Правила использования путевых листов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила использования путевых листов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменения в правила оформления электронного путевого листа внесены Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ. Он вступит в силу с 1 марта 2023 года. Тогда же обновятся правила заполнения электронного путевого листа, указанные в ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Это такие же обязательные реквизиты и порядок заполнения, что и сейчас, для бумажных путевых листов.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Срок действия путевого листа в 2022 году

    Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

    Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия

    В день делается один или несколько рейсов в течение смены

    До старта первого рейса

    В течение дня

    Рейс продолжается больше одной смены

    До начала рейса

    На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

    Когда нужен путевой лист

    Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 259-ФЗ). В нём указывают маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

    • зарплату водителя;
    • надбавки водителям за разъездной характер работы;
    • затраты на ГСМ;
    • затраты на запчасти;
    • затраты на парковку;
    • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

    Какой форме должен соответствовать бланк путевого листа на месяц

    Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

    Эти реквизиты вместе с порядком оформления приведены в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Унифицированные формы имеют важное свойство — они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам. Причем это соответствие сохранилось даже после обновления перечня (приказ Минтранса России от 18.01. 2021 № 17, вступивший в силу 26.02.2017, и приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476, вступивший в действие с 15.12.2017).

    Подробнее о том, как обновились обязательные реквизиты, читайте в материалах:

    • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа»;
    • «С 15.12.2017 путевой лист оформляем по новой форме».

    Вопросы оформления путевого листа с учетом последних изменений мы обсуждаем в нашей группе в «ВК». Присоединяйтесь!

    Путевой лист на несколько водителей

    С 01.01.2021 обязательные реквизиты для путевых листов регламентированы приказом Минтранса от 11.09.2020 №368. В п. 10 данного приказа сказано: «Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя».

    Раз допускается отдельное оформление, значит, допускается и указание нескольких водителей в одном листе Главное в таком случае, чтобы была обеспечена идентификация отметок о предрейсовом (послерейсовом) медосмотре каждого из водителей. Для этого в применяемую форму путевого листа также требуется внести соответствующие дополнения.

    Обязательные реквизиты

    Согласно внесенным изменениям Минтранспорта (Приказы №476 от 07.11.2017 и №17 от 18.01.2017) путевой лист в 2022 году должен содержать 14 обязательных реквизитов. Их перечень приведен ниже:

    1. Наименование документа.
    2. Номер.
    3. Срок действия.
    4. Информация о собственнике ТС.
    5. Тип и модель авто.
    6. Регистрационный номер.
    7. Показатели одометра (при выезде/прибытии машины в гаражный бокс).
    8. Дата (заезд/выезд из гаража) и время (часы+минуты).
    9. Ф.И.О. ответственного за выпуск машины на линию, его подпись с указанием даты, времени и показаниями одометра.
    10. Ф.И.О. водителя.
    11. Дата и время медосмотра до/после поездки. Исключение составляют экстренные службы (полиция, МЧС, пожарная, скорая помощь и т.д.). Их работники проходят предсменный медосмотр.
    12. Ф.И.О. медицинского сотрудника с подписью и штампом.
    13. Отметка о ТО автомобиля, его время и дата. Если численность автопарка до 100 ед., в штате может отсутствовать механик. В этом случае нужно обращаться в сторонний сервисный центр для техосмотра и получения нужной записи.
    14. Ф.И.О. механика.

    Если организация использует самостоятельно разработанный формат документа, в нем указываются все обязательные реквизиты, актуальные на 2022 год.

    Согласно Приказу Минтранса РФ №476 от 17.11.2017 в новой форме п/л предусмотрены следующие нововведения:

    • наличие штампа с реквизитами компании необязательно;
    • повышение требований к контролю технического состояния машины;
    • упразднение единой формы документа;
    • присутствие обязательных реквизитов.

    Также Закон №152 не требует указания маршрута в путевке: необходимы лишь показания одометра, который фиксирует момент выезда из гаражного бокса и обратное прибытие. Однако как показывает арбитражная практика, контролирующие органы нередко причисляют отсутствие сведений о маршруте к числу нарушений. Бывают случаи, когда в этом вопросе их поддерживает суд. За основу берется Постановление №78. Поэтому, чтобы было меньше недоразумений, эксперты рекомендуют прописывать конечный пункт назначения.

    Ошибки в путевом листе и отказ в возврате НДС

    Весьма неприятными для налогоплательщика могут быть правовые последствия ошибок, допущенных в таком документе, как путевой лист. Обращает на себя внимание случай, свидетельствующий об отказе ФНС в признании права ИП на вычет по НДС по той причине, что путевые листы были заполнены некорректно.

    Речь идет об арбитражном деле № А65-20582/2013. Истец — индивидуальный предприниматель — купил автомобиль у ООО и оформил ряд подтверждающих документов — накладную и акт приема-передачи. Продавец выставил в адрес покупателя счет-фактуру, в котором был указан НДС. Также известно, что ИП оплатил машину за счет кредитных средств.

    ИП, осуществив государственную регистрацию машины, подал в ФНС декларацию по НДС, в которой была указана сумма к вычету. Однако налоговики отказали ИП в вычете, посчитав, что машина куплена не для бизнеса, а для личных целей.

    Покупатель автомобиля подал иск в арбитраж, намереваясь добиться в судебном порядке аннулирования решения ФНС. Но успехом его попытки не увенчались — суд в 3 инстанциях подтвердил правоту налоговиков.

    В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса № 152, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.

    Форма путевого листа и законодательство

    Форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Кроме этого, ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, в котором были даны формы путевых листов для различного вида транспорта. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация.

    Если организация примет решение разработать форму путевого листа самостоятельно, то за основу можно взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Обязательные поля в таком путевом листе это:

    • наименование и номер путевого листа;

    • сведения о сроке действия путевого листа;

    • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

    • сведения о транспортном средстве;

    • сведения о водителе.

    При этом самостоятельно разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить в учётной политике организации в виде приложения.

    Какие сведения о транспортном средстве отразить в путевом листе

    О транспортном средстве внесите следующую информацию (п. 4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов):

    • тип, марку и модель транспортного средства, а если оно используется с прицепом (полуприцепом) — также марку и модель прицепа (полуприцепа);

    • государственный регистрационный номер транспортного средства, а если оно используется с прицепом (полуприцепом) — его регистрационный номер, и (или) инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

    • показания одометра (полные километры пробега) при выезде с парковки, предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя, а также при его заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня);

    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ);

    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

    Не забудьте про маршрут

    Среди обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152, нет сведений о маршруте автотранспорта. Значит ли это, что можно не указывать эти данные?

    По мнению налоговых органов на местах, отсутствие в путевых листах маршрута следования автомобиля дает основание признать расходы необоснованными, так как не подтвержден тот факт, что автомобиль использовался в производственной деятельности компании.

    Анализ судебной практики по данному вопросу показывает, что некоторые суды считают, что организации не обязаны указывать подобную информацию в путевом листе. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 08.12.2009 № КА-А40/13500-09 по делу № А40-45119/09-75-278 указал следующее. В связи с тем, что налогоплательщик не является автотранспортной организацией, путевые листы содержат достаточную информацию для контроля за расходами на ГСМ, а отсутствие в них информации о месте следования автомобиля не является основанием для признания расходов документально неподтвержденными.

    А в постановлении АС Поволжского округа от 24.04.2015 № А55-20840/2014 арбитры пришли к выводу, что отсутствие в путевых листах информации о маршрутах следования не дает оснований считать, что фактически организация использовала автомобиль не для служебных целей, так как эта информация среди обязательных реквизитов путевого листа в Приказе № 152 не упоминается.

    Но в арбитражной практике есть судебные решения в пользу налоговиков. Так, в постановлении АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 по делу № А40-108772/14 арбитры отметили, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то представленные компанией путевые листы (без указания маршрута) не подтверждают осуществления спорных затрат на приобретение ГСМ и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Схожая позиция содержится и в постановлении АС Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016 по делу № А55-16446/2015.

    Однако эти решения суды принимали по спорам, возникшим до 1 января 2013 г., то есть когда действовал старый закон о бухучете, предписывающий обязательное использование унифицированных форм первичной документации. А в форме путевого листа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, содержалась информация о пройденном маршруте. Но, как мы уже говорили, сейчас организации не обязаны применять унифицированные формы первичных документов. Так что, на наш взгляд, шансы на победу в суде возрастают.

    Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

    Остановимся подробнее на предрейсовом медосмотре водителей. Основные изменения норм, регулирующих деятельность частных предпринимателей и автотранспортных организаций, произошли в мае 2022 года и по-прежнему имеют законодательную силу. Все предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей регистрируются в специальном журнале. Приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. В состав предрейсового осмотра входит:

    Например, транспортное средство перевозит грузы и оплата производится не за перевезенный тоннаж, а за время нахождения транспорта в работе. Такой путевой лист может быть оформлен, только если за день осуществляется доставка груза не более чем в два места назначения. Форму 4-С используют чаще всего перевозчики, взимающие плату за тонна-километры.

    Когда можно ездить без путевого листа

    Возможность ездить без путевки зависит от формы собственности на автомобиль, вид ТС и цели поездки. Согласно нормативам при управлении собственником грузового автотранспорта путевка требуется при осуществлении рейса в любых случаях, так как, за рулем находится водитель, оформленный в этом качестве. Перевозит индивидуальный предприниматель мебель для себя или по заказу – неважно. П.л. заполняют со всеми необходимыми реквизитами, включая осмотр медиком и контролером техсостояния авто.

    Если водитель легкового такси одновременно является владельцем автомобиля. Совершать поездки для собственных нужд, без оформления путевки, можно. При этом необходимо:

    • снять опознавательный фонарь с крыши;
    • передвигаться только в общем потоке;
    • не осуществлять посадки/высадки пассажиров;
    • при случае, доказать инспектору ДПС (МАДИ), что пассажиров не перевозите, авто используется для себя.

    Если автомобиль-такси арендован, использовать его для личных целей запрещено, если отсутствует специальное разрешение автовладельца. Только перевозка пассажиров и поездка в гараж. Путевой лист водителю нужно иметь всегда с собой. Без путевки может везти себя сам директор или сотрудник, т. е., без пассажиров, не оформленный в качестве водителя. Но если ведется учет ГСМ, то документ оформлять нужно все равно.

    Кто проверяет путевой лист

    Плановая проверка автопредприятий отменена. Внеплановая может проводиться при поступлении жалоб, большого количества или масштабного ДТП со смертельным исходом. Заранее о времени аудита компании не сообщается. Поэтому нужно быть всегда готовыми к появлению контролирующих органов. П/л может проверить:

    1. Трудовая инспекция: соблюдается ли режим труда и отдыха водителями. Поэтому так важно указывать в п/л время фактического управления ТС и перерывами ни только на обед, но и отдых.
    2. Налоговые службы (выездные и камеральные проверки): обращают внимание на наличие всех атрибутов п/л, правильность списания расходов ГСМ при учете НВ на прибыль. При обнаружении нарушений, могут счесть документы, как отсутствующие.
    3. Инспекция ГИБДД при проведении рейдов, устанавливает правомерность управления ТС, наличием отметки (штампа) медработника и записи контролера, проверяющего техническое состояние автотранспорта. Например, если у водителя такси отсутствует путевка, он не имеет права находиться за рулем. Его могут ни только оштрафовать, но и авто изъять в качестве вещественного доказательства грубого нарушения БДД. Сюда входит: отсутствие п/л; медицинского осмотра, технического контроля.

    Примечание: В Москве проводятся совместные с ДПС рейды по проверке работы таксистов. Часто это делается с целью, чтобы при выявлении нарушений, иметь повод к проведению аудита транспортной компании.

    Сроки оформления путевых листов

    С 1 марта 2019 г. Минтранс РФ внес поправки (приказ от 21.12.2018 № 467), согласно которым путевой лист уже нельзя выписывать больше, чем на месяц. Их теперь нужно делать перед каждым рейсом, если он продлится дольше рабочего дня или смены. Однако все еще разрешается оформлять один путевой лист, если в рамках одной рабочей смены водитель успевает выполнить несколько рейсов.

    Оформлять путевые листы продолжительностью более одного дня можно только тогда, когда водителя отправляют в многодневный рейс. Такой рейс может продлиться даже дольше месяца.

    Как было: ранее путевые листы разрешали оформлять на любой срок в рамках месяца. Хотя и раньше Минтранс РФ рекомендовал выписывать их на каждый рейс.

    Форма путевого листа легкового автомобиля

    Шаблон, по которому все учреждения оформляют путевку ТС (форма 3), принят решением Госкомстата № 78 от 28.11.1997 года еще 20 лет назад. С тех пор было принято немало исправлений. Последние исправления были приняты 21.12.2018 года распоряжением Минтранса № 467, которые начали действовать с 1.03.2019 года.

    Данным Постановлением приняты различные бланки путевок, для каждого вида ТС. При этом, предприятие вправе разработать собственный бланк путевки, однако в нем необходимо отобразить обязательные требования, такие как:

    1. Название формы «Путевой лист легкового автомобиля»
    2. Номер и дата его выписки.
    3. Продолжительность действия бланка. Наибольшее время — один месяц.
    4. Реквизиты владельца ТС. Сейчас требуется отображать ОГРН.
    5. Реквизиты водителя ТС (Ф.И.О., номер водительских прав (ВУ)).
    6. Реквизиты ТС (государственный номер, модель).
    7. Данные спидометра накануне выезда по маршруту и при возврате в гараж.
    8. Дата и время отправки по маршруту и возврата в гараж.
    9. Подпись и Ф.И.О. лица, зафиксировавшего показания спидометра, с отображением даты и времени.
    10. Дата и время медосмотра шофера до и после поездки.
    11. Штамп, подпись и Ф.И.О. доктора, выполнившего мед. освидетельствование.
    12. Сведения о техосмотре, с отображением даты и времени.
    13. Подпись и Ф.И.О. автомеханика, осмотревшего ТС.
    14. Оформленную путевку подписывает диспетчер и начальник предприятия, либо назначенные начальником лица.
    15. При наличии в учреждении печати, выписанный бланк заверяется нею.

    Путевка выписывается в одном экземпляре и вручается шоферу на руки. По завершению задания шофер обязан вернуть заполненную путевку ответственному работнику под роспись.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    В 2022 году предприниматели и организации могут сами устанавливать форму журнала для учета путевых листов. Форма закрепляется в учетной политике организации. Форма устанавливается сроком не более одного года. Журнал обычно включает в себя две части:

    1 ЧАСТЬ. Лист с названием организации, кодом ОКПО. Здесь указывают срок ведения журнала.

    2 ЧАСТЬ. Таблица с данными: номер путевого листа, дата выдачи ПЛ, водитель, табельный номер водителя, номер транспорта в гараже, подписи ответственных лиц.

    Путевой журнал необходимо хранить в течение 5 лет. Для журнала в бумажном виде страницы нумеруются и прошнуровываются. Для электронного — подписываются ЭЦП.

    • Путевой лист (ПЛ) должны заполнять все юридические лица, включая ИП, которые используют автомобиль в рабочих целях.
    • Журнал учёта ПЛ можно вести в бумажном и электронном виде с 2021 года.
    • Если путевые листы не ведутся или оформлены неправильно, можно получить штраф.
    • Строгой формы для ПЛ нет, но есть данные, которые нужно обязательно указывать. Можно разработать свой бланк и закрепить в учётной политике компании.
    • Путевой лист выписывается на один рабочий день или рейс, если он превышает продолжительность смены.
    • Можно выдать ПЛ на каждого работника, даже если все они перемещаются на одном автомобиле.
    • Важно правильно рассчитывать рабочее время водителя и всегда ставить отметки в ПЛ.
    • Для учёта топлива лучше руководствоваться нормами Минтранса, но необязательно.
    • Путевые листы хранятся в бухгалтерии не менее пяти лет.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *