Вступила в силу Программа ПЭК по новому приказу Минприроду №74

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступила в силу Программа ПЭК по новому приказу Минприроду №74». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

Отсутствие данного документа является административным правонарушением, и влечет наложение штрафа, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей).

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей).

Почему следует обратиться к специалистам?

Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:

  • об инвентаризации:
    • источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
    • источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
    • отходов производства/потребления, а также их источников.
  • об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
  • об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
  • о методах и периодичности выполнения мероприятий;
  • об участках, где отбираются пробы;
  • о методиках измерений.

Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.

Срок и порядок подачи отчета ПЭК по субъектам РФ

Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:

До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).

Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

    Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

    Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

    В документе необходимо:

    • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
    • Указать их количество;
    • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
    • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

    Программа производственного экологического контроля

    ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

    Читайте также:  Как рассчитать НДФЛ при продаже жилья, купленного на материнский капитал

    Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

    Существуют такие объекты ПЭК, как:

    • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
    • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
    • системы для очистки использованных вод;
    • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
    • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
    • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
    • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
    • зоны, попадающие под санитарную защиту.

    Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

    Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

    Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

    Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
    Существуют следующие виды экологического контроля:

    • производственный;
    • государственный;
    • муниципальный.

    На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

    Цена индивидуальной разработки программы входит в стоимость одной общей услуги – проведение производственного контроля. Стоимость этой услуги составляет от 25 тысяч рублей. Отдельно цена составления и оформления индивидуальной программы может составлять от 8 до 10 тысяч рублей.

    В эту сумму входят услуги:

    • полноценный анализ сферы деятельности и технологических особенностей предприятия;
    • составление перечня и проведение всех необходимых лабораторных исследований;
    • организация гигиенического обучения персонала;
    • организация медосмотров;
    • получение сертификатов качества санитарного соответствия на выпускаемую продукцию;
    • разработка разделов и положений программы производственного контроля.

    Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

    В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

    Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

    Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

    Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Кем утверждается программа ПЭК

    Программа ПЭК составляется с учетом категории объекта негативного воздействия (ОНВ), применяемых технологий и особенностей производственного процесса. Документ утверждается руководителем предприятия и не требует согласования в надзорных органах. Исключение составляют ОНВ I категории НВОС, для которых программа ПЭК разрабатывается и подается на согласование в Росприроднадзор в рамках Комплексного экологического разрешения (КЭР).

    Читайте также:  Бонус многодетной семье: как получить от государства 450 тыс. рублей на ипотеку

    Отчет о выполнении программы ПЭК составляют по установленной форме согласно Приказу Минприроды РФ № 261 от 14.06.2018 г. Отчет сдают в надзорный орган ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным года. Его отправляют вместе с электронной версией на цифровом носителе. Допускается отправка отчета о ПЭК в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью через ЛКП.

    Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

    Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

    Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

    Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

    4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:

    — обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);

    — обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    4.2 Основные задачи ПЭК:

    — контроль за соблюдением природоохранных требований;

    — контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

    — контроль за обращением с опасными отходами;

    — контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

    — контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

    — контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

    — контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

    — контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

    — контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

    — контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

    — контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

    — контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

    — контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

    — контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

    — контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

    — контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

    — контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

    — подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

    4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

    4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

    — ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

    — ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

    — ПЭК за охраной водных объектов;

    — ПЭК в области обращения с отходами;

    — ПЭК за охраной земель и почв.

    Опираясь на Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.11 можно сделать вывод, что выполнять проект производственного экологического контроля (ПЭК) природопользователи имеют право самостоятельно. Однако данный документ сам по себе включает комплекс разнообразных анализов в области охраны окружающей среды, различных исследований, данных регулярного мониторинга. Кроме того, в штате необходимо иметь руководителей и специалистов, обученных по экологической безопасности в области обращения с опасными отходами (1-4 классов опасности). В любом случае придется привлекать стороннюю специализированную организацию, имеющую опыт выполнения данного отчета. В том случае можно значительно сократить временные и финансовые затраты. Разработаем программу производственного экологического контроля ПЭК. Заказать разработку программы ПЭК от 25000 рублей. Цена зависит от количества отходов, выбросов и сбросов на предприятии, сроки – от 15 дней.
    Разработка ПЭК проводится внутри конкретного промышленного предприятия. Данный проект составляется на предприятии или хозяйственном объекте ежегодно, и представляет собой комплекс данных, отображающих полную картину выполнения производственного экологического контроля на данном промышленном объекте.

    Цели и задачи производственного контроля

    Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

    • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
    • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
    • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
    • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
    • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
    • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.

    Штрафы за непредставление Отчета об организации производственного контроля:

    За непредставление или несвоевременное представление отчета об организации производственного контроля в срок до 01 апреля владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по части 1. статьи 9.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа:

    — на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей, — на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей.

    За непредставление сведений об организации и осуществлении производственного контроля повторно с учетом выявленных несоответствий организации привлекаются к административной ответственности по статье 19.7. КоАП РФ, которая предполагает штраф: — на юридическое лицо в размере от 3000 до 5000 рублей, — на должностное лицо – от 300 до 500 рублей.

    И да, кстати! ФСЭТАН активно штрафует нарушителей. По информации ФСЭТАН, порядка 35% организаций, эксплуатирующих ОПО на всей территории РФ не сдали в срок отчет об организации производственного контроля. Нижне-Волжское управление Ростехнадзора опубликовало информационное сообщение о применении санкций к подконтрольным предприятиям за непредставление отчетов по производственному контролю. Ведомство привело статистику по каждому региону, в котором находятся поднадзорные ему организации (подробности можно узнать на сайте Ростехнадзора). Как итог: из 4314 зарегистрированных на территории действия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора организаций, эксплуатирующих ОПО, 1778 предприятий не сдали Отчет. При этом в 689 компаний направлены уведомления о дате, времени и месте составления в отношении них протоколов об административном правонарушении по ч.1. ст.9.1. и ст.19.7. КоАП РФ.

    Практически все управления Ростехнадзора в информационных сообщениях указывают непредставление (несвоевременное представление) Отчета как одно из основных нарушений и повод для применения штрафных санкций.

    И так, что мы имеем в итоге? В итоге можно получить «письмо счастья» со штрафом. Согласно ч.1. ст.9.1. и ст.19.7. КоАП РФ накладывается минимальный штраф на должностное и юридическое лицо общей суммой в 220 000 рублей. А оно нам надо?

    Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

    Существуют следующие виды экологического контроля:

    • производственный;
    • государственный;
    • муниципальный.

    На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *