Занятость и трудоустройство населения в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Занятость и трудоустройство населения в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Занятость – это деятельность человека, цель которой заключается в удовлетворении личных потребностей (преимущественно материальных), то есть получении дохода. Эти действия должны соответствовать государственным нормативно-правовым актам. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на то, чтобы распоряжаться рабочими ресурсами и творческим потенциалом по собственному усмотрению. Именно выполнение таких требований необходимо для того, чтобы охарактеризовать рациональное трудоустройство. Виды занятости, вне зависимости от своих особенностей, не подразумевают под собой никаких принудительных мер. Конституция Российской Федерации говорит о том, что реализация права на труд должна быть инициирована самим лишь человеком и осуществляется им в свободной форме.

Что подразумевает собой понятие занятость?

Какие существуют виды трудоустройства?

Виды трудоустройства в РФ представлены четырьмя основными категориями. Наиболее распространенной является работа, имеющая постоянную основу. Именно она приносит стабильный доход. Её предпочитают, так как этот вид дает определенные социальные гарантии. Человек является защищенным, как с социальной, так и с юридической стороны. В случае потери рабочего места или безработицы такое лицо может претендовать на получение пособия. Определенный процент от зарплаты поступает на баланс Пенсионного фонда, что обеспечивает материальную поддержку в старости. Плюсом такого вида занятости также является возможность оформления кредита.

Второй вид представляет собой частичную занятость. Чаще всего это подработка, которая приносит небольшой доход. Такое трудоустройство распространено у студентов.

Третий вид – это работа согласно контракту. Сумма, прописанная в нем, является фиксированной, и из нее не делается никаких отчислений. Налоговые сборы должны в этом случае оплачиваться самостоятельно.

Это, пожалуй, самый распространенный вид занятости в Российской Федерации. К сожалению, актуальной статистики по доле того или иного вида занятости в структуре рынка труда нет, но в большинстве случаев человек устраивается на работу в компанию, подписывает трудовой договор и приступает к своим обязанностям в рамках определенных полномочий, обязанностей и графика. Именно эти факторы позволяют отнести этот вид занятости к постоянному.

Кроме того, в самом названии кроется один важный фактор – постоянная занятость не может быть ограничена по времени. Другими словами, вас не могут взят на работу на пару лет или месяцев, пока отсутствует постоянный сотрудник, например, в декрете или длительном отпуске по болезни. В таком случае подписывается договор о временной занятости или срочный договор.

Постоянный сотрудник имеет право на все льготы и привилегии, которые предоставляет фирма:

  1. ДМС
  2. Премии
  3. Надбавки к пенсии
  4. Отпускные и больничные
  5. Налоговые вычеты

При увольнении сотрудника по инициативе работодателя выплачивается выходное пособие в размере 2 месячной оплаты труда, а также дополнительно за 1 месяц, если сотруднику не удалось найти работу через службу занятости за 2 месяца после увольнения.

Надомная и удаленная работа

Соответствующий вид занятости подразумевает работу на дому сотрудника с использованием сырья или полуфабрикатов, которые поставляются работодателем или покупаются самим сотрудником. В выполнении трудовых обязанностей могут быть вовлечены родственники работника, но они не имеют право на взаимоотношения с работодателем. В договоре с таким работником указываются особенности, которые присущи стандартному трудовому договору. Надомная работа подразумевает передачу в определенные договором дни готовой продукции работодателю.

Можно сказать, что надомник – это тот же самый сотрудник на удаленке, но это не совсем так. В удаленной работе есть множество отдельных аспектов, которые должен учитывать и работодатель, и сам сотрудник. В частности, основная отличительная черта дистанционного работника – выполнение своих обязательств и взаимодействия с работодателем через телекоммуникационные связи или посредством использования интернета.

Удаленка может быть как постоянной, так и временной. В первом случае соответствующий факт прописывается в самом договоре, а во втором – в дополнительном соглашении, которое подписывается в момент необходимости перевода сотрудника на дистанционную работу. Не каждый работник может осуществлять свои функции удаленно, в связи с этим не все профессии могут себе это позволить. Весь порядок взаимодействия с сотрудником на удаленке должен быть прописан в коллективном договоре.

Что касается режима работы, периодов сдачи отчетностей и других временных аспектов, то они тоже должны быть отражены в коллективном договоре или дополнительном соглашении. Если такого пункта в договоре нет, то сотрудник в праве сам устанавливать для себя режим работы. Все отпуска и отпускные выплаты выдаются работнику на удаленке согласно коллективному договору или в рамках ТК РФ (в частности, 19 статье кодекса). Важно также знать, что перевод сотрудника на удаленку не может являться поводом для снижения размера заработной платы.

Один из важнейших аспектов удаленной работы, если она организована по инициативе работодателя, то он обязан обеспечить сотрудника всем необходимым для выполнения своих функций. Если же сотрудник сам себя обеспечивает всем необходимым, то работодатель обязан возместить затраты работника. На дистанционных работников распространяются все гарантии, предусмотренные ТК РФ и коллективным договором.

Читайте также:  Могут ли в России лишить прав пожизненно сейчас за вождение в нетрезвом виде?

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны. Природа, причины и последствия безработицы до сих пор исследуются учеными разных направлений: экономистами, социологами, психологами и др. В практике государственного управления регулированию рынка труда с целью снижения безработицы всегда отводится одно из основных мест.

Анализ литературы приводит к выводу о том, что наиболее малоизученными аспектами безработицы остаются: ряд методологических вопросов её исследования, региональные особенности безработицы, ее социальные последствия, пути сокращения количества незанятого населения. Сложившаяся проблемная ситуация в стране определила объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования – занятость населения как социально-экономическое явление.

Предмет исследования – социальные последствия безработицы и пути ее сокращения.

Цель исследования – изучить проблемы и особенности занятости населения в России.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • Провести теоретический анализ занятости населения.
  • Изучить теорию и практику государственного регулирования рынка труда.
  • Выявить пути по снижению уровня безработицы на рынке труда в России.

Что такое наименование занятости

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами любой страны с рыночной экономикой. Нормальное функционирование рынка труда в таких странах должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу.

Однако в природе рыночной экономики социальная защищенность человека не заложена. Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свое право на труд.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право:

свободно распоряжаться своими способностями к труду,

выбирать род деятельности и профессию, а также

Что включается в понятие трудоустройство?

Множество определений описывает понятие «рациональное трудоустройство». Виды представляют собой абсолютно непохожие определения. Но в широком смысле суть заключается в комплексе определенных мероприятий, которые имеют различный характер. Это действия, связанные с организацией, финансами и правом. Все они направлены на то, чтобы обеспечить жителей государства работой.

Все виды трудоустройства в России представляют собой лишь разрешенные законом формы деятельности. Сюда входят также и такие виды, которые характеризуются индивидуальным обеспечением. Это, например, частное предпринимательство или фермерское хозяйство. Также виды трудоустройства — это такие формы деятельности, которые можно осуществлять благодаря имеющейся лицензии от государственных органов или частных организаций.

Как осуществляется данный процесс для несовершеннолетних?

Виды трудоустройства несовершеннолетних занимают свою отдельную нишу на рынке занятости. Данный процесс осуществляется относительно этой категории граждан по специфическим правилам. В большинстве стран мира для лиц, не достигших восемнадцати лет, возможность получения работы регламентируется законодательством отдельно.

Согласно российским нормативно-правовым актам, возможность заключать договор с работодателями появляется при достижении шестнадцати лет. Но исключение составляют пятнадцатилетние подростки, которые получили среднее школьное образование или обучаются по индивидуальной программе. Им разрешается выполнять несложные задачи, которые не оказывают негативного влияния на здоровье и не мешают развитию и жизнедеятельности. Более младшая возрастная категория может быть задействована в рабочем процессе лишь в качестве неполной занятости. Труд должен позволять подростку продолжать обучение. Но такой возрастной категории разрешено данное действие лишь при наличии согласия от родителей или опекунов.

То есть лица, которые не достигли совершеннолетия, могут быть задействованы в любых видах работ, за исключением учреждений игорного типа, ночных клубов. Им запрещено иметь дело с сигаретами, алкоголем и психотропными веществами. Им нельзя быть занятыми трудом, который потенциально может нанести вред здоровью. То есть перенос тяжестей и грузов ограничен определенным весом.

Все виды трудоустройства, связанные с несовершеннолетними, сопровождаются прохождением медицинской комиссии, которая должна вынести свое заключение.

Подростки не могут быть задействованы на работе в праздничные дни и ночное время. Работа сверх нормы также для такой категории находится под запретом. Не разрешено отправлять их в командировку.

Для таких работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Для лиц в возрасте до шестнадцати лет это число составляет двадцать четыре часа. Для подростков от шестнадцати до восемнадцати лет это время равно тридцать пять часов в неделю.

Несовершеннолетние работники обладают дополнительными гарантиями. То есть работодатель не может добровольно уволить подростка. Это возможно осуществить лишь с помощью государственной инспекции труда.

Работодатель, нанимающий к себе несовершеннолетнего должен понимать, что обязан предоставлять ежегодный отпуск. Он должен быть не меньше одного месяца. И за него положена финансовая компенсация.

Понятие занятости и ее виды. Права и гарантии граждан в области занятости

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ «О занятости населения в РФ», федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Обеспечение занятости — комплекс социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии в подыскании подходящей работы и трудоустройстве.

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Понятие и принципы занятости населения в РФ

В любом обществе существует объективная связь и взаимозависимость между наличным трудоспособным населением и характером, степенью его участия в общественном производстве. Совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности, можно рассматривать как занятость. Экономика труда. Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. — М.: Юристъ, 2009. — Стр. 145.

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход). См.: Вайсбурд В.А. Экономика труда. — Самара, 2007. — стр. 76; Закон РФ «О занятости населения в РФ». Ст. 1.

Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, например, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

По мнению других специалистов, одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства.

Как думается, трудоустройство — это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета российских граждан при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.

Как считают И.С. Викторов и А.Ж. Макашева, правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Как отмечает Е. Семенова, орган по трудоустройству – центр занятости населения — обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности. Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и, прежде всего, имеющих ограничения в трудоспособности.

Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено Федеральным законом. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 21) организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечиваетс�� экономическими санкциями. Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

Читайте также:  Военные пенсии в 2023 году: повышение, последние новости

По мнению С.В. Колобовой и других специалистов, акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры инвалидов, выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и т.д. работодатель обязан периодически (ежеквартально) производить плату за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты по требованию органа исполнительной власти в бюджет в размере среднемесячного пособия по безработице. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

На основании изложенного целесообразно на уровне субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях. Причем каждый руководитель должен сообщать в Центр занятости населения об имеющихся у него вакансиях.

Таким образом, трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных. Целесообразно упомянуть, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Однако вопрос о степени охвата трудовым правом общественных отношений с участием последних является в настоящее время спорным.

Жалоба в прокуратуру и ее эффективность

Обращение в прокуратуру целесообразно в тех случаях, когда, не устраивая официально, работодатель не оплачивает период работы. В ситуации, когда работодатель и не устаивает и не платит зарплату, что делать работнику в ней, целесообразно рассматривать индивидуально.

Если работодатель честно оплатил обещанные суммы, а работнику принципиально добиться официального трудоустройства, то ответ прокурату его не удовлетворит. В большинстве случаев прокурорские работники в ответе на обращение разъясняют права, предлагая отправиться за их защитой в судебные органы.

Можно воспринять сие, как формальное отношение, и повторно направить обращение в вышестоящий орган прокуратуры, например, в областную или федеральную.

ВНИМАНИЕ !!! Эффективность обращения в прокуратуру во многом зависит от того, насколько веские доказательства представил заявитель, а также от добросовестности самого прокурорского работника.

Значение имеет и правильность оформления обращения. Последнее можно направить письменно, электронно и передать на личном приеме. Кстати, рекомендуется лично посетить прокурорского работника.

Структура занятости населения в России формируется только из людей трудоспособного возраста. Напомним, что до 2018 года в Российской Федерации мужчины считались трудоспособными до 60 лет, женщины — до 55 лет. С 2019 года возраст выхода на пенсию начнётся постепенно увеличиваться. С 2023 года представители сильной половины человечества будут работать до 65 лет, дамы – до 60 лет. Тем самым правительство рассчитывает на увеличение численности трудоспособного населения.

Составляющие структуры занятости:

  • Резиденты, которые осуществляют трудовую деятельность по найму.
  • Резиденты РФ, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. К ним относят индивидуальных предпринимателей и людей, занимающихся фермерским хозяйством.
  • Военнослужащие, которые проходят службу.
  • Резиденты Российской Федерации, которые находятся на обучении в среднеобразовательных школах, производственно-технических училищах, колледжах или высших учебных заведениях.
  • Резиденты других государств, которые осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
  • Резиденты РФ, которые заняты в домашнем хозяйстве. К таким гражданам можно отнести женщин, которые сидят в декретном отпуске или людей, которые осуществляют уход за больными или престарелыми людьми.

Согласно данным Росстата в 2020 году было зарегистрировано 80 000 000 граждан трудоспособного возраста, 77 000 000 из которых являются официально трудоустроенными. Безработными зарегистрированы порядка 3 000 000 резидентов РФ.

В 1 квартале 2018 года зарегистрировано 75 901 000 человек в критерии рабочей силы в возрасте от 15 лет. Из них трудоустроенными были 72 056 000 граждан. Безработных в 1 квартале 2018 года было 3 845 000 граждан РФ.

В феврале 2018 года численность трудоспособного населения составила 75 770 000 человек, 71 963 000 из которых официально работали и исправно вносили налоговые платежи в бюджет. В этом месяце согласно статистическим данным количество безработных уменьшилось по сравнению с январём на 37 человек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *