Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для жилой зоны и дворовой территории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.
Нюансы парковки во дворе
Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:
- Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
- Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.
Правила движения в жилых зонах
Мы уже рассмотрели основные правила, действующие для автомобилистов в жилых зонах и дворовых территориях, но существуют некоторые частные случаи. Движение автомобилей во дворах и жилых зонах должно соответствовать следующим правилам:
- На территории жилой зоны, обозначенной соответствующим дорожным знаком, пешеходы могут двигаться по тротуарам и проезжей части. Более того, именно у пешехода в данном случае преимущества, хотя он не должен намеренно создавать помехи для транспортных средств.
- У велосипедистов в жилых зонах тоже есть дополнительные преимущества. Даже если перед въездом на территорию нет соответствующего дорожного знака, водителям при движении по дворовым территориям следует уступать дорогу велосипедистам.
- При въезде в жилую зону или дворовую территорию водитель обязан притормозить до 20 км/ч, пропускать пешеходов и велосипедистов. Если превысите скоростной режим и будете двигаться со скоростью более 80 км/ч, вас лишат водительского удостоверения. Так разогнаться в жилой зоне зачастую практически невозможно, однако некоторые нарушители умудряются это сделать.
- В жилой зоне запрещена учебная езда и сквозной проезд через жилую зону.
- При выезде с жилой зоны на обычную дорогу водителю нужно пропустить все остальные транспортные средства.
Разрешено ли поставить авто в соседнем или чужом дворе?
Выше мы уже приводили довольно абсурдную ситуацию с действовавшими ранее правилами. Согласно им, вы не имели права оставлять автомобиль на стоянку именно в своём дворе. А в чужих – сколько угодно.
Таким образом, вырисовывалась лазейка – достаточно было просто договориться с жителями соседних домов, чтобы поменяться местами. Приехавшим штрафовать нерадивых автолюбителей сотрудникам органов местного самоуправления тогда бы можно было предоставить документы, что вы не живёте там, где припарковались. И штраф за стоянку во дворе дома был бы незаконен. Конечно, о таком способе мало кто догадывался.
Но, повторимся, в 2022 году можно ставить машину во дворе как чужого, так и своего дома. Это не запрещено никаким нормативным актом. Однако, есть ограничения и тонкости, когда всё же можно получить штраф.
Какая разрешается скорость?
Скоростной режим определён в пункте ПДД №10.2. В жилой зоне и во дворах двигаться можно не быстрее 20 километров в час. Знак ограничения скорости на въезде в жилую зону не устанавливают, скоростной режим действует автоматически и без исключений.
Штрафы за нарушение ограничения назначаются согласно статье 12.9 КоАП РФ:
- За превышение на 20-40 километров в час – 500 рублей.
- На 40-60 – 1000-1500 рублей.
- На 60-80 – 2000-2500 рублей или лишение прав до полугода.
- При передвижении во дворе на скорости более 100 километров в час – 5000 рублей или лишение прав на полгода.
Нарушение скоростных ограничений делает водителя виновником ДТП в случае его совершения.
Правила парковки машин на территории жилого дома регламентированы несколькими законами и нормативными документами. Таковыми являются:
- СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03;
- п. 17 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»;
- ст. 12.28 КоАП;
- 218-ФЗ о приватизации парковочных мест.
Если внимательно изучить вышеперечисленные нормативные акты, то можно избежать случайных нарушений, а также узнать, как вести себя в спорных ситуациях.
Санитарные нормы являются основным документом, регулирующим правила парковки ТС во дворе. Именно в них можно узнать об основных тонкостях размещения парковочных мест, а также прописаны нормы поведения владельца автомобиля. В санитарных нормах прописано:
- Расстояние между стоянкой для машин (не более 10 единиц) и парковочным карманом не должно быть менее 10 м.
- Если на парковке могут расположиться до 50 единиц автомобилей, то следует придерживаться всех требований нормативных документов и выделить территорию для парковки машин. Ее расположение не должно быть ближе 15 м от окон дома.
- Если число ТС от 51 до 100, этот промежуток должен быть не менее 25 м.
- Парковка на 101-300 машин должна находиться на расстоянии 35 м от дома.
- Если предполагается размещение более 300 ТС, то расстояние от дома до парковки должно быть не менее 50 м.
Для того, чтобы собственники квартир могли обустроить парковку, потребуется приватизировать придомовую территорию.
ВНИМАНИЕ! Здесь понадобится помощь юристов и сбор некоторых документов. Важно, чтобы за оборудование парковки проголосовало не меньше 75% всех собственников. Иначе все действиях будут считаться незаконными.
Если среди собственников есть те, которые против организации парковки во дворе, они вправе написать пожаловаться в одну из следующих инстанций:
- Экологическая служба.
- Санитарная инспекция.
- Инженерная служба этого района.
- Пожарная инспекция.
Правила парковки во дворах жилых домов регулируются ПДД. Согласно разделу 26. 2 нельзя оставлять автомобиль на придомовой территории, если:
- он занимает газон, тротуар или детскую площадку;
- это место не оборудовано под стоянку;
- он загораживает проезд другим, стоит на повороте или во втором ряду;
- двигатель включен больше 5 минут;
- на расстоянии менее 5 м есть мусорные контейнеры;
- это грузовик, который находится от здания меньше чем за 50 м;
- его вес составляет больше 3,5 тонны;
- он стоит на расстоянии меньше 10 м от служебных выходов, гаражей, ворот.
Также водитель обязан соблюдать дистанцию от автостоянок открытого типа до фасадов жилых домов и торцов с окнами. Эти нормы четко определил СанПиН:
- до 10 машин – не меньше 10 м;
- от 11 до 55 машин – не меньше 15 м;
- от 55 до 100 машин – не меньше 25 м.
Штрафы за движение по жилым зонам
Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость, и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.
Что касается штрафа за прочие нарушения, допущенные на дворовой территории, то в настоящее время он составляет 1 500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3 000 рублей) (статья 12.28 КоАП).
Кстати, если у Вас остались неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую оплатить штрафы через интернет без комиссии.
Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):
8 Москва и Московская обл.
8 Санкт-Петербург и Лен. обл.
Проживание в социуме ежедневно преподносит гражданам различные поводы для ссор и конфликтов. Одним из постоянных источников раздражения является движение на дорогах и парковка автомобилей. Особенно, если стоянка расположена на придомовой территории, а транспорт грузовой. Поэтому, чтобы не нарушать правила, необходимо знать, допустима ли стоянка грузовых автомобилей в жилой зоне, и если да, то на каких основаниях.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Роль основного регулирования правил парковок во дворах жилых домов исполняют несколько законодательных и нормативных актов:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74. Определяет нормы расположения парковок на удалении от окон жилого дома. Расстояние варьируется от 10 до 50 м в зависимости от количества машино-мест.
- Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения». Определяет, какие действия водителей запрещены в жилой зоне. К таковым отнесены сквозное движение, учебная езда, стоянки с работающим двигателем, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.
Предлагаем ознакомиться Образец характеристики для награждения работника почетной грамотой
Кроме того, в Государственную думу постоянно вносятся законодательные инициативы, связанные с улучшением ситуации с парковками. Например, законопроект от одной из партий предусматривает:
- предоставление определенного числа машино-мест в зависимости от размера общей площади квартиры;
- строительство специальной гостевой парковки, количество мест которой будет определяться исходя из общей численности жильцов в многоквартирном доме.
Как бороться с правонарушителями
Автохамы, которые ставят свои машины в неположенных местах, серьезно портят жизнь остальным жильцам многоквартирных домов. Соседи борются с такими индивидами разными способами:
- Облитие автомобиля разными жидкостями (краска, кефир, клеи и т.д.).
- Размещение специальных наклеек на лобовое стекло или другие части машины.
- Преграждение пути выезда разными способами (приковывание цепями, парковка других автомобилей, препятствующих выезду и т.д.).
- Физическое воздействие на автовладельца.
Важно понимать, что подобные способы борьбы незаконны и грозят административной или уголовной ответственностью самим борцам за справедливость. Поэтому нужно применять законные варианты наказания нарушителей:
- Фиксировать правонарушение с помощью подручных средств видео или фотосъемки (мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры).
- Передача материалов в ближайшее отделение ГИБДД.
В последнее время появилось множество сайтов от правозащитников, где неравнодушные граждане могут выкладывать подтверждения нарушения правил парковки машины возле дома. Главное, чтобы на фото или видео было четко зафиксировано:
- государственный номер автомобиля;
- дата съемки;
- само правонарушение.
Кроме ГИБДД, материалы, на которых зафиксировано правонарушение, можно передавать в следующие инстанции:
- пожарную инспекцию;
- экологическую службу населенного города;
- СЭС;
- инженерная служба района/города.
Нехватка парковочных мест постепенно становится серьезной социальной проблемой. Для ее решения недостаточно только соблюдения правил парковки. Необходимо использовать законодательный ресурс для расширения автомобильной инфраструктуры, а также решения вопросов с платными стоянками возле жилых домов.
Внутриквартальный проезд
Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.
5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации.
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 2000 г. постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 г. № 64
Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре и устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки. |
Какие бывают знаки и что они означают
Как известно, одним из основных источников информации, которыми руководствуется водитель транспортного средства на дороге, являются дорожные знаки. Они могут устанавливать ограничение скоростного режима, разрешать или запрещать проезд, предоставлять преимущество тому или иному участнику движения, означать начало или конец зоны с особым статусом и т. п. Поэтому начать разговор об особенностях езды в пределах дворового или придомового участка дороги логично именно с повторения дорожных знаков, которыми может обозначаться такая территория, а также с определения принципиальных различий между ними.
Знаете ли вы? Дорожные знаки в современном смысле этого слова появились относительно недавно, в 1900 году, и первым городом, где была реализована эта идея, стала французская столица. Интересно, что при помощи установленных на дороге табличек парижские власти в первую очередь начали предупреждать водителей о таких опасностях, как неровная дорога, резкий поворот и железнодорожный переезд.
Правила дорожного движения (ПДД) – основополагающий законодательный документ, регулирующий действия участников движения в любых ситуациях. Статья №17 этого свода посвящена движению и парковке в жилой зоне. К таковой относятся территории, определенные специальными знаками 5.21 и 5.22, обозначающими начало и конец жилой зоны.
В общем понимании жилая зона – это придомовая территория многоквартирного дома или нескольких жилых строений. Чаще всего увидеть знаки 5.21 и 5.22 можно в спальных районах населенных пунктов, где расположено множество жилых многоквартирных домов и мало инфраструктурных объектов. В жилой зоне действуют особые правила:
- Пешеходы могут двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Главное – не создавать помех движущемуся транспорту.
- Максимальная скорость движения ограничена до 20 км/ч. Это связано с тем, что на территории много детей, пожилых людей, домашних животных. Такая скорость позволяет автомобилю вовремя затормозить при необходимости и не нанести вреда жизни и здоровью пешехода.
- Пешеходы имеют преимущество при движении, то есть автомобили обязаны пропускать их и не создавать помех.
По Правилам дорожного движения в жилой зоне запрещено:
- Сквозное движение. Если водитель въехал на территорию жилого массива с целью проехать его насквозь и сократить путь, или он преследует иные цели, не связанные с проживанием или гостевым визитом, то он автоматически становится нарушителем.
- Стоянка с включенным двигателем не более 5 минут. Это требование обусловлено тем, что выхлопные газы пагубно влияют на здоровье граждан. К сожалению, привлечь к ответственности нерадивых водителей сложно. Особенно в зимний период, когда транспорт требует длительного прогрева.
- Учебная езда. Автомобили, на которых установлен знак «У», не имеют права курсировать в спальных районах по маршруту обучения.
- Развороты и езда назад. Подобные маневры в жилом массиве, обозначенном знаками 5.21 и 5.22, возможны только в случаях, когда водитель заехал в тупик.
- Стоянка грузового транспорта. Правила парковки возле жилого дома разрешают останавливаться грузовикам, масса которых превышает 3,5 т, только на специально оборудованных площадках.
Грузовые автомобили просто так не заезжают в жилые массивы. Существует несколько распространенных причин:
- Водитель либо кто-то из его близких проживает в данной зоне.
- Водитель не местный и просто заблудился, несмотря на множество предупреждающих и запрещающих знаков.
- Дальнобойщик желает спокойно провести ночь и ищет подходящее тихое место для ночлега.
Однако, какой бы ни была причина для въезда на запрещенную территорию, это в любом случае дорожное правонарушение. В жилой зоне действуют жесткие требования к парковке, даже для легковых автомобилей:
- В соответствии с ПДД стоянка в жилой зоне запрещена на газонах, тротуарах, детских или спортивных площадках, а также иных территориях, не предназначенных для этого.
- Нельзя парковать транспортное средство, блокируя выезд другим автомобилям.
- Нельзя ставить машины под окнами или балконами домов. Правила дорожного движения требуют строгого соблюдения дистанции: минимум – 10 м для небольшой стоянки (вместимость до 10 машиномест).
Российское законодательство предусматривает парковочные отношения водителей в жилых зонах, контролируя их СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 от 25.04.2014:
- запрещает сооружать организованную или несанкционированную парковку дистанцией менее 10 метров от жилищного массива, табл. 7.1.1;
- не позволяется припарковывать грузовик в радиусе 50 м от помещения, кроме коммерческого транспорта;
- не положено дольше 5 минут находится около дома с включенным двигателем; воспрещено заезжать на благоустроенную околодомовую территорию, включая детскую площадку, тротуар во дворе, газон, ограждение. Правонарушение грозит штрафом, размер которого будет зависеть от региона;
- нельзя оставлять транспорт во дворе на повороте, становится вторым рядом, совершать наезд на бордюр.
Превышение скорости в зоне действия знака «Жилая зона» и во дворах
Можно, но для этого должны быть соблюдены установленные правила. Их мы подробно рассмотрим в отдельном разделе, здесь же обратимся к первым трудностям юридического характера, которые и вызывают максимум споров.
Дело в том, что в профильном СанПиН 2.1.2.2645-10 существуют две статьи:
- Статья 2.3 разрешает устраивать во дворах гостевые парковки.
- Статья 2.10 запрещает размещение во дворах постоянных парковок.
Противники машин, стоящих во дворах, настаивают на том, что жильцы, ставящие свои авто ежедневно, делают это постоянно. Соответственно, и парковка становится постоянной, что запрещено. Жалобщики настаивают на довольно нелогичной конструкции, мол, случайно попавшим людям (гостям) можно парковать автомобиль, а проживающим в этом дворе – нет.
Это не только нелогично, это и не соответствует нормам законодательства:
- Нет юридических норм, точно описывающих разницу между гостевой и постоянной парковкой по времени стоянки или категориям владельцев.
- В другом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указаны нормы, в т.ч. по удаленности от зданий, оборудованных стоянок. То есть сам факт стоянки возможен, но, разумеется, при выполнении условий.
Самым главным аргументом в пользу возможности паркинга во дворе является юридический опыт. Граждане неоднократно подавали в суды на управляющие компании за, по их мнению, неправильно расположенные дворовые стоянки, однако в подавляющем большинстве случаев суд признавал законность паркингов.
Невозможно определить временный или постоянный характер носит стоянка, особенно при перманентной эксплуатации автомобиля. Однако действительно длительное хранение (например, на зиму) может привести к негативным последствиям, но и этот вариант не гарантирован.