Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет тзр в 2022 году в торговле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Четвертый способ может быть выбран торговыми организациями, а также при учете товаров неторговыми организациями, то есть теми, которые ведут торговую деятельность помимо других активностей (п. 21 ФСБУ 5/2019).
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
-
стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;
-
таможенные пошлины — на дату их уплаты;
-
вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).
ТЗР по доставке товаров покупателям:
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).
Цена приобретения товаров (без НДС) — 500 000 руб., сумма ТЗР, относящихся к данным товарам (стоимость доставки), составляет 80 000 руб. (без НДС). Продажная цена товаров — 960 000 руб., в том числе НДС 160 000 руб. Оплата товаров произведена покупателем через месяц после их отгрузки.
Ведение основной и дополнительной деятельности компанией требуется сопровождать процессом обработки документов, который в свою очередь требует не только использования систем бухгалтерского учета или к…
Создадим новую статью расходов с наименованием «Доставка товаров (ТЗР, на поступление)». При необходимости можно заполнить описание и указать группу статей (то есть группу справочника).
Счет 15 обычно применяют, когда используют учетные цены и нужно учитывать отклонения. Отклонения отражаются через счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Как правило, сейчас в торговле этими двумя счетами не пользуются.
В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.
Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
Если отмечен один из документов (заказ поставщику, поступление товаров и услуг, заказ на перемещение, перемещение товаров, передача товаров между организациями, заказ на сбоку/разборку или сборка/разборка товаров, ввод остатков), то расходы по данной статье будут распределены между позициями конкретного документа.
При создании поступления должна быть выбрана операция «Товары, услуги, комиссия». Заполняем поля, которые нужны для работы.
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.
Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.
В этом случае списание транспортных расходов следует осуществлять согласно п. 87 Методических указаний.
Выполним «Закрытие месяца», затем снова сформируем движения нашего документа «Поступление товаров и услуг». В регистре «Партии прочих расходов» появился не только приход, но и расход. Кроме того, добавились движения по регистру «Партии расходов на себестоимость товаров».
Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.
В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).
Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.
Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.
Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.
Учет ТЗР отдельно на субсчете к счету 10 «Материалы»
Способ применяют, когда ТЗР невозможно отнести к конкретному виду материалов, но материалы учитываются в организации по фактической стоимости приобретения. Ежемесячно производится расчет доли ТЗР, относимых в расходы на счета производства, обслуживающих цехов и хозяйств (п. 88 Методических указаний).
Вариант учета ТЗР на отдельном субсчете счета 10 «Материалы» в 1С не поддерживается. Субсчет для ТЗР не предусмотрен. Если его заводить самостоятельно, придется вручную контролировать остатки ТЗР, а списание производить ручными проводками.
Не следует путать ТЗР при покупке материалов и ТЗР на приобретение товаров. На счете 44 «Расходы на продажу» можно учитывать ТЗР только на:
- приобретение товаров (п. 13 ПБУ 5/01) в случае указания такого способа учета ТЗР по товарам в учетной политике;
- реализацию товаров и готовой продукции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).
Учет ТЗР в фактической стоимости материалов на счете 10 «Материалы»
Это единственный автоматизированный в 1С способ учета ТЗР и потому является предпочтительным для выбора в учетной политике. Используется, когда к покупке конкретной партии материалов можно отнести вполне определенные транспортно-заготовительные расходы.
Организация привлекла стороннюю организацию для доставки материалов от склада поставщика. Стоимость услуг доставки составила 24 000 руб. (в т. ч. НДС 20%). Материалы получены и приняты к учету. Транспортные расходы учтены в их стоимости.
Организация сделает следующие проводки по учету ТЗР в стоимости материалов:
- Дт 10 Кт 60 на сумму 20 000 руб. — приняты к учету ТЗР;
- Дт 19 Кт 60 на сумму 4 000 руб. — принят к учету НДС.
Как рассчитать ТЗР по доставке груза?
Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.
Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.
Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.
Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.
Транспортные расходы в сметной документации
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.
Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- — стоимости тары, упаковки и реквизита;
- — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- — стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
- стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;
- таможенные пошлины — на дату их уплаты;
- вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).
Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:
Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.
Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.
Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции
Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:
- Если цена доставки входит в стоимость товара.
Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.
Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.
Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.
- Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.
Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.
Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.
Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:
(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где
ТЗРнач – величина расходов на начало периода;
ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;
МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;
РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.
Методы распределения ТЗР
Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:
- сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
- средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
- сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
- сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
- сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 ), в которую включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов (МПЗ) и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01). Таким образом, ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ , далее — Методические указания).
Конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций нормативными документами ни по бухгалтерскому учету, ни по налогообложению не определен. Перечень транспортных расходов, например, предложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ, однако он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье.
В целях бухгалтерского учета бухгалтерам торговых организаций можно порекомендовать применять Методические рекомендации Роскомторга , которые действуют до сих пор (Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил, установленных в соответствии с нормативными документами по бухучету ). Однако Методические рекомендации Роскомторга не являются обязательными к применению, поэтому состав транспортных расходов и выбранный способ их бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.
ФСБУ 5/2019 для малого бизнеса: как учитывать запасы с 2021 года
Выбор способа учета ТЗР зависит от особенностей организации, доли этих расходов в стоимости МПЗ, количества остатков МПЗ на конец отчетного периода и прочих факторов. При формировании учетной политики необходимо перебрать все доступные способы учета и распределения ТЗР, поскольку они могут существенно влиять на финансовый результат организации.
В большинстве случаев для территориальных баз действуют те же методики, что и для федеральных. Однако, лучше уточнить информацию дополнительно для каждого региона. Так, например, в ПЦСН-2014 для Московской области указано:
Для учета в сметной цене материалов транспортных, заготовительно-складских расходов и погрузочно-разгрузочных работ к стоимости приобретения материалов по прайс-листу, как правило, учитывающей наценки снабженческо-сбытовых организаций и затраты на тару и упаковку, применяется надбавка в размере до 6,9% (при оформлении актов за выполненные работы КС-2 дополнительные начисления должны быть подтверждены документально).
Стоимость запасных частей, затраты на тару и упаковку, расходы на транспортировку оборудования, услуги посреднических организаций, затраты на комплектацию оборудования, заготовительно-складские расходы принимаются в размере до 5% от стоимости приобретения оборудования.
А также
При разработке расчетных индексов по РТМ оптовые (отпускные) цены на строительные материалы, изделия и конструкции в текущем уровне, полученные от администраций муниципальных образований Московской области, увеличиваются с целью учета транспортных расходов по доставке материалов от заводов-изготовителей до франко-приобъектный склад, услуг посредников и заготовительно-складских расходов (на 0,75% на металлические строительные конструкции и 2% – по остальным строительным материалов, изделиям и конструкциям) при строительстве объекта в целом.
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.
Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- – стоимости тары, упаковки и реквизита;
- – стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- – стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.
Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости. А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно. Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58. все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:
- – крупное технологическое оборудование – от 0,1% – до 0,5%;
- – станочного оборудования – до 1%;
- – электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.
При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.
Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.
Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2021 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2021 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.
В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.
Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.
Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.
Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:
(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где
ТЗРнач – величина расходов на начало периода;
ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;
МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;
РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.
В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 “Запасы”.
В отчете о финансовых результатах ТЗР:
-
если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ – отражаются по строке 2120 “Себестоимость продаж”;
-
если учитываются на отдельном счете – отражаются или по строке 2120 “Себестоимость продаж” или по строке 2210 “Коммерческие расходы”.
В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывайте одним из следующих способов:
- непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
- обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
- обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».
Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Транспортно-заготовительные расходы в 1С 8.3
Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:
- Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
- Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.
Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.
Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
- Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
- Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.
ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.
«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2008, N 10
При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.
Если по условиям договора право собственности на приобретенные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ не поступили, они должны приниматься организацией к учету независимо от их местонахождения, то есть независимо от факта поступления на склад.
П. 26 ПБУ 5 – МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в БУ в оценке, предусмотренной в договоре с последующим уточнением фактической себестоимости. Выделять НДС по таким материалам можно только при наличии счета-фактуры.
По общему правилу, установленному статье 224 ГК РФ, передачей признаётся вручение вещи приобретателю либо сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей.
При импортных операциях порядок перехода права собственности определяется контрактом. В мировой практике передача права собственности обычно увязывается с переходом риска случайной гибели или утраты товаров от продавца к покупателю. Т.о., если право собственности на материалы уже перешло к организации, необходимо отражать эти материалы на балансе покупателя записью Д 10 К 60, при этом в аналитическом учете необходимо открыть субсчета для отдельного учета таких материалов: 10-«Материалы в пути».
Неотфактурованными поставками считаются материалы, поступившие в организацию, но на которые нет документов. При этом, неотфактурованные поставки возможны только при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар.
Ст. 484, 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от поступления документов.
Если МПЗ поступили в организацию ошибочно, и с поставщиком этих МПЗ договорных отношений нет, то оснований для учета таких МПЗ на балансе нет. Такие ценности принимаются на забалансовый учет до момента их возврата поставщику.
Нельзя учесть в качестве неотфактурованных поставок и те ценности, которые поступили в соответствии с договором, но право собственности на которые ещё не перешло к покупателю. Правила БУ неотфактурованных поставок регламентируются пунктами 36-41 методических указаний.
Транспортно-заготовительные расходы — расходы, связанные с приобретением МПЗ, — доставка, страховка, таможенные пошлины, вознаграждение посреднику п. 70 Методических указаний по учету МПЗ, п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ .
ТЗР по сырью и материалам в налоговом учете включают в их стоимость. В бухучете обычно применяют этот же способ, хотя есть и другие варианты.
Расходы, которые относятся к нескольким видам материалов, распределяют пропорционально их стоимости или количеству.
Организация закупила шурупы на 9 000 руб. и гвозди на 5 000 руб. Стоимость перевозки на одном автомобиле — 3 000 руб.
Распределяем ее между видами материалов пропорционально сумме покупки. В стоимость шурупов включаем 1 929 руб. (3 000 руб. x 9 000 руб. / (9 000 руб. + 5 000 руб.)). В стоимость гвоздей — 1 071 руб. (3 000 руб. — 1 929 руб.).
Д 10 — К 60 | Расходы на доставку включены в стоимость шурупов | 1 929 руб. |
Д 10 — К 60 | Расходы на доставку включены в стоимость гвоздей | 1 071 руб. |
Для ТЗР по товарам есть два основных способа учета. Первый — их включают в стоимость товаров, то есть учитывают так же, как ТЗР по материалам.
Второй способ — в течение месяца все ТЗР учитывают на счете 44 отдельно от других затрат. А по окончании месяца определяют их часть, которая относится к проданным товарам, и списывают ее в расходы Письмо Минфина от 28.10.2015 N 03-03-06/61957 . Бухгалтерские программы делают это автоматически.
Сальдо по субконто «транспортные расходы» к субсчету 44-1 на начало месяца — 300 000 руб., дебетовый оборот за месяц — 700 000 руб. Кредитовый оборот по счету 41 за месяц — 1 500 000 руб., сальдо на конец месяца — 500 000 руб.