Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная пенсия в России по годам и средняя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Пример расчёта пенсии для граждан, родившихся до 1967 года
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома.
Проведенное с февраля 1995 года повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты, имевшее своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65 процентов прожиточного минимума пенсионера, прошло с большим трудом, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели.
А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.
Заработная плата за период с августа 1993 г. по апрель 1994 г. (850000 руб ) увеличивается в 1,3 раза с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г., и составит 1105000 руб. Заработная плата выплаченная после 1 мая 1994 г., учитывается в фактическом размере.
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер средней пенсии, в рублях |
---|---|
2020 | 15400 |
2019 | 14900 |
2018 | 14300 |
2017 | 13620 |
2016 | 13132 |
2015 | 11783 |
2014 | 10888,7 |
2013 | 10400 |
2012 | 9040,5 |
2011 | 8202,9 |
2010 | 7476,3 |
2009 | 5191,1 |
2008 | 4198,6 |
2007 | 3115,5 |
2006 | 2726,1 |
2005 | 2364 |
2004 | 1914,5 |
2003 | 1637 |
2002 | 1378,5 |
2001 | 1023 |
2000 | 694,3 |
1999 | 449 |
Минимальная пенсия в России по годам и средняя
Федеральный закон от 27 июля 1995 г. N 117-ФЗ
«О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 109-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу
Федеральным законом от 30 сентября 1997 г. N 127-ФЗ минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 октября 1997 года установлен в сумме 76 533 рубля в месяц, с 1 декабря 1997 года — в сумме 84 186 рублей в месяц
О повышении минимального размера пенсий, их индексации и перерасчете см. справку
Президент Российской Федерации
27 июля 1995 года
С 1 августа 1995 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается в сумме 55000 (ранее — 52486) рублей в месяц. Все пенсии, исчисленные в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», увеличиваются в 1,05 раза исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1995 года. При увеличении размера пенсии компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством РФ, увеличивается с 39360 рублей до 50000 рублей.
При назначении пенсий или их перерасчете после 1 августа 1995 года суммы заработка, полученные до 1 августа 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов; суммы заработка, полученные после 1 августа 1995 года, учитываются без применения указанных коэффициентов. Размер пенсии при этом в 1,05 раза не повышается, к нему начисляется компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством РФ.
Определены источники финансирования расходов, связанных с повышением минимального размера и индексацией пенсий.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таблица средней зарплаты по стране для начисления пенсии помогает самостоятельно рассчитать примерные выплаты, которые ежемесячно будет получать человек после того, как уйдет на заслуженный отдых.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, размер будущей пенсии рассчитывается, исходя из количества заработанных гражданином баллов и стоимости одного балла. Такая система была введена еще в 2015 году. С тех пор пенсионное обеспечение называется не трудовым, а страховым, и рассчитывается, в том числе, исходя и из среднемесячного дохода человека в период его профессиональной деятельности.
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Большую роль таблица среднемесячной зарплаты в стране для начисления пенсии играет и тогда, когда назначаемое пособие рассчитывается на государственном уровне. В таком случае рассматривается отношение двух заработков.
Для этого учитывается среднемесячный трудовой доход определенного гражданина и его соотношение с таким же показателем за этот же период времени, усредненный по всей стране и представленной в одной из сводных таблиц.
Среднемесячный доход работающих граждан (заработная плата) считается, исходя из общего количества средств, выплаченных трудоустроенным слоям населения по всей территории Российской Федерации. Эта величина делится на количество официально устроенных работников – и выводится усредненный показатель.
В текущем году он был равен 42 413 рублей. На конец календарного года пока еще не рассчитан.
Среднемесячную величину заработной платы по РФ можно отнести к теоретическим показателям, который часто значительно расходится с реальными числами. Но это понятие широко используется для расчета различных выплат, и пенсионных — в том числе. Кроме того, существует понятие медианной заработной платы, которую часто путают со среднемесячной, хотя это в корне разные термины.
Медианный называют тот показатель, который делит всю часть работающего населения на две равные половины: одна зарабатывает больше указанного числа, другая – меньше.
Например, если взять 2013, то среднемесячная ЗП тогда составляла 29473, а медианная – 21268 рублей. На текущий год пока таких данных не выведено.
- История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
- Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекци�� / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
- Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
- Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.
Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)
Год | Размер ПМП, в рублях |
---|---|
2019 | 8657 |
2018 | 8726 |
2017 | 8540 |
2016 | 8803 |
2015 | 7161 |
2014 | 6354 |
2013 | 6131 |
2012 | 5564 |
2011 | 4938 |
2010 | 4780 |
2009 | 4294 |
2008 | 3191 |
2007 | 2731 |
2006 | 2418 |
2005 | 1801 |
2004 | 1605 |
2003 | 1379 |
2002 | 1144 |
2001 | 962 |
2000 | 571,3 |
1999 | 347,9 |
Среднемесячные заработные платы с 1960 по 2001 г.
Период трудовой деятельности гражданина, участвующего в системе обязательного пенсионного страхования, условно делится на несколько отрезков:
- до 1990 г. (включительно);
- с 1991 г. по 2001 г. (включительно);
- с 2002 г. по 2014 г. (включительно);
- с 2015 г.
Период до 31 декабря 2001 г. включительно условно засчитывается как советский стаж. При назначении пенсии учитывается все время, на протяжении которого человек трудился. В выплатном деле пенсионера может не быть документального подтверждения работы за этот период, поскольку централизованный персонифицированный учет начали вести только с 2002 г.
Гражданин должен лично обратиться с заявлением в Пенсионный фонд, и подтвердить трудовые периоды, предоставив недостающую в выплатном деле документацию. Ему обязаны произвести пересчет пенсии в сторону увеличения с учетом:
- трудовой деятельности до 2002 г.;
- льготного стажа во времена СССР;
- нестраховых периодов.
Учет страховых взносов в пенсионных баллах происходит только с 2015 г. За советский период работниками ПФР осуществляется конвертация пенсионного стажа – перерасчет полученного дохода в ИПК. Для этого используется специальная формула:
Количество пенсионных баллов = величина пенсионного капитала / стоимость 1 ПБ (по состоянию на 1 января 2015 г.).
Для того чтобы определить величину пенсионного капитала, используемую для перерасчета, необходимо произвести ряд вычислений: с соблюдением следующего алгоритма:
- Определить стажевый коэффициент (СК).
- Вычислить коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ).
- Посчитать сумму расчетной пенсии (РП).
- Провести валоризацию.
- Применить поправочный коэффициент с учетом произведенных индексаций.
Формула расчета пенсии за советский стаж позволяет определить количество пенсионных баллов, заработанных гражданином до 2001 г. включительно. Для перевода в баллы сумму расчетного капитала делят на стоимость одного ПБ на 1 января 2015 г., поскольку с этой даты была проведена очередная пенсионная реформа и начали использовать ИПК при подсчете пенсионных выплат.
- Значение ПБ на 01.01.2015 – 64,1.
- ПК = 4500 р.
- Количество ИПК составит 70,20 (4 500 / 64,1 = 70,20).
Прибавка к пенсии за советский стаж будет равна 5 720,60 (70,20 х 81,49 = 5 720,60), где 81,49 – стоимость ПБ на 1 января 2019 года.
Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам.
Коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.
Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.
Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.
У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме.
При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.
Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.
Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:
- нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
- найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
- затем рассчитываем значение КЗС;
- в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.
Приведенные ниже таблицы среднемесячных зарплат установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.
Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях |
1960 | 74,0 | 1968 | 111,8 | 1976 | 152,1 | 1984 | 192,1 |
1961 | 76,0 | 1969 | 114,7 | 1977 | 158,0 | 1985 | 198,3 |
1962 | 81,8 | 1970 | 120,1 | 1978 | 165,3 | 1986 | 205,2 |
1963 | 83,5 | 1971 | 124,5 | 1979 | 169,3 | 1987 | 213,6 |
1964 | 87 | 1972 | 131,3 | 1980 | 173 | 1988 | 232,7 |
1965 | 93,0 | 1973 | 135,1 | 1981 | 176,4 | 1989 | 261 |
1966 | 95,1 | 1974 | 142,1 | 1982 | 183 | 1990 | 305 |
1967 | 100,4 | 1975 | 147,8 | 1983 | 189,4 |
Размер пенсии в ценах СССР: сколько должны платить по справедливости?
Данные о сумме прочих доходов носят чисто оценочный характер и не подтверждаются результатами обследований домашних хозяйств. Трудности в содержательной интерпретации отдельных элементов структуры доходов домашних хозяйств свойственны всем странам с переходной экономикой.
С 1 августа 1995 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается в сумме 55000 (ранее — 52486) рублей в месяц. Все пенсии, исчисленные в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», увеличиваются в 1,05 раза исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1995 года.
Очевидно, что за счет пенсионной системы государство просто повысило доходы плохо оплачиваемых категорий занятых.
С середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить долги перед пенсионерами. К тому времени экономическая неэффективность и социальная неприемлемость периодических индексаций пенсий и повышений компенсаций стали очевидными. Требовались новые способы регулирования доходов пенсионеров.
И в такой ситуации очень сложно было говорить о повышении пенсий. Именно поэтому все чаще возникали разговоры о необходимости проведения пенсионной реформы.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в начале лета 2018 года. Своей целью законопроект ставил повышение пенсионного возраста граждан. То есть, по задумке авторов, россияне будут позже выходить на пенсию и дольше работать. С одной стороны, это снизит нагрузку на ПФР, а с другой – повысит его доходы. За счет дополнительной выручки можно будет повысить средний размер пенсии.
В начальной версии документа ожидалось, что мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а представительницы слабого пола – с 63 лет. Однако чуть позже в документ внесли правки, в результате которых положение мужчин не изменилось, а вот женщинам сделали послабление – они смогут рассчитывать на господдержку уже с 60 лет. Сторонники реформы активно кивали на западные страны, где возраст выхода на пенсию сегодня больше 65 лет и предпринимаются попытки его дальнейшего повышения.
В целом момент возраста стал главной составляющей всей пенсионной реформы. Повышать возраст будут не сразу, а постепенно. Для этих целей предусматривается специальный 10-летный период.
Также при упоминании реформы нужно отметить, что под особую защиту взяли граждан предпенсионного возраста. Например, если работодатель без весомых причин старается уволить работника, которому скоро на пенсию, то к нему могут применить меры административного и даже уголовного воздействия.
У некоторых категорий граждан будет возможность раньше выйти на пенсию. Такой вариант оставили тем, кто имеет много детей. Также на заслуженный отдых раньше срока смогут уйти граждане с большим трудовым стажем.
Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж: пример
Итак, гражданин Букин в 2018 году вышел на пенсию, имея общий стаж 36 лет. Из них с 1982 по 2000 гг. он трудился инженером в «советский период». В годы, взятые для расчета пенсии, он получал 320 рублей, и соотношение к средней зарплате по стране у него максимальное – 1,2. Стажевый коэффициент Букина: 0,55 + 0,11 = 0,66.
Вначале определяем РРТП: (1,2 х 0,66) х 1671 = 1323,43 рубля
Так как считать пенсионные баллы за советский стаж можно, лишь зная размер пенсионного капитала, определяем его для Букина: (1323,43 – 450) х 228 = 199 142 руб. 18-летний советский стаж позволяет увеличить сумму на 18% – до 234 987 рублей.
Теперь высчитывается число советских пенсионных баллов: (234987 / 228 х 5,6148) / 64,10 = 90 баллов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бесплатная юридическая помощь
Наиболее сложным для расчета является период до 2002 года. Основная трудность заключается в том, что на индивидуальных лицевых счетах граждан в ПФРФ информация об этом периоде трудовой деятельности отражена не полностью — в лучшем случае, начиная с 1997 года (да и то далеко не у всех). Поэтому и в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФРФ и при начислении пенсий, как правило, бывает много неточностей. Избежать недоразумений и занижения размера начисляемых пенсий можно подготовив и предоставив в ПФРФ необходимые документы (о стаже и размере заработков) и понимая, как расчитывается и от чего в первую очередь зависит размер расчетной пенсии, заработанной за этот период. Ключевая формула, на основе которой определяется месячный размер расчетной страховой пенсии, заработанной до 2002 г., до валоризации и индексации, имеет относительно простой вид (п.3.
Рекомендуем прочесть: Договор Купли Продажи Дачи В Снт С Земельным Участком 2019
Т — это количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, которое зависит от года назначения пенсии. Так, если пенсия назначена в 2010 году, Т равно 192 месяца, если в 2011 году — 204 месяца, если в 2012 году — 216 месяцев.
Среднемесячные заработные платы с 1960 по 2001 г.
Разница в подсчетах составила 863 руб. Для меня это существенно. Как то не хочется этот факт оставлять без внимания, тем более, что я больше доверяю вашему калькулятору, чем сотрудникам пенсионного фонда. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить в моем случае?
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств автономных республик, местных Советов народных депутатов, предприятий, организаций, в том числе общественных (доплаты к пенсиям и т.д.), регулируются актами, издаваемыми соответствующими органами государственной власти, предприятиями, организациями.
В настоящее время на среднюю российскую пенсию можно приобрести: 436 буханок белого хлеба, 93,5 килограммов курицы, 29 кг говядины, 262 килограмма сахара, аналогичное количество риса, 187 кг гречки, 66 бутылок водки, 1746 яиц, 524 кг капусты. Существующие в этой области проблемы в первую очередь вызваны сужением финансовой базы пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения сократилась с 69,9 процента в 1992 году до 46,6 процента в 1994 году и в 1995 году, по прогнозам, составит 37 процентов.
Какой режим налогообложения был у меня и должна ли я была платить страховые взносы?
Господа юристы, помгите разобраться. С 1994 г. по 1997 г. была ИП. Доходы-расходы, авансовые платежи подоходного налога, налоговые вычеты на себя и детей.. Платила подоходный налог 12% с прибыли. Какой режим налогообложения был у меня и должна ли я была платить страховые взносы? Дело в том, что никаких долгов никто не предъявлял. В ПФР зарестрирована с 1992 г. Почему-то страховой взнос в 1997 г. , в августе, считают за страховой взнос 1996 г,хотя сведения о чистом доходе не совпадают со справкой из налоговой. Срок оплаты этого взноса 15 ноября 1997 г.в компьютере в Пфр. с ТРУДОМ ВЫБИЛА, ЧТО БЫЛА ОПЛАТА В 1997 Г.Лицевые счета до 1998 г. пустые. Справки с налоговой за период работы с 1995-96 есть, а 1994 и 1997 г. не дают по тех. причинам. И вообще все, что ни запрашиваю, все нет сведений по тех причинам. Декларации сданы за 1994 и 1997 г. дали ответ. Копии не дают по тех. причинам. Такое ощущение-полный вакуум, специально устроенный ПФР и Налоговой. В 1997 г. платила взнос, так как снирмалась по свидетельству от 1992 г. с учета, но имела уже св-во от 1995 г.Но если бы были долги, мне бы их предъявили бы, тем более стою на учете в ПФР. На какую систему налогообложения похожа моя деятельност ИП и должна ли я была перечислять взносы. Может быть в подоходном налоге предусматривался 1% в ПФр? Как доказать стаж работы?
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
Если при подсчетах (СК х КСЗ х 1 671) получается меньше 660, значение РП устанавливается в размере 210 р.
Вот уж меня удивило, что расходы ЖКХ учитываются в ПМП, интересно, как, те, кто принимал и рассчитывал эту сумму (8726 руб.) разделил ее на потребительскую корзину, покупку одежды, медикаменты и проезд, если только ЖКХ в среднем, это около 6000 руб.?! Остается на все вышеперечисленное 2700 руб. Тут уж даже на питание не хватит.
Так, с 1 января следующего года проиндексируют страховые пенсии на 5,9%, с 1 апреля — социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 7,7%. При этом прожиточный минимум пенсионера в среднем по стране в 2022 году увеличится до 10 277 рублей, вместо 10 022 рублей в 2021 году. Следовательно, размер пенсии с 1 мая 1992 г. до 1 ноября 1992 г. должен определяться по нормам, действовавшим до 1 ноября 1992 г. До 1 ноября 1992 г. применяется максимальный размер пенсии с ограничениями, установленными Законом РФ от 3 апреля 1992 года.
В среднем советская пенсия составляла около 40% от зарплаты. Средний размер пенсии составлял 45—100 рублей, в зависимости от множества факторов: стаж, профессия, различные надбавки и коэффициенты.
Шахтёр, отпахавший на севере 30 лет, имел гораздо большую пенсию, чем уборщица из Дома культуры с неполным стажем. Максимальный размер пенсии со всеми мыслимыми надбавками и максимальными коэффициентами как правило не превышал 130 рублей при средней зарплате к началу перестройки 170 рублей. Персональная пенсия союзного значения составляла 250 рублей в месяц.
Что касается цен, то к началу перестройки самые ходовые товары стоили примерно столько: самые дешевые папиросы — 14 копеек за пачку. Буханка белого хлеба — 20 копеек. Бутылка пива — 35 копеек. Кило гречки — 52 копейки, риса — 88 копеек. Килограмм сахара — 90 копеек. Кило курицы — около 2 рублей. Бутылка водки — в среднем 5 рублей. Десяток яиц — 90 копеек. Капуста — 8 копеек. Проезд в транспорте — 5 копеек. Билет на поезд Москва — Ленинград — 11 рублей. Цены на колхозных рынках, как правило, были вдвое выше, чем в магазинах.
Минимальная пенсия в России по годам и средняя
В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий — они были объединены в страховую часть.
С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах — один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года — на 11,4%. Меньше всего пенсии вырастут с 1 января 2018 года — на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. руб.
В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января 2017 года было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% — т. е. на уровень инфляции в 2016 г. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.
По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 13 тыс. 336 руб. ($232).
Среднемесячная заработная плата в России, применяемая при исчислении пенсии + T + T + T + T + T ¦1960 ¦1961 ¦1962 ¦1963 ¦1964 ¦1965 ¦1966 ¦1967 ¦1968 ¦1969 ¦1970 ¦ ¦год 覦¦¦¦¦¦¦¦¦¦ ¦ране妦¦¦¦¦¦¦¦¦¦ + + + + + + + + + + + + ¦73,1 ¦77,1 ¦80,9 ¦82,4 ¦ 86¦92,5 ¦97,2 ¦102,5¦110,9¦115,6¦121,2¦ + + + + + + + + + + + T + T + T + T + T ¦1971 ¦1972 ¦1973 ¦1974 ¦1975 ¦1976 ¦1977 ¦1978 ¦1979 ¦1980 ¦1981 ¦ + + + + + + + + + + + + ¦125,6¦130,4¦136,2¦143,2¦148,7¦154,2¦159,1¦164,4¦168,4¦174¦178,3¦ + + + + + + + + + + + + + + + + + + ¦ 1982¦ 1983¦ 1984 ¦ 1985 ¦ 1986 ¦ 1987 ¦ 1988 ¦ 1989 ¦ 1990¦ + + + + + + + + + + ¦184¦ 188,3 ¦193,2 ¦199,2 ¦206,1 ¦214,4 ¦233,2 ¦ 263¦303¦ + + + + + + + + + T + T + T + T + T + ¦¦1991,¦1992,¦1993,¦1994,¦1995,¦1996,¦1997,¦1998,¦1999,¦2000,¦ 2001,¦ ¦¦руб. ¦руб. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦тыс. ¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб.¦ ¦¦¦¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб. ¦руб.
Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие
Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.
Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.
Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.
У всего, что нас окружает, что составляет основу нашей жизни, все что касается её экономических, социальных и политических аспектов, абсолютно у всего есть своя история, свои предпосылки появления и развития. И пенсионное обеспечение здесь не исключение.
Это один из важнейших элементов социальной жизни в любой стране, и лично для меня это самый важный показатель того, насколько та или иная страна преуспевает в своём развитии, что заложено в основу этого развития, какие принципы первоочередные для политической элиты в стране, какие они преследуют цели и к каким результатам это приводит.
Год за годом: пенсионные реформы в России
[1]
Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.
1990
Создание Пенсионного фонда России.
1992—1994
В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.
1995
Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».
В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.
1998 – 2001
1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.
В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.
В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.
2002
Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».
2004
В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.
2005
Указание Минсоцзащиты РФ от 29 октября 1992 г. N 1-92-У
«О повышении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации»*
Постановлением Минтруда РФ от 27 мая 1997 г. N 24 настоящее указание признано утратившим силу
Настоящее указание не подлежит применению на территории Российской Федерации как не прошедшее регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации /»Экономика и жизнь», 1996, N 43/
Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. «О повышении государственных пенсий в Российской Федерации» предусмотрено:
увеличение минимальных размеров пенсий по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, до 2250 руб.в месяц, т.е. в 2,5 раза (ст.1);
соответственно увеличение минимальных размеров других пенсий (ст.1);
перерасчет назначенных пенсий пропорционально повышению их минимальных размеров согласно ст.7 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР»** (в редакции Закона РФ от 3 апреля 1992 г. «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»***)(ст.1);
отмена временного ограничения максимального размера пенсии, ус��ановленного Законом РФ от 3 апреля 1992 г. (ст.3);
повышение коэффициента «осовременивания» заработка 1991 года с 2,9 до 4,3 (ст.4);
увеличение заработка при назначении и перерасчете пенсий (ст.5).
Коэффициент 4,3 для «осовременивания» заработка 1991 года введен в действие с 1 мая 1992 г., остальные нормы Закона — с 1 ноября 1992 г.
Постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4810-I с 1 мая 1993 года установлен минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже равном требуемому для назначения полной пенсии, в 1,9 раза, т.е. 8122 рублей в месяц.
1. Повышение минимальных размеров пенсий
В связи с повышением минимальных размеров пенсий по старости соответственно повышаются все минимальные размеры других пенсий.
Механизм повышения минимального размера пенсии с учетом трудового стажа, превышающего требуемый для назначения полной пенсии, начисления к ним районного коэффициента, начисления надбавок и повышений не изменился.
Полагающиеся надбавки и повышения определяются из новых минимальных размеров.
Например, участнику Великой Отечественной войны с 1 ноября 1992 г. повышение пенсии на 50% производится исходя из минимального размера 2250 руб. и составит 1125 руб.
Исходя из нового минимального размера пенсии по старости устанавливаются с 1 ноября 1992 г. размеры других пенсий, в том числе и социальных.
В IV квартале 1992 года, как и в течение всего 1992 года, сохранилась тенденция к опережающему росту доходов населения относительно роста цен. В декабре 1992 года относительно сентября доходы выросли в 2,35 раза, а потребительские цены за тот же период – в 1,94 раза.
Таблица 3.4.1. Превышение доходов населения над расходами (в % от доходов)
Превышение доходов над расходами |
В том числе: | ||
---|---|---|---|
прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах |
прирост наличных денег | ||
I квартал | 21.0 | 6.0 | 15.0 |
апрель | 26.6 | 2.0 | 24.6 |
май | 19.3 | 4.0 | 15.3 |
июнь | 30.2 | 5.5 | 24.7 |
июль | 39.9 | 4.3 | 35.6 |
август | 32.2 | 3.2 | 29.0 |
сентябрь | 25.7 | 3.5 | 22.2 |
октябрь | 27.1 | 4.0 | 23.1 |
ноябрь | 28.1 | 3.8 | 24.3 |
декабрь | 28.0 | 5.8 | 22.2 |
С высоты дожитых лет. История пенсий в России
Проблемы в пенсионном обеспечении все более усугублялись, стали хроническими, к середине
В рамках действовавшей пенсионной системы для устранения дефицита бюджета ПФР существовали две потенциальные возможности. Первая – увеличить доходы, повышая отчисления. Однако уже в то время общая налоговая нагрузка на производителей достигла роковой черты, за которой она становится тормозом экономического роста. Вторая – снизить расходы ПФР, сокращая численность пенсионеров, то есть отказываясь от выплаты досрочных пенсий или повысив пенсионный возраст.
Была и еще одна возможность – пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине
Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутриправительственных решений. Наличие политической воли к реализации пенсионной реформы сделало ее запуск стремительным и неожиданным для большинства населения.
В ее реализации просматриваются два этапа: первый, «настройка» системы (2002–2004 годы) – принятие различных регламентов, подзаконных актов и других документов, позволявших реализовать намеченное в основных пенсионных законах; второй (с 2005 года) – корректировка законодательства в сторону более медленного внедрения накопительной компоненты, увеличения доли базовой пенсии, активного расширения обязательств пенсионной системы. В это же время финансирование пенсионной системы становится все более зависимым от бюджетных дотаций.
С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.
В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.
Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.