок оказания услуг по контракту составлял примерно полгода и контрактом был предусмотрен общий объем услуг, которые исполнитель должен был оказать заказчику.

      На протяжении нескольких месяцев предприниматель успешно оказывала услуги, заказчик их принимал без нареканий. Но за несколько месяцев до окончания срока действия контракта, заказчик заключил контракт с другой компанией на оказание аналогичных услуг и на аналогичный период. При этом контракт с предпринимателем не расторгался и объем оказываемых услуг не менялся.

      Предприниматель лишилась возможности получить прибыль в полном объеме, на которую рассчитывала при заключении контракта, из-за неправомерных действий заказчика. В связи с этим, суд удовлетворил требования предпринимателя о взыскании упущенной выгоды, то есть того дохода за минусом расходов, который предприниматель могла получить, если бы заказчик не заключил новый контракт с другой организацией (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 сентября 2019 г. N Ф03-4132/2019).

      Предприниматель принял участие в аукционе для поставки мебели образовательным учреждениям, но его заявку заказчик признал не соответствующей требованиям аукционной документации, так как предприниматель является единственным участником компании, которая включена в реестр недобросовестных поставщиков.

      Предприниматель обжаловал решение заказчика в антимонопольный орган, который встал на защиту участника закупки. Решение регионального УФАС было обжаловано в суде, но было признано им законным и обоснованным.

      К моменту принятия решения антимонопольным органом контракт уже был заключен с другим участником закупки и фактически исполнен. Поэтому ему пришлось обращаться в суд с требованием о взыскании упущенной выгоды.

      В суде требования участника закупки были удовлетворены. При расчете упущенной выгоды была учтена цена, предложенная им при проведении аукциона, за минусом себестоимости работ по изготовлению мебели (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июля 2019 г. N Ф09-3681/19).

      Суд удовлетворил требования подрядчика о взыскании убытков из-за незаконного предъявления заказчиком требований по банковской гарантии.

      Трудовой договор — альтернатива трудовой книжке, их одновременное предоставление не требуется

      При оценке заявок по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчик должен установить в порядке оценки заявок:

      1. перечень специалистов и иных работников определенной квалификации, необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
      2. перечень документов, подтверждающих наличие вышеуказанных специалистов и иных работников, а также их квалификацию:
      • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ;
      • документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

      При установлении в порядке оценки заявок конкретного перечня документов, подтверждающих наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, заказчики нередко допускают ошибки.

      Пример

      Для оценки заявок по рассматриваемому критерию заказчик потребовал от участников закупки представить копии следующих документов:

      • штатного расписания участника закупки;
      • документов, подтверждающих наличие у сотрудников участника закупки специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, позволяющих работать в соответствующей должности;
      • трудовой книжки и приказа о приеме на работу;
      • трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником, либо гражданско-правового договора.

      Правовая оценка суда: заказчиком в одном абзаце в качестве необходимых на безальтернативной основе документов указаны трудовая книжка и трудовой договор. Но трудовой договор — это альтернативный трудовой книжке документ. Требовать его предоставления одновременно вместе с трудовой книжкой неправомерно, т. к. согласно подп. «б» п. 30 Положения № 2604 наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками или документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

      Своими формулировками заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников конкурса посредством перечисления необходимых документов без приведения альтернативы, в частности, не определяя, что трудовой договор является альтернативным документом по отношению к трудовой книжке.

      Решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу № А56-60568/2022 г.

      Чтобы контракт считался исполненным, достаточно документов о его исполнении. Наличие в реестре контрактов записи «Исполнение завершено» необязательно

      Обратимся к примеру такой закупки.

      Комиссия заказчика не засчитала представленные участником закупки контракты, потому что на момент рассмотрения и оценки заявок (28 февраля 2022 г.) они находились в реестре контрактов в статусе «Исполнение». Статус «Исполнение завершено» появился у этих контрактов позднее, в период с 1 по 4 марта 2022 г.

      Правовая оценка суда: представленные участником закупки контракты подтверждали наличие необходимого опыта у участника закупки, потому что наряду с самими контрактами на момент рассмотрения заявки в ЕИС уже имелись акты об окончательной приемке выполненных работ на полную сумму. Следовательно, оснований для непринятия контрактов к оценке у комиссии заказчика не было.

      Читайте также:  Регистрация Права На Линейные Объекты 2021

      Довод о том, что на момент подачи заявки на участие в конкурсе контракты находились в статусе «Исполнение», не может быть принят судом, поскольку технические изменения в карточке контракта не влияют на окончание работ по контракту. Действующее законодательство в сфере закупок не определяет отсутствие сведений в ЕИС в качестве обстоятельств, исключающих факт исполнения контрактов.

      Решение АС Ставропольского края от 13.09.2022 по делу № А63-7609/2022 г.

      Как юридически готовиться к возможному неисполнению обязательств и досудебному урегулированию споров?

      Форс-мажор

      Для того чтобы снять с себя ответственность за нарушение обязательств, необходимо подтвердить, что экономические и политические санкции отразились на порядке исполнения Вашего контракта. Таким подтверждением будет заключение Торгово-Промышленной палаты (ТПП).

      Получение заключения ТПП – сложный процесс, требующий особого внимания к доказыванию и описанию причин и следствия. Особенно проблематично это доказать, когда по контрактам поставляется российский товар, изготовленный с применением импортного сырья или упаковки.

      Если Ваша ситуация относится к форс-мажору обязательно своевременно уведомите заказчиков и своих партнеров о случившемся. Если не будет уведомления, то потом ссылаться на эти обстоятельства не получится.

      Существенное изменение обстоятельств

      Существует статья 451 Гражданского кодекса, согласно которой договор может быть изменен или расторгнут, если обстоятельства из которых стороны исходили при заключении договора, существенно изменились.

      Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

      Стороны могут использовать это условие как для заключения дополнительных соглашений, так и для разрешения спора в суде.

      Существенное изменение также нужно подтвердить документами, обосновать влияние именно на Вас и Ваши обязательства.

      Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

      Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

      1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
      2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
      3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
      4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
      5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
      6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
      7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

      Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС

      Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.

      Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.

      Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:

      • получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
      • зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.

      Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом

      В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.

      Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:

      1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;

      2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;

      3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.

      Копия иска на заказчика пор мун

      Суд первой инстанции, правильно истолковав нормы Закона и Гражданского кодекса в системе, пришел к выводу, что сроки выполнения подрядных строительных работ и цена контракта могут быть изменены только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 05.04.2021 N 44-ФЗ.

      Государственный или муниципальный заказчик планировал провести закупку на бюджетные деньги, но лимиты «урезали», и заказчик не может заплатить поставщику полную сумму. Может ли заказчик уменьшить цену на величину НДС, если победитель закупки работает на упрощенной системе налогообложения (УСН)?

      Казначейское обеспечение обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

      Государственный контракт 2021

      Сегодня действует Федеральный закон № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которым предусмотрено повышение с 2021 г. размера ставки НДС с 18 до 20%. При этом не предусмотрено никаких исключений в отношении договоров, заключенных до 01.01.2021, в том числе государственных и муниципальных контрактов. Возник вопрос: можно ли внести изменения в госконтракт, заключенный до 01.01.2021, в части цены? Минфин решил, что это возможно. Свою позицию он обосновал в Информационном письме № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость».

      Большое число разнообразных нормативных актов, которые зачастую фрагментарно регулируют отдельные вопросы, связанные с выполнением подрядных работ для государственных нужд, конечно же, не могут обеспечить комплексное регулирование соответствующих отношений. В связи с этим нельзя не согласиться с выводом М.И. Брагинского: «Названные выше и ряд других таких актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллидирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд — одного из немногих, прямо поименованных в ГК законов, которые до сих пор не приняты».

      Допработы по госконтракту

      Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что истец неоднократно оповещал ответчика о необходимости согласования и проведения работ по пожаротушению, эти работы были связаны с устранением риска повреждения объекта и обеспечением его безопасности, предусмотренные контрактом работы по рекультивации не могли проводиться на территории горящего полигона.

      Отменяя принятые по делу судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции обратил внимание нижестоящих судов на необходимость отграничения самостоятельных работ, выполненных для государственных или муниципальных нужд в отсутствие заключенного в установленном порядке контракта, и дополнительных работ, без выполнения которых выполнение работ, предусмотренных заключенным контрактом, было бы невозможным.

      Как правильно и безопасно продать машину по новым правилам

      А вот когда реальный покупатель, который действительно готов приобрести автомобиль, найден, и продажная цена конкретно определена и согласована обеими сторонами, пора заняться юридической стороной вопроса, в которую, как раз таки, и внесены законодательные изменения. Чиновники решили упростить автолюбителям процедуру купли-продажи, уменьшив бюрократические проволочки. Теперь при продаже машину не нужно снимать с рег.учета, что является несомненным плюсом для продавца. Но в то же время возрастают риски покупателя, который может обнаружить какие-то проблемы с авто только в тот момент, когда ставит его на учет в ближайшем ГИБДД, а значит, имущество является уже его собственностью, и от этих проблем никуда не деться. По упрощенной схеме продажи автомобиля, все действия с регистрацией производит лишь покупатель (причем на это ему отводится теперь целых 10 дней) – продавец тут абсолютно ни при чем. Дело продавца лишь найти этого покупателя, оформить с ним сделку, получить деньги и передать документы и ключи. Остальные действия ложатся на плечи приобретающей стороны. Таким образом, при реализации автомобиля его теперь не требуется снимать с учета, необходимо лишь заключить юридически грамотный договор о его продаже.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *