Как возмещается ущерб (имущественный вред), причиненный в результате ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возмещается ущерб (имущественный вред), причиненный в результате ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

Необходимые документы для осуществления ПВУ

Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.

В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:

  • извещение о ДТП;
  • заявление;
  • Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
  • копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
  • доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
  • квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).

Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2022 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
  • копия водительского удостоверения;
  • копия паспорта.

Проведение осмотра или независимой технической экспертизы

Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.

При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.

Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.

Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.

Что говорят эксперты про новую методику

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Экспертиза ТС после аварии

Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:

  • насколько деформирована поверхность;
  • степень повреждения запчастей в месте удара;
  • процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата?

И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.

Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Прямое возмещение и его порядок

Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.

Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.

При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:

  • в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
  • стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
  • нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
  • в результате аварии никто не пострадал;
  • у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2022: что нужно знать

Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.

Как быть когда в ДТП пострадала своя машина

Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.

Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.

Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.

Претензия по выплате и как её оформить

Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.

Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.

Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:

Наименование страховщика В шапке документа следует указать:

· наименование страховой компании;

· юридический адрес;

· имя руководителя;

· рабочий телефон и адрес электронной почты.

Личные данные Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:

· фамилия, имя и отчество;

· паспортные данные;

· адрес регистрации;

· номер мобильного телефона.

Суть обращения Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:

· когда случился страховой случай;

· номер выплатного дела;

· сумма выплаты;

· реальная сумма убытка.

Реквизиты Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу.
Документы Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:

· паспорт;

· заключение независимого эксперта.

К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд.

Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.

Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2022 году

Лимит по европротоколу значительно отличается от максимальной выплаты по ОСАГО. Он не может превышать 100 тыс руб за одним только исключением: если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и было зафиксировано в соответствии с требованиями нормативов. В этом случае лимит составляет 400 тыс руб. Однако потребуется соблюсти все правила оформления:

  • ДТП произошло на территории указанных регионов;
  • информацию о происшествии участники передали в Российский союз автостраховщиков (РСА) в некорректируемом виде с мобильного устройства, поддерживающего систему навигации ГЛОНАСС через специальное приложение;
  • данные фото- и видеосъемки получены в течение часа с момента ДТП, в них отчетливо видны регистрационные знаки, повреждения и расположение автомобилей в окружении дорожной инфраструктуры.

Выплата утраченного заработка при вреде здоровья

Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2022 году?

Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.

Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.

Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.

Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.

Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)

Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

Читайте также:  ГИБДД разъяснила штрафы за нарушения водителей на пешеходных переходах

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

С введением новых правил предоставления услуг по ремонту авто, этот способ является приоритетным и основным. При заполнении документов в страховой компании можно выбрать удобный для клиента сервис из предложенных, и указать его в заявлении. Данные сервисы имеют договор о сотрудничестве со страховщиком или же находится в его непосредственной собственности.

При рассмотрении законопроекта были рассмотрены и приняты следующие изменения:

  • Если возраст пострадавшего автомобиля не превышает 2-х лет, то ремонт может быть произведён у официального дилера.
  • Предъявляются требования к сервису, максимальная удаленность может быть 50 км от места происшествия;
  • В течение 30 рабочих дней автосервис обязан провести работы по восстановлению машины. За каждый день просрочки выплачивается пени в установленном договором размере, чаще всего он составляет 0,5 % за каждый день.
  • В 2020 году износ деталей не учитывается. Если расчёт с пострадавшим осуществляется в денежной форме, то расчёт стоимости будет существенно меньше, за счёт включенного в расчёт износа.
  • Для того чтобы восстановить автомобиль, автосервис обязан заказывать новые детали. Старые детали должны быть выданы автовладельцу по его запросу.
  • На новые детали и лакокрасочное покрытие действует гарантия, установленная производителем. На покраску – 1 год, на детали – 6 месяцев.
  • Если были обнаружены дефекты после проведения ремонтных работ, то автовладелец может обратиться к услугам независимого эксперта. По результатам экспертизы можно в порядке судебного иска взыскать разницу в стоимости проведённых работ и дополнительно получить компенсацию за моральный ущерб. Стоимость экспертизы так же будет оплачено страховой компанией.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Компенсация ущерба включает в себя следующие составляющие:

  • ремонт имущества или приобретение нового транспортного средства, если пострадавшее не подлежит восстановлению;
  • погребение;
  • лечение;
  • приобретение лекарственных препаратов;
  • возмещение ущерба в связи с временной нетрудоспособностью;
  • возмещение затрат на эвакуацию машины и другое.

Рассчитать стоимость выплат при ДТП может как сама страховая компания, так и независимый эксперт.

В 2021 году оценка ущерба по ОСАГО происходит по следующим параметрам:

  • регион, в котором произошла авария;
  • дата происшествия;
  • технические характеристики транспортного средства;
  • марка машины и её комплектация;
  • износ автомобиля и его составляющих;
  • дефекты, которые имели место до аварии.

Страховая сумма на возмещение ущерба имуществу включает в себя:

  • стоимость услуг по ремонту;
  • стоимость запасных частей и материалов.

Максимальная сумма, выплачиваемая при причинении вреда здоровью потерпевшего или его гибели, составляет 500 тыс. рублей. При этом не имеет значения, кем был пострадавший – пешеходом, водителем или пассажиром. Если в аварии погибли люди, выплата распределяется следующим образом: 25 тыс. рублей идет на погребение, оставшаяся сумма переводится родственникам погибшего.

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Страховые выплаты по ОСАГО в 2021 году

Иногда случается так, что реальный ущерб в аварии превышает лимит выплаты по закону. К примеру, автомобилю после сильного бокового удара требуется сложный стапельный ремонт на сумму порядка 700 тысяч рублей.

В этом случае владелец пострадавшего автомобиля сначала получает максимальную выплату от страховой компании в размере 500 тысяч рублей. А затем направляет виновнику претензию на оставшуюся сумму. Если виновник откажется заплатить добровольно, потребуется подавать на него в суд.

Читайте также:  График выхода на пенсию в 2023 году: кто получает заслуженный отдых?

Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.

В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:

  • извещение о ДТП;
  • заявление;
  • Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
  • копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
  • доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
  • квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).

Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2021 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):

  • копия полиса ОСАГО от заявителя;
  • реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
  • копия водительского удостоверения;
  • копия паспорта.

Страховая компания должна принимать документацию по специальному акту, в котором отражён полный перечень передаваемых бумаг. Составляют два экземпляра акта по одному для каждой стороны. Такой способ подтверждения передачи документов позволяет гарантировать водителю то, что страховая ничего не потеряет.

Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.

Если автомобиль после ДТП не способен самостоятельно передвигаться и не сможет прибыть в СК для осмотра, то дополнительно нужно указать его местоположение. Это необходимо для того, чтобы представитель страховщика смог приехать и зафиксировать повреждения с целью оценки степени ущерба и суммы страховой выплаты по ПВУ.

Разница между обычным страховым возмещением и ПВУ кроется в том, что в первом случае ущерб пострадавшему компенсирует страховая компания виновника, а во втором – собственная СК потерпевшего.

Введение безальтернативного ПВУ позволило обеспечить пострадавшему в ДТП гарантию того, что его страховщик не сможет отказаться принимать заявление на компенсацию. Конечно, при наличии оснований СК может законно отказать в выплате, но вот отказаться принимать заявку права не имеет.

Система прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2021 году позволила:

  1. Предотвратить неправомерные отказы СК в рассмотрении страхового случая.
  2. Предупредить мошеннические действия со стороны страховщиков.
  3. Закрыть пробелы в существующем законодательстве.
  4. Упростить процедуру получения положенных выплат.
  5. Снизить время ожидания выплаты.
  6. Зародить в страховых компаниях желание развиваться и предоставлять лучшие условия клиентам.

Однако, теперь автолюбителю нужно гораздо тщательнее выбирать для себя СК – от её надёжности напрямую зависит вероятность возникновения проблем со страховыми выплатами в будущем.

Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.

Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.

Досудебное разбирательство

Перед тем, как обращаться в суд, СК обязана провести досудебные мероприятия в отношении установленного виновного. Между тем, иск не может быть принят на рассмотрение, если не проведена работа по взысканию расходов до обращения в суд.

Часто возникают ситуации, когда СК, не разобравшись в деталях страхового случая, высылает досудебную претензию. Письмо, в котором страховщик требует компенсировать понесенные расходы, не имеет унифицированной формы, однако обязано содержать следующие пункты:

  1. Данные получателя требований по регрессу.
  2. Детальная информация об аварии.
  3. Заключение экспертизы.
  4. Свидетельские показания.
  5. Размер взыскиваемой компенсации.
  6. Данные и реквизиты для перечисления от СК.
  7. Отведенный срок для выполнения требований.
  8. Законодательные ссылки, которыми руководствовался страховщик, выдвигая претензию к водителю.

К документу должен прилагаться список доказательств, на которые опирался страховщик при выставлении претензий:

  • калькуляция ремонтных расходов и закупки деталей;
  • акт экспертизы с фото с места ДТП;
  • финансовые документы о произведенных расчетах;
  • справка Госавтоинспекции;
  • выписанное ГИБДД постановление о правонарушении;
  • ксерокопия страховки и документы на автомобиль, отремонтированный за счет компании;
  • документ о признании случая страховым (соответствующий акт, подготовленный силами СК).

Водитель, в отношении которого взыскивается сумма компенсации, должен получить документ, составленный юридически грамотно, с подтверждениями в виде документальных приложений. На практике СК часто высылает упрощенный вариант письма, без представления доказательной базы, с указанием лишь основным обстоятельств дела:

  1. Краткие данные о происшествии.
  2. Сумма, подлежащая взысканию.
  3. Статьи законов, позволяющие требовать в регрессном порядке.

Подобный документ оформлен с нарушениями процедуры досудебного урегулирования, поэтому не может быть признан законным основанием для признания досудебной процедуры состоявшейся.

Страховая требует возместить ущерб по ОСАГО

В силу ст.14 ФЗ №40 к страховщику, произведшему компенсационные начисления в отношении своего клиента, признанного потерпевшим при ДТП переходит право требования регресса к виновнику аварии либо же его страховой компании.

Так страхователь потерпевшего может потребовать возмещения понесенных расходов, если:

  • вред был причинен умышленно;
  • водитель был в состоянии опьянения;
  • лицо, управляющее авто, не имело водительских прав либо не было включено в договор;
  • виновник аварии скрылся с места происшествия;
  • авто было утилизировано или передано в ремонт до осмотра страховщиками и проведения технической экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *