Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За самовольное занятие земельного участка может наступать и ответственность по уголовному законодательству. Напрямую самозахват преступлением в России не является (в отличие от некоторых других постсоветских стран, Украины к примеру, где такая статья в УК была введена еще в 2007 году), однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Какой вообще забор законно устанавливать?

Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.

Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.

Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.

Самовольный захват земли общего пользования – последствия

Факты нарушения правил использования земель общего пользования (незаконное использование), в том числе, самовольное занятие земельного участка, расследуются государственными федеральными инспекторами. Они специализируются на охране и на использовании тех земельных участков, которые есть в Росреестре.

Что является фактическим самозахватом? Нарушение регламентируется статьей «Самовольное занятие земли». В соответствии с ее нормами, занятие земель общего пользования по собственной воле в обстоятельствах, в которых отсутствуют необходимые документы, либо документы, подтверждающие наличие права ведения хозяйственной деятельности – нарушение, которое квалифицируется как административное.

Что грозит гражданину за самозахват земли? Предусмотрено наказание в виде штрафа.

Таблица штрафов (данные за 2022 год)

Лицо

Размер штрафа

Физическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 рублей

Должностное лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей

Юридическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей

Физическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 5 000 до 10 000 рублей

Должностное лицо (если не определена стоимость кадастрового участка)

От 20 000 до 50 000 рублей

Юридическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 100 000 до 200 000 рублей.

Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества (в этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ) может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 6 лет, если преступление было совершено преступной группой или с использованием служебного положения).

Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самозахват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самозахват земли. К сожалению, фантазия преступников весьма богата, поэтому такие действия вполне могут оказаться частью состава и многих других деяний, наказуемых в уголовном порядке.

Урегулирование проблем, связанных с самозахватом

В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:

  1. Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
  2. Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
  3. После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
  4. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.

В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.

В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.

Что такое самовольное занятие земельного участка

«Ничейной» земли в России нет. Есть частная собственность граждан и организаций. Есть муниципальная и государственная (РФ и субъекты РФ), а также так называемые неразграниченные земли. С точки зрения законодательства РФ неразграниченные земли являются государственными. И просто так начать на этой земле жить либо использовать ее — нельзя. Сначала нужно получить право, которое даст возможность использовать землю. Да и то, только с учетом разрешенного использования.

Самовольное занятие земельного участка является предметом регулирования административного, гражданского и земельного законодательства. С точки зрения любой из видов ответственности ключевое значение имеет наличие права на землю. Причем не всегда права собственности. В некоторых случаях достаточно права пользования. Но даже если права есть, не факт, что захвата (самовольное занятие) не будет. Отсутствие самовольного занятия будет только в том случае, когда осуществляемая пользователем участка хозяйственная деятельность на этом участке разрешена (не запрещена).

Таким образом, самовольное занятие земельного участка — использование земли лицом, не имеющим прав на такой участок. Это может быть размещение строений, склад стройматериалов, огораживание, и т.п. действия. К таким действиям можно отнести и крайне распространенную практику переноса забора. Важно понимать, что собственник земельного участка (государство, гражданин, организация) могут бороться с самовольным занятием земельного участка. Разумеется, правовыми способами и методами.

Зашита прав в соответствии с законодательством РФ

Среди возможных разновидностей защиты своих прав, которые предусмотренные законодательством РФ, можно выделить следующие:

  • самостоятельная защита (к примеру, отодвинуть незаконно выставленные ограды за пределы своего участка);
  • отправление (желательно заказным письмом с уведомлением) нарушителю письменной претензии о добровольном восстановлении ваших прав и прекращении незаконных действий;
  • направление (желательно заказным письмом с уведомлением) претензии в адрес Росреестра (органа, осуществляющего государственный земельный надзор) для проведения проверки и привлечения к ответственности причастных лиц;
  • защита прав и законных интересов путем подачи иска о привлечении виновных лиц к ответственности.

Вышеуказанные действия имеют право принимать любые собственники земли – как граждане, юрлица, так и публичные образования.

Наступление теплого сезона кроме известных прелестей загородной жизни имеет и обратную сторону — увеличение исков, связанных с «дачными» проблемами. Одной из самых болезненных среди них по праву считается незаконное расширение участков, которыми владеют граждане. Иногда «свою» землю увеличивают за счет соседей. Иногда за счет бесхозной муниципальной земли. Когда и в каких случаях такую землю не получится прибавить к своей по закону, объяснил Верховный суд РФ.

Разобрав и проанализировав один из споров, он дал рекомендации своим коллегам, как правильно разрешать подобные дела. Все началось с того, что двое граждан попросили суд обязать местную власть, передать им в аренду участок муниципальной земли, который расположен рядом с их домом.

Читайте также:  Ремонт по ОСАГО — правила и условия

Верховный суд занимался делом одной семьи. В действительности ситуация весьма распространенная. Если рядом с дачей находится, предположим, пустырь, то желание раздвинуть границы, в чем-то объяснимо. Но прежде чем сделать подобный шаг, надо обратить внимание на соответствующие статьи закона, которые говорят о правилах для граждан, оказавшихся в такой ситуации.

Ведь как таковой бесхозной земли не бывает в принципе. Каким бы запущенным ни казался пустырь, он в юридическом смысле имеет своего хозяина, который в любой момент заявит свои права.

Свою уверенность в том, что им надо отдать землю за бортом их участка, истцы аргументировали следующими доводами. Они владеют на правах собственности участком земли и домом на нем. А на соседнем бесхозном участке они построили два капитальных объекта — бассейн и солидный кирпичный забор. То, что на муниципальной земле находятся их объекты, по мнению истцов, дает им право просить землю под бассейном и забором в аренду на 49 лет. Вот только муниципалитету такое предложение не понравилось, поэтому, решили истцы, будет правильней, если это сделать обяжет суд.

И местный суд с такими доводами согласился. Суд посчитал, что на чужой земле находятся принадлежащие истцам объекты недвижимости. Причем объекты, выражаясь юридическим языком, являются «вспомогательными сооружениями домовладения» и «неразрывно с ним связаны». Именно поэтому, по Гражданскому (ст. 35) и Земельному (ст. 28 и 29) кодексам граждане могут взять спорный участок в аренду. Суд апелляционной инстанции с этим согласился. Обратите внимание на слова в решении местных судов — бассейн и забор «неразрывно связаны» с домом. Именно такая — неразрывная связь оказалась ключевым понятием. Дело дошло до Верховного суда, он заявил, что выводы судов — ошибочны.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС не только отменила разрешение на аренду, но, пересмотрев дело, сама вынесла по нему решение, что случается в практике Верховного суда крайне редко. Вот аргументы окончательного решения по «захватническому» делу.

В Гражданском кодексе (ст. 135) сказано, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней одним предназначением, следует судьбе главной вещи. А в Земельном кодексе (ст. 1) прописан принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. По этому принципу, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе участков. В обоих статьях есть исключения, но эти случаи прописаны в федеральных законах и к нашему делу отношения не имеют.

Обе статьи Земельного кодекса, на которые ссылались местные суды, решая спор про соседний участок земли — 28-я и 29-я, содержат лишь общие положения о покупке гражданами или юрлицами участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем речь в них идет не только о покупке, но и об аренде. Но никаких доводов, из которых бы вытекало право граждан на соседнюю землю, в прошедших судах даже не приводилось.

Все особенности покупки или аренды участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если на них есть здания или другие сооружения, прописаны в 36-й статье Земельного кодекса. Там четко сказано, что у граждан и фирм есть реальная возможность приобрести муниципальную землю, если на ней есть их собственность — дом или другое сооружение. В нашем случае на спорном участке расположен капитальный забор и бассейн. По мнению Верховного суда, эти сооружения имеют все признаки незаконной постройки, поскольку их возвели на земле, гражданам не принадлежащей. А это уже 222-я статья Гражданского кодекса. Важно, что о праве собственности на забор и бассейн истцы у судов никогда не просили. Как теперь ясно, они это сделали зря.

Из всего сказанного Верховный суд делает вывод — нахождение на спорном участке этих объектов не может служить основанием для возникновения у истцов права на землю.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

Другой комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

Читайте также:  В Белоруссии предложили ввести сбор за выезд из страны

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лиц�� без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Завладение чужой земли без разрешения, документов, оформленных прав – такое правонарушение не может остаться без судебного наказания. Конституция страны надежно защищает собственность граждан, лишиться которой они могут только при серьезном основании и по решению суда.

Если участок забирается принудительно, за него положена равноценная компенсация (за исключением некоторых случаев).

В Гражданском Кодексе есть статьи (209 и 218), которые защищают собственность и указывают на законные способы передачи прав на использование земель. Это может быть завещание, купля-продажа, дарственная.

Другие способы отчуждения можно расценивать как самозахват. И всегда закон в вопросе незаконного присвоения чужих земель будет на стороне их владельца.

Даже если собственник длительное время не использует участок, не появляется на нем, не интересуется его состоянием – в любом случае земля остается его собственностью. И нужно искать только законные способы, чтобы получить права на нее.

Только государство или муниципальная власть может определить, что земля является бесхозной, и можно начинать процедуру по ее приватизации. За присвоение предусматривается административная мера ответственности. Нарушитель должен уплатить штраф.

  • Физическое лицо заплатит от 0,5 до 1 процента от стоимости площади земли, но не менее 5000-10000 рублей.
  • Юридическое лицо (в том числе и индивидуальные предприниматели), заплатит от 1,2 до 2 процентов стоимости участка, но не менее 100000 рублей.
  • При самовольном завладении части участка штраф будет пропорционален размеру захваченной территории.

Со временем растут размеры штрафов за самозахват земель, последнее повышение было в 2020 году.

  • Незаконное владение земельным участком – это правонарушение, которое будет рано или поздно раскрыто и наказано. Самовольно может быть захвачен целый участок или часть его, это не уменьшает силу ответственности.
  • Также нарушением будет считаться и перенос забора на соседнюю территорию.
  • По закону нельзя строить любые сооружения на чужой территории без разрешения собственника. Согласно статьям 60 и 76 Земельного Кодекса участок возвращается собственнику, а сооружение должно быть снесено.

Чтобы иметь право использовать участок по своему усмотрению, нужно обязательно оформить права на него и зарегистрировать их. Не нужно полагаться на устное обещание подарить землю, оставить ее по завещанию. Все сделки имеют силу только после составления и подписания соответствующих документов.

На деле самозахват может быть выражен несколькими видами противоправных действий:

  1. проводится самовольное занятие площади;
  2. используется земля без процедуры оформления и получения правоустанавливающих документов (свидетельства о государственной регистрации);
  3. проводится хозяйственная деятельность на земле без разрешительных документов в тех случаях, когда они требуются по закону.

Уголовная ответственность

За самовольное завладение чужой землей предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Но существуют случаи в судебной практике, когда к такому нарушению принималась уголовная ответственность.

Это касается ситуаций, когда самозахват оказался связанным с совершением другого преступления, наказываемого уже по статьям Уголовного Кодекса.

  • Самовольное использование земель может быть связано с мошенничеством.
  • Также наказывается самозахват по уголовной статье и тогда, когда присутствует нарушение правил оборота недвижимости.

Самовольное завладение землей может утяжеляться дополнительно и с ее порчей. Тогда в силу еще вступает еще и статья 254 Уголовного Кодекса. Под порчей подразумевается ее засоление, деградация, отравление химическими веществами, захламление и другие действия, из-за которых снижается ценность участка и наносится вред экологии.

ст. 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ с ми

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

(Статья в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.

Актуальные вопросы квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ



Самовольное занятие земельного участка — самое распространенное нарушение в сфере земельного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.

Определение данному понятию в действующем законодательстве отсутствует.

При этом, исходя из судебной практики, а так же руководствуясь ми к КоАП РФ, под самовольным занятием земельного участка подразумевается умышленное занятие земельного участка путем установления ограждений, размещения на участке объектов капитального и некапитального строительства, без наличия правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, при этом должен быть установлен факт нарушения прав и интересов третьих лиц.

Исходя из ЗК РФ, самовольное занятие участка один из видов земельных правонарушений. Понятие «земельные правонарушения» в действующем законодательстве не раскрывается, однако, как и любое иное правонарушение характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной и субъективной стороной.

Анализируя ст. 7.1 КоАП РФ, можно сказать, что обязательным признаком субъективной стороны является прямой умысел. Следовательно, отсутствие умысла является основанием прекращения производства по делу. Однако на практике данный элемент состава правонарушения трактуется не совсем так.

В данной статье, автор на примере Республики Карелия раскрывает проблемы действующего законодательства и основные причины нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ.

Читайте также:  Не приходит налоговый вычет – что делать?

Так, одной из причин «самозахвата земли» является ненадлежащее оформление документов, что в последующем приводит к проблемам, с которыми сталкиваются большинство правообладателей.

Например, лицо пользуется участком в фактически сложившихся границах на протяжении пятнадцати и более лет, с учетом документов, определявших при образовании участка его границы, местоположение и конфигурацию, а также его площадь.

При проведении межевания земельного участка (установление границ участка в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации) (до 2008 года) были не учтены имеющиеся документы, неверно подготовлена графическая часть материалов, и иные причины, повлекшие за собой несоответствие сведений о местоположении границ и площади участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), фактическому землепользованию, что привело к реестровой ошибки на сегодняшний день. В момент административного обследования участка, либо при проверке на соответствие требований законодательства, должностным лицом будут выявлены несоответствия в площади и в результате, данная ситуация принимается за самовольно занятие земельного участка (части земельного участка) и приводит к соответствующим последствиям.

При этом попытки привести документы в надлежащий вид, устранить вменяемое нарушение, обычно не представляется возможным по ряду причин, и в первую очередь требования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — 218-ФЗ). Так, исходя из ч. 7 ст.

61 218-ФЗ после исправления реестровой ошибки фактическая площадь земельного участка не может отличатся от площади по сведениям ЕГРН более, чем на 5 %.

Так же необходимо учитывать, что при изменении конфигурации участка, необходимо учитывать письма Минэкономразвития РФ, содержащие позицию по вопросам кадастрового учета и регистрации прав, а также требование ч. 10 ст. 22 218-ФЗ.

То есть в случае если имеются документы, содержащие сведения о местоположении границ участка, его площади и конфигурации, то уже сложившееся фактическое землепользованию попросту не учитывается (за исключение случаев, когда речь идет о крайней необходимости), даже если в данных документах имеется явная ошибка.

При этом нередки случаи, когда участок гражданину был выделен до введения в силу Земельного кодекса, а также иных законов, содержащих требования к образуемым участкам.

Документы на такой участок оформлялись после принятия соответствующих нормативных правовых актов, при этом при подготовке соответствующих документов на участок, сложившиеся в процессе пользования участком границы не учитывались, что впоследствии опять же приводит к определенным трудностям.

На сегодняшний день в Республике Карелия большинство граждан, являющихся правообладателями участков в садоводческих некоммерческих товариществах (далее — СНТ), неосознанно и не по своей вине оказываются правонарушителями, и привлекаются к ответственности за самовольное занятие участка.

Существующие СНТ образовывались в 90-е годы. В процессе образования утверждался генеральный план соответствующего кооператива и в последующем производилась разработка участков.

В связи с земельной реформой 90-х годов, граждане, пользующиеся участками в кооперативе, получали свидетельства на право собственности на землю, приложением к которому являются планы земель. Данные планы содержат информацию о местоположении участка, его площади и конфигурации.

Подготовка планов осуществлялась на основании утвержденного генплана и в большинстве случаев от руки, «примерно», без натурного обследования участка, без учета сложившихся в процессе разработки и землепользования границ участка, без соответствующих замеров, без использования каких-либо измерительных приборов, а также отсутствовала привязка к жестким контурам объектов. На сегодняшний день такой план является документом-основанием для определения границ участка на местности и должен использоваться при подготовке необходимых для кадастрового учета документов. Однако довольно часто при натурном обследовании участка и сравнении его с планом, выявляется факт несоответствия, что приводит к нарушениям, которые образуют состав ст. 7.1 КоАП. В ряде случаев правообладателя получают предписания, стараются устранить несоответствия, привести в надлежащий вид документы. При этом, при выполнении требований законодательства, правообладатели сталкиваются с определенными трудностями, и в первую очередь это касается площади участка. Данную проблему порой решить возможно, но процесс занимает довольно длительное время, и требует в некоторых случаях существенных затрат. Не каждый правообладатель «готов пойти на жертвы ради одной-двух соток земли, которыми он пользуется с момента приобретения участка», а также если гражданин «уже приобрел участок в таком виде, и не желает платить за него дважды».

В данном случае, при формировании документов в соответствии с действующим законодательством из площади участка «выпадают» постройки, сооружения, строения, а в некоторых случаях с целью сохранения построек в границах землевладения, участок приходится «ужимать» по периметру, и объекты, закрепляющие на местности границы участка, например забор, уже не учитывается. В дальнейшем названные несоответствия будут расценены как «самозахват» и правопользователь понесет соответствующее наказание.

Так же необходимо учитывать, что земельное законодательство в какой-то степени противоречит Конституции РФ. Так, в соответствии со ст.

36 Конституции РФ — «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Не смотря на существование данной нормы, органы регистрации права отказывают в кадастровом учете участков, при наличии различий между фактическим пользованием и сведениями в документах на участок, если площадь увеличивается более, чем на предельно допустимый размер, не смотря на то, что отсутствуют возражения смежных парвообладателей, и даже наоборот все заинтересованные лица требуют «зафиксировать границы участка по факту». При вынужденном уменьшении площади участка могут быть затронуты интересы смежных правообладателей, что в большинстве случаев приводит к судебным тяжбам.

При этом необходимо заметить, что кадастровый инженер так же несет различные виды юридической ответственности, в том числе административную.

Так, ст. 14.35 КоАП предусматривает ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план. При этом, внесение сведений о площади участка, вычисленной без учета фактического пользования уже является ложными сведениями.

Таким образом, исполняя требования одного законодательного акта, происходит нарушение требований другого. Помимо этого, при реализации некоторых норм действующего законодательства происходит нарушение конституционных прав и интересов граждан, что в свою очередь недопустимо с точки зрения законодательства в целом.

Зачастую несовершенство норм земельного законодательства, расхождение требований, приводит к нарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ.

Основными целями института административной ответственности является защита правопорядка, охрана и защита прав, свобод и интересов граждан, восстановление справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений, в связи с чем данный институт должен действовать эффективно, действенно и результативно.

Существует необходимость постоянного усовершенствования не только административного законодательства, но и смежных с ним, отраслей законодательства, в особенности земельного.

В связи со сложностями, которые возникают при квалификации правонарушений по статье 7.1 КоАП РФ, автором предлагается указать конкретные виды возможного самовольного занятия земельного участка, например организация навесов, строительство ограждающих конструкций, строительство объектов капитального и некапитального строительства.

Однако в связи с тем, что таких видов может быть нескончаемое количество, необходимо в первую очередь данные нарушения разграничить по степени причинения ущерба или нарушения прав и интересов иных лиц.

В заключение стоит отметить, поскольку земля выполняет важную роль в государстве, вопросы правового регулирования использования и охраны земель заслуживают особого внимания. Правовая охрана земель обеспечивается в существенной степени мерами административной ответственности.

Поэтому от того, насколько совершенным является законодательство об административной ответственности за нарушения в области земельно-имущественных отношений, настолько эффективно и качественно будет обеспечиваться охрана земель.

В связи с этим данный институт права во многом требует серьезных доработок, усовершенствований, изменений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256;
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. N 211–212;

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, РФ, административная ответственность, действующее законодательство, земельное законодательство, площадь участка, участок, документ, надлежащий вид, некапитальное строительство.

В чём суть самозахвата

Гражданин Российской Федерации имеет законное право на использование участка земли только после оформления его в частную собственность или если имеет право использовать землю на безвозмездной основе. Данные права должны быть зафиксированы в государственной регистрации. У гражданина должно быть свидетельство об использовании участка земли – это гарантия его прав.

Обязательно должны быть определены границы территории, которые в ходе проведения регистрации прав гражданин закажет в кадастровой палате. Любые действия на земельных участках считаются незаконными и несут административную ответственность, если гражданин использует её вне закона.

Нарушителями могут быть как обычные граждане, так и правоохранительные органы или должностные лица.

Любая эксплуатация должна быть подтверждена разрешением. В противном случае это будет считаться незаконным захватом территории.

Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 7 Кодекса об административных правонарушениях против нарушителей права предусмотрены санкции.

В обязательном порядке гражданин, который использует незаконно землю должен будет её вернуть законному владельцу и компенсировать вред, который нанёс в ходе её использовании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *