Изъятие ребёнка из семьи органами опеки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребёнка из семьи органами опеки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/п Популярные ошибки Последствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

Законодательное регулирование

  1. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
    • Статья 69. Лишение родительских прав;
    • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
    • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  3. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  4. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  5. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

В каких случаях могут отобрать детей

Жизненные ситуации, в которых может оказаться семья, могут быть самыми разными. Поэтому и понятие «угрозы жизни и здоровью ребенка» тоже довольно расплывчато. Например, нет четких критериев, по которым эту угрозу можно оценить.

В законе сказано лишь, что из-за действий или бездействия родителей (или одного из них) должна возникнуть «реальная угроза смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка». Например, когда родители не дают ему воды, плохо кормят, не предоставляют кров или надолго оставляют грудного ребенка без присмотра.

Вместе с тем, ребенка нельзя отобрать, если в семье материальные трудности, но при этом родители добросовестно исполняют свои обязанности и по возможности стараются обеспечить его всем необходимым «в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи».

Для того чтобы прийти с визитом к вам домой, представителям органов опеки нужны основания — например, жалоба. Составить ее может кто угодно: соседи или даже прохожий, который увидел, что ребенка бьют или оскорбляют.

Иногда «подать сигнал» обязывает закон: например, когда полицейский обнаружил потерявшегося ребенка или когда врач или учитель в школе заметил у ребенка подозрительные гематомы или другие повреждения. Если такая жалоба получена, органы опеки, в свою очередь, тоже обязаны проверить поступившую информацию, а в случае изъятия — составить акт об этом и начать готовить документы для суда.

Контроль и инициирование проверок органами опеки

Специалисты опекунского совета вправе посещать любую семью, проживающую на подведомственной территории (ст.122 СК РФ) с целью обследования жилищных условий, однако причинами для проведения проверки становятся сигналы о нахождении детей в опасности:

  • детского дошкольного или общеобразовательного учреждения, посещаемого ребёнком;
  • сотрудников медицинской организации;
  • правоохранительных органов;
  • соседей, родственников и знакомых.

✅ Куда забирают детей органы опеки?

Место, куда передается ребенок на временное или постоянное устройство, зависит от оснований его изъятия из семьи:

  1. В случае лишения/ограничения отца и матери родительских прав ребенок помещается в одно из специализированных учреждений:
  • центр семейного устройства (детский дом),
  • школа-интернат,
  • дом ребенка,
  • дом-интернат.
  1. В случае изъятия из семьи ребенок помещается в…
  • детскую больницу – если есть признаки заболевания, истощения или обезвоживания, травмы, переохлаждения.
  • детский приют (до вынесения судебного решения).

Методы выявления неблагополучных семей

Сообщить органам власти о нарушениях прав ребенка и недобросовестном выполнении родительского долга может абсолютно любой человек. Обычно информация поступает от сотрудников учебных и медицинских учреждений, соседей, прочих родственников и случайных очевидцев.

Получив достоверную информацию, представители органов опеки незамедлительно направляются к месту проживания ребенка. Цель визита заключается в проведении экспертизы условий жизни и изучении степени обеспечения необходимых потребностей. По завершении расследования составляется акт. При несогласии с ним родители имеют право восстановить справедливость в судебном порядке.

В качестве дополнения акта о проведенном обследовании условий проживания предоставляются показания очевидцев (прочих родственников, случайных прохожих, соседей, воспитателей, врачей). Обычно хватает письменных пояснений. Если во время судопроизводства возникнут вопросы касаемо полученных показаний, то свидетеля вызовут для личного допроса.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Главным нюансом рассматриваемой 77 статьи СК РФ является тот факт, что органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

Читайте также:  Экспертиза наркотического опьянения — цены в Санкт-Петербурге

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру:

  • Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;
  • Изучение имеющейся информации;
  • Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;
  • Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие отпрыска;
  • В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;
  • До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечением органов опеки;
  • Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство.

Комментарий к Статье 77 СК РФ

1 – 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 , органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

——————————–

Казанские ведомости. 2005. 30 дек. N 301/302.

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

– сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

– временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии – в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

– в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родит��лей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте также:  Письмо Росреестра от 08.10.2021 № 11-01640/21 (Разъяснения "гаражной амнистии")

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Куда органы опеки помещают изъятых из семьи детей

Учреждение, в которое малыш будет помещен после изъятия из семьи, напрямую будет зависеть от оснований, по которым он был забран из семьи:

  1. При лишении или ограничении родительских прав. Несовершеннолетний помещается в социальное учреждение для несовершеннолетних. В зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка это может быть детский приют (в настоящее время — центр семейного устройства), дом малютки, школа-интернат, другое социальное или медицинское учреждение для детей. Несовершеннолетнему присваивается статус оставшегося без попечения родителей.
  2. В случае отобрания. Если мать или отец нанесли вред здоровью ребенка, причинив ему травму, либо допустив переохлаждение, обморожение, получение ребенком ожогов), несовершеннолетний помещается в медицинское учреждение. При отсутствии медицинский показаний на помещение в стационар, малыш помещается в детский реабилитационный центр.

В любом случае малыш не может быть передан на воспитание другим своим родственникам сразу же после изъятия его из семьи. Понадобится какое-то время на оформление опеки:

  • предварительной (при твердом желании родственника взять на воспитание ребенка, а также при наличии положительного акта обследования жилищных условий в новой семье);
  • постоянной (после того, как потенциальный опекун соберет полный пакет документов и получит разрешение на оформление опеки).

Важно. Если родственники малыша проживают совместно с родителями, у которых ребенок был изъят, передача несовершеннолетнего под опеку этого родственника не допускается.

Многих родителей, в особенности — молодых, интересует, за что могут забрать ребенка органы опеки. В соответствии с регламентом статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
, единственной весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего ребёнка из семьи является опасность для его жизни и здоровья, проистекающая из действий или бездействия его родителей или опекунов.

Неоспоримыми основаниями

, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются:

  • Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов;
  • Повторяющиеся эпизоды семейного насилия;
  • Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду;
  • Неправомерная эксплуатация детского труда;
  • Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс;
  • В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ);
  • Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся.

Однако в законодательстве не даётся чётких определений, какие именно негативные факторы являются весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего гражданина органами опеки. По этой причине сотрудниками попечительской организации, как губительные, могут расцениваться и вполне безобидные бытовые нюансы. Например, на практике бывали случаи, когда отпрыска забирали по причине нахождения его на кухне во время, когда мать готовила еду. Подразумевалось, что на кухне находится множество режущих и колющих предметов, от которых ребёнок мог пострадать, да ещё и открытый огонь включенной газовой плиты.

Законодательное регулирование

  1. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
      Статья 69. Лишение родительских прав;
  3. Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  4. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  5. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  7. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.

Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

Читайте также:  Налог на сдачу квартиры в 2022 году

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей. По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Вот истории с форума, посвящённого семейным отношениям:

«Лежала в больнице с сыном, у нас в палате два таких ребёнка были: один из неблагополучной семьи (с ним бабушка лежала), второй ребёнок с мамой. Там соседка нажаловалась, что гуляли с ребёнком и отец пил пиво, вот ребёнка и забрали без разборок и потом вернули».

«Пару лет назад в нашем городе была история. У семьи музыкантов забрали ребёнка по сигналу соседей. Родители подрабатывали тем, что играли на улице, ребёнок или спал в коляске, или гулял с мамой. Музыканты эти непьющие, но вид у них был как у хиппи. Соседи решили перебдеть, поскольку люди, не похожие на всех, вызывают подозрение. Родители обратились в СМИ. Через неделю где-то им ребёнка вернули, но опека взяла на карандаш. Сейчас они, похоже, уехали из города».

«Буквально в августе у знакомых девочку забрали. Упала с качели во дворе. Было несколько свидетелей. Девочку повезли в травмпункт. Воскресенье было. В понедельник пришли из опеки и забрали девочку от бабушки. Конечно, потом ребёнка отдали, но осадок остался».

По мнению президента благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской (в рамках своей деятельности фонд также помогает родителям решить проблемы с опекой), такие ошибки, к сожалению, нередки из-за несовершенства самой системы.

— Решение о том, насколько опасна ситуация для ребёнка, принимается на основании субъективного представления обычного человека о том, как хорошо или плохо может быть ребёнку в семье. Не более получаса времени нужно сотрудникам опеки по приходу в семью, чтобы принять решение о том, может ли в ней жить ребёнок. Но эту процедуру осуществляют люди, которые не являются специалистами ни в социальной работе, ни в психологии, ни в детско-родительских отношениях. И именно это приводит к таким негативным последствиям, — отмечает Альшанская.

Процедура изъятия ребёнка из семьи действует ещё со времён советской власти. Но до сих пор не существует специальности и системы профессиональной подготовки людей, которые бы могли объективно принимать решения, оценивать ситуацию, разбираться в проблемах каждой семьи, а не делать выводы за пять минут.

— Это абсурд, что практически любой человек может прийти в другую семью и просто навскидку определить, жить там ребёнку или не жить, есть угроза или нет. Так эта процедура ни к чему, кроме бесконечных ошибок, приводить не может. Наоборот, удивительно, что их так мало.

Такие ошибки крайне негативно сказываются и на родителях, и на детях, подчёркивает Альшанская. Ведь сначала ребёнка в довольно агрессивной манере выдёргивают из семьи, а потом, будто ничего не произошло, возвращают обратно.

— Если у нас действительно есть задача изменить ситуацию в интересах ребёнка, то нужно развивать совсем другие службы, другие варианты помощи и другой подход, — отмечает Елена Альшанская.

Многих родителей, в особенности — молодых, интересует, за что могут забрать ребенка органы опеки. В соответствии с регламентом статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации, единственной весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего ребёнка из семьи является опасность для его жизни и здоровья, проистекающая из действий или бездействия его родителей или опекунов.

Неоспоримыми основаниями, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются:

  • Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов;
  • Повторяющиеся эпизоды семейного насилия;
  • Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду;
  • Неправомерная эксплуатация детского труда;
  • Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс;
  • В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ);
  • Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся.

Однако в законодательстве не даётся чётких определений, какие именно негативные факторы являются весомой причиной для изъятия несовершеннолетнего гражданина органами опеки. По этой причине сотрудниками попечительской организации, как губительные, могут расцениваться и вполне безобидные бытовые нюансы. Например, на практике бывали случаи, когда отпрыска забирали по причине нахождения его на кухне во время, когда мать готовила еду. Подразумевалось, что на кухне находится множество режущих и колющих предметов, от которых ребёнок мог пострадать, да ещё и открытый огонь включенной газовой плиты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *