Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правомерность использования служебного транспорта в личных целях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если сотрудник использует рабочий транспорт в личных целях без разрешения, наносится финансовый ущерб предприятию. Такое нарушение выявляется во время внутренних контрольных мероприятий. Работник обязан возместить ущерб фирме.
Трудовой договор или дополнительное соглашение.
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником в служебных целях личного имущества ему выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием.
Однако выплата данной компенсации возможна при соблюдении следующих условий:
-
работник использует транспортное средство в интересах работодателя;
-
работодатель знает об этом или согласен на это;
-
размер компенсации установлен соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме.
Езда на служебном автомобиле в личных целях без оформления и ответственность за нее
С точки зрения законодательства, на транспорт, осуществляющий движение по инициативе какого-либо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должен оформляться путевой лист, в котором должна также стоять отметка о медицинском осмотре водителя. При этом ситуации, когда работниками используется данный транспорт в нерабочее время не рассматриваются российскими законами в принципе. Ответственность же за езду без медосмотра или путевого листа является достаточно серьезной и может предусматривать до 100 тыс. рублей штрафа, налагаемого на юридическое лицо и до 500 рублей штрафа – на водителя.
Важный факт – путевой лист может оформляться не только на один день, так что достаточно распространенным механизмом использования служебного автомобиля в личных целях является регулярное оформление путевого листа на длительный срок – например на неделю или месяц. В таком случае никаких оснований для привлечения к ответственности работодателя или работника не будет.
В целом же, отсутствие оформления может грозить как работнику, так и работодателю, а к его особенностям можно отнести:
- Отсутствие каких-либо бюрократических препятствия и необходимости оформления документов.
- Минимальный уровень правовой защищенности работодателя и работника.
- Высокие риски привлечения к ответственности при отсутствии необходимых документов.
Решение № 12-93/2015 от 16 июня 2020 г.
по делу № 12-93/2015
, Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, ранее к административной ответственности не привлекавшегося (сведения отсутствуют), у с т а н о в и л:Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2020 года Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А.
привлечен к административной ответственности по ст. РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.Не согласившись с Постановлением мирового судьи, Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А. обратился в Кудымкарский городской суд с жалобой, в которой просит Постановление от 15 мая 2020 года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Оформление аренды служебного автомобиля на работника
Заключение договора аренды с сотрудником регулируется на основании положений и нормативов Гражданского кодекса, который предусматривает возможность аренды транспортных средств при помощи своих отдельных нормативов. Договор аренды в данном случае может предусматривать обязанность арендатора предоставлять автомобиль арендодателю в определенные периоды – например, на время рабочего дня и не использовать его в данное время. При этом подобный способ использования служебного автомобиля в личных целях требует от работодателя как юридического лица или предпринимателя, передающего свою собственность в аренду, учета доходов от данной аренды.
Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет. Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов. В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:
- Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
- Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
- Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.
Алгоритм действий при оформлении использования личного имущества работника в служебных целях
Часто в организациях возникает необходимость использования личного имущества работника (например, личного автомобиля, телефонного аппарата, компьютера и т.д.) в служебных целях.
Оформить использование личного имущества работника в интересах нанимателя вы можете 2 способами:
1) в соответствии с трудовым законодательством;
2) в соответствии с гражданским законодательством.
Чтобы разобраться в нюансах, приведем сравнительную таблицу основных отличий применения этих способов.
Вам необходимо учитывать общие для трудового и гражданского законодательства особенности использования транспортных средств. Среди них:
1) предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин. Предрейсовые и иные медицинские осмотры водителей механических транспортных средств, самоходных машин не проводятся, если юридические лица и индивидуальные предприниматели не осуществляют деятельность в области автомобильного транспорта, на которую требуется специальное разрешение (лицензия), или деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими (ст. 23 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»);
2) путевые листы. Юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, использующие легковые автомобили в служебных целях, должны выписывать путевые листы типовых форм 6 или 7 (подп. 1.2 п. 1 Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов служебного легкового автомобиля, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.03.2000 № 31; далее — Инструкция № 31).
Служебные легковые автомобили — это легковые автомобили вместимостью до 9 мест, включая место водителя, используемые в служебных целях (подп. 1.1 п. 1 Инструкция № 31). В качестве служебных могут выступать как автомобили, принадлежащие организации, так и автомобили, на применение которых с их владельцами заключены договоры аренды, безвозмездного пользования, или личный транспорт работников, используемый в рамках трудовых правоотношений по договоренности сторон в служебных целях.
Оформление использования личного имущества работника для нужд нанимателя по трудовому законодательству
Возможность использования имущества работника и компенсация за его износ, в частности, предусмотрены:
-ст. 106 ТК (работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем);
-п. 1 Положения об условиях труда работников- надомников, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 11.04.2000 № 48 (наниматель вправе разрешать надомникам изготовление изделий для предприятия из собственных материалов и с использованием личных механизмов и инструментов. Перечень видов собственных материалов и количество изготавливаемых из них изделий, а также порядок предоставления сырья и материалов утверждаются нанимателем либо коллективным договором);
— ст. 52 Закона РБ от 29.10.1991 № 1202-XII «Об образовании» (педагогические работники учреждений образования имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы).
Обратите внимание на условия заключения соглашения об использовании имущества и выплаты компенсации!
Работник должен состоять в штате организации, т.е. работать по трудовому договору (контракту). Лицо, работающее по совместительству, также является работником с правом на компенсацию за износ его имущества при использовании такого имущества в служебных целях. А вот учредители организации (например, участники хозяйственного общества), не состоящие в трудовых отношениях с организацией, работниками не являются и соответственно права на компенсацию не имеют.
Использование имущества должно быть обусловлено функцией, выполняемая сотрудником, и подтверждено трудовым договором, должностной инструкцией или другими внутренними документами.
Имущество, которое работник использует для нужд нанимателя, должно принадлежать работнику на праве собственности или ином законном праве пользования (например, договор купли- продажи, договор аренды, доверенность).
Работник обязан лично использовать свое имущество в процессе выполнения своих трудовых обязанностей. Если предполагается передача имущества иным работникам, то такие отношения будут регулироваться гражданским законодательством (договор аренды, безвозмездного пользования).
Обязательность компенсации
Работнику предоставлено право на получение компенсации за использование собственного имущества для нужд нанимателя (ст. 106 ТК). Однако этим правом работник может не воспользоваться. Следовательно, наниматель и работник могут прийти к согласию об использовании имущества работника без выплаты компенсации.
Как сделать личное использование служебной машины правомерным?
В случае с правовым оформлением возможности личного использования, работодатель стоит перед вопросом о том, как правильно и эффективно оформить ее документально, чтобы это не отразилось негативно на налоговом и бухгалтерском учете.
Самыми популярными нюансами, которые должны учитываться юридическим лицом, следующие:
- порядок компенсирования топливных расходов и их оплаты сотрудником;
- мониторинг пробега машины;
- аспекты возможностей для использования машины в свободное от работы время;
- порядок предоставление отчетов о результатах эксплуатации автомобиля.
Данные вопросы регулируются индивидуальными для каждой компании правилами и принципами использования корпоративных авто. Удобнее всего оформить данный процесс договором безвозмездного пользования или аренды транспортного средства без экипажа.
Бухучет: приобретение ГСМ
В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (п. 6.3 указаний Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет (ф. 0504049). К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п.* Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как отразить в бухучете приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо.
В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на счете 0.105.03.000 «Горюче-смазочные материалы» (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). ГСМ учитывайте по фактической стоимости с учетом НДС.
Если входной налог можно принять к вычету, его сумму в стоимость ГСМ не включайте. Учтите ее отдельно на счете 0.210.01.000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». Об этом сказано в пунктах 23, 100, 224 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. О том, как учесть НДС при налогообложении, см. Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные.
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.
Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. Заполнять его должен уполномоченный сотрудник учреждения (например, диспетчер или секретарь автохозяйства).
При выезде автомобиля на линию и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом.
Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом.
Главбух советует: если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.
Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в учреждении нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.
Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, учреждение могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).
А за этим последует административный штраф:
- на должностное лицо (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- на учреждение – от 30 000 до 50 000 руб.
Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.
Служебные автомобили – престиж или ловушка?
В современной компании служебные автомобили – это не просто «рабочий инструмент». Зачастую они являются не только способом облегчения трудового процесса, но и показателем определенного карьерного статуса. Ведь, с одной стороны, служебный автомобиль обязателен для ряда профессий, таких как водители, торговые агенты, аварийные комиссары и т. д., для которых выполнение трудовой функции без него просто невозможно. А с другой стороны, для топ-менеджеров служебный автомобиль предоставляется зачастую как дополнительный бонус. При этом не секрет, что не всегда служебный автомобиль используется исключительно в рабочих целях. Внутренние политики многих международных компаний, которые работают и на украинском рынке, позволяют использование данных автомобилей и в личных целях сотрудников.
Использование служебных автомобилей условно можно разделить на использование в служебных и в личных целях. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его в рамках и с целью выполнения трудовых обязанностей. Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, внутренними политиками компании. Что же касается использования служебного автомобиля в не служебных целях, подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые никоим образом не связаны с его трудовыми функциями. К примеру, после завершения рабочего дня, во время отпуска или в период пребывания на больничном. В свою очередь цели использования служебных автомобилей влекут за собой соответствующие правовые и налоговые последствия для персонала и работодателей.
Ответственность сотрудника за перерасход горюче-смазочных материалов
При использовании служебных автомобилей сотрудники не должны превышать установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Именно для этого приказом Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.98 и утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Несмотря на это, довольно часто работники допускают превышение лимитов расхода горюче-смазочных материалов при использовании служебных автомобилей. Поэтому необходимо знать, что в случае перерасхода топлива по вине сотрудника (к примеру, человек отклонился от установленного маршрута, превысил допустимый километраж и т. д.) в соответствии с законодательством он всегда будет нести полную материальную ответственность за такой перерасход – т. е. в размере полной стоимости перерасходованного топлива.
При этом стоимость такого перерасхода может быть компенсирована сотрудником как добровольно через кассу предприятия, так и быть взыскана работодателем принудительно, если он отказывается возместить причиненный предприятию ущерб добровольно. Если человек желает компенсировать нанесенные убытки добровольно, он также может вернуть предприятию перерасходованное топливо в натуре.
В противном случае, если сотрудник отказывается возмещать стоимость перерасходованного топлива добровольно, но при этом размер такого перерасхода не превышает среднюю зарплату данного специалиста, то стоимость перерасхода отчисляется из его заработной платы по письменному распоряжению руководителя компании. Однако провести такое отчисление в полном размере за один раз вряд ли удастся, поскольку при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать 20 % зарплаты. Исключение составляют случаи, когда из заработной платы сотрудника взыскиваются алименты, тогда размер отчислений не может превышать 70 %. Если же стоимость перерасходованного топлива превышает среднюю зарплату сотрудника, предприятие не вправе самостоятельно удерживать сумму такого перерасхода из зарплаты. В этом случае работодатель вынужден будет обратиться в суд с иском к работнику о возмещении стоимости перерасходованного топлива. И такое взыскание будет проводиться органами государственной исполнительной службы на основании решения суда.
Ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля
В ряде случаев трудовое законодательство ориентировано на интересы работника, а не работодателя. В частности, при повреждении служебного автомобиля при выполнении трудовых обязанностей по общему правилу сотрудник несет не полную, а ограниченную материальную ответственность в размере своей средней зарплаты. Это означает, что он обязан возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля, но в любом случае не больше своего среднемесячного заработка.
Наиболее распространенная причина повреждения служебных автомобилей – это дорожно-транспортное происшествие. В таком случае вина сотрудника должна быть подтверждена постановлением суда о признании его виновным в нарушении правил дорожного движения и привлечении его к административной ответственности.
Оформление аренды служебного автомобиля на работника
Заключение договора аренды с сотрудником регулируется на основании положений и нормативов Гражданского кодекса, который предусматривает возможность аренды транспортных средств при помощи своих отдельных нормативов. Договор аренды в данном случае может предусматривать обязанность арендатора предоставлять автомобиль арендодателю в определенные периоды – например, на время рабочего дня и не использовать его в данное время. При этом подобный способ использования служебного автомобиля в личных целях требует от работодателя как юридического лица или предпринимателя, передающего свою собственность в аренду, учета доходов от данной аренды.
Этот факт также требует, чтобы предприниматель имел право на предоставление транспортных средств в аренду, вне зависимости от того, предоставляется ли оно сотруднику или нет. Соответственно в некоторых случаях отсутствие данных прав может стать если не причиной привлечения предпринимателя к ответственности, то как минимум повышенного внимания со стороны контролирующих органов. В целом же, данный метод имеет как свои преимущества, так и недостатки и к его особенностям можно отнести:
- Полный спектр гарантий со стороны работника о сохранности автомобиля и его личной ответственности за его обслуживание.
- Необходимость уплаты дополнительных налогов за полученные от аренды доходы.
- Наилучшая в сравнении с любыми другими способами правовая база, обеспечивающая использование служебного автомобиля в личных целях.
Пример возмещения организации расходов за использование служебного транспорта
Если сотрудник использует рабочий транспорт в личных целях без разрешения, наносится финансовый ущерб предприятию. Такое нарушение выявляется во время внутренних контрольных мероприятий. Работник обязан возместить ущерб фирме.
Для расчета затраченного горючего применяется формула:
РАСХОД = Т (нач.) + Т (доп.) − Т (ост.), где:
Т (нач.) – объем бензина в баке на начало поездки (залитый или рассчитанный на основании предыдущих показаний);
Т (доп.) – количество бензина, дополнительно залитого в бак в течение поездки;
Т (ост.) – объем оставшегося в баке бензина по возвращении машины.
Пример расчета суммы компенсации:
В организации есть служебный автомобиль. В компании используется метод списания материалов по средней себестоимости бензина, которая составляет 40 рублей.
Каков порядок использования работником служебного транспорта
сообщаем следующее: Порядок использования оформляется трудовым договором и локальными актами организации.
Для предоставления автомобиля необходимо:
— закрепить соответствующее положение в трудовом договоре (должностной инструкции);
— издать приказ о передаче автомобиля сотруднику;
— оформить акт приема-передачи.
Дополнительно право на автомобиль можно прописать в трудовом договоре и локальном акте.
Если поездки осуществляются по рабочим вопросам, то необходимо оформлять путевой лист и исполнять все требования Закона № 116-ФЗ, в том числе проходить предрейсовый осмотр.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
1. Статья: Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять служебным автомобилем?
«Любой сотрудник может управлять служебным автомобилем, если у него на руках есть:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о госрегистрации транспортного средства;
- полис ОСАГО;
- приказ о передаче в пользование служебного автомобиля*.
Об этом говорится в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ и в п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
I. Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять автомобилем?
1. Оформите доверенность на право управления служебным автомобилем.
2. Добавьте в должностную инструкцию сотрудника или его трудовой договор (допсоглашение) пункт о возможности использования служебного автомобиля (в разделе «Права» или «Обязанности»).*
Пример
Пропишите в должностной инструкции, что по роду своей деятельности работник эпизодически может использовать служебный транспорт для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Проведите инструктаж на рабочем месте для водителей, ознакомьте с инструкцией по охране труда для водителей.
4. Включите фамилию сотрудника в полис ОСАГО.
5. Проводите предрейсовый медосмотр сотрудника, управляющего автомобилем.
За отсутствие предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Также организацию может наказать и трудовая инспекция (ст. 5.27КоАП РФ).
Путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Водитель в установленных случаях обязан иметь его при себе и по требованию сотрудников ГИБДД передавать для проверки (п. 2.1.1 ПДД).
6. Оформите путевой лист.
При проверке документов на дорогах общего пользования сотрудники ГИБДД, как правило, требуют предъявления водителем путевого листа при передвижении на служебном транспорте.
В нормативных актах требования к оформлению путевых листов предъявляются не только к автотранспортным предприятиям, но и к любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим автотранспорт.
Дополнительно к теме
О путевых листах
Сотрудники ГИБДД проверяют документы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, и порядка их заполнения. Они руководствуются требованиями:
• Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав);
• Правил дорожного движения РФ (далее — ПДД);
• приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ № 152).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 Приказа № 152). То есть в нормативном акте речь идет не только об автотранспортных предприятиях, но и о любых юр. лицах и ИП, эксплуатирующих автотранспорт. Сотрудники ГИБДД считают обязательным соблюдение положений данного документа юр. лицами и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили. И судебная практика это подтверждает (см., например, определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).
Запрещается перевозить пассажиров, багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство (п. 9 Приказа № 152).
То есть согласно требованиям приведенных выше документов, если ни грузы, ни пассажиры, ни багаж автотранспортным средством не перевозятся, то и путевой лист может не оформляться.
На основании сказанного считаем, что при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обязательно обеспечены путевыми листами в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Как правильно поступать, чтобы избежать штрафов? Оформляейте путевые листы во всех случаях, чтобы избежать ненужных разногласий и разбирательств с ГИБДД.
Это несложно, тем более, потому что путевой лист может быть оформлен на срок до 1 месяца (п. 10 Приказа № 152).
II. Надо ли доплачивать сотруднику, управляющему служебным автомобилем?
Предоставление служебного автомобиля может рассматриваться и как один из видов социальных гарантий работнику.
Доплачивать сотруднику надо, если он выполняет работу водителя — перевозит грузы или людей. Изучите трудовой договор работника или должностную инструкцию, если она является частью этого договора (ст. 57 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Если работник, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым ��оговором или должностной инструкцией, выполняет дополнительно обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата (ч. 1–2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).
Если работник не возит грузы или людей, а только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей. Поскольку предоставление автомобиля не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает). А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику не положена.
Обратите внимание
Даже если работник возит какие-то грузы (например, торговый представитель — образцы) и в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат (письма Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 и Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1).
Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда, например:
• в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция;
• работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение);
• работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя;
• положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела».
2. Ситуация: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
«Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы*.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовыемедосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителейтранспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).
В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.
Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников».
3. Ситуация: Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ
«Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы. Например: упрощенная форма путевого листа легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля с повременной или сдельной оплатой.
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице. Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано*.
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78. При этом они не являются обязательными к применению.
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Каков порядок использования работником служебного транспорта
сообщаем следующее: Порядок использования оформляется трудовым договором и локальными актами организации.
Для предоставления автомобиля необходимо:
— закрепить соответствующее положение в трудовом договоре (должностной инструкции);
— издать приказ о передаче автомобиля сотруднику;
— оформить акт приема-передачи.
Дополнительно право на автомобиль можно прописать в трудовом договоре и локальном акте.
Если поездки осуществляются по рабочим вопросам, то необходимо оформлять путевой лист и исполнять все требования Закона № 116-ФЗ, в том числе проходить предрейсовый осмотр.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
1. Статья: Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять служебным автомобилем?
«Любой сотрудник может управлять служебным автомобилем, если у него на руках есть:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о госрегистрации транспортного средства;
- полис ОСАГО;
- приказ о передаче в пользование служебного автомобиля*.
Об этом говорится в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ и в п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
I. Что делать, если вы поручаете сотруднику управлять автомобилем?
1. Оформите доверенность на право управления служебным автомобилем.
2. Добавьте в должностную инструкцию сотрудника или его трудовой договор (допсоглашение) пункт о возможности использования служебного автомобиля (в разделе «Права» или «Обязанности»).*
Пример
Пропишите в должностной инструкции, что по роду своей деятельности работник эпизодически может использовать служебный транспорт для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Проведите инструктаж на рабочем месте для водителей, ознакомьте с инструкцией по охране труда для водителей.
4. Включите фамилию сотрудника в полис ОСАГО.
5. Проводите предрейсовый медосмотр сотрудника, управляющего автомобилем.
За отсутствие предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Также организацию может наказать и трудовая инспекция (ст. 5.27КоАП РФ).
Путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Водитель в установленных случаях обязан иметь его при себе и по требованию сотрудников ГИБДД передавать для проверки (п. 2.1.1 ПДД).
6. Оформите путевой лист.
При проверке документов на дорогах общего пользования сотрудники ГИБДД, как правило, требуют предъявления водителем путевого листа при передвижении на служебном транспорте.
В нормативных актах требования к оформлению путевых листов предъявляются не только к автотранспортным предприятиям, но и к любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим автотранспорт.
Дополнительно к теме
О путевых листах
Сотрудники ГИБДД проверяют документы, связанные с эксплуатацией транспортных средств, и порядка их заполнения. Они руководствуются требованиями:
• Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав);
• Правил дорожного движения РФ (далее — ПДД);
• приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ № 152).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (п. 2 Приказа № 152). То есть в нормативном акте речь идет не только об автотранспортных предприятиях, но и о любых юр. лицах и ИП, эксплуатирующих автотранспорт. Сотрудники ГИБДД считают обязательным соблюдение положений данного документа юр. лицами и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили. И судебная практика это подтверждает (см., например, определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).
Запрещается перевозить пассажиров, багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство (п. 9 Приказа № 152).
То есть согласно требованиям приведенных выше документов, если ни грузы, ни пассажиры, ни багаж автотранспортным средством не перевозятся, то и путевой лист может не оформляться.
На основании сказанного считаем, что при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обязательно обеспечены путевыми листами в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Как правильно поступать, чтобы избежать штрафов? Оформляейте путевые листы во всех случаях, чтобы избежать ненужных разногласий и разбирательств с ГИБДД.
Это несложно, тем более, потому что путевой лист может быть оформлен на срок до 1 месяца (п. 10 Приказа № 152).
II. Надо ли доплачивать сотруднику, управляющему служебным автомобилем?
Предоставление служебного автомобиля может рассматриваться и как один из видов социальных гарантий работнику.
Доплачивать сотруднику надо, если он выполняет работу водителя — перевозит грузы или людей. Изучите трудовой договор работника или должностную инструкцию, если она является частью этого договора (ст. 57 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Если работник, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, выполняет дополнительно обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата (ч. 1–2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).
Если работник не возит грузы или людей, а только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей. Поскольку предоставление автомобиля не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает). А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику не положена.
Обратите внимание
Даже если работник возит какие-то грузы (например, торговый представитель — образцы) и в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат (письма Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897 и Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1).
Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда, например:
• в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция;
• работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение);
• работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя;
• положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела».
2. Ситуация: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд
«Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы*.
Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовыемедосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителейтранспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).
В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.
Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников».
3. Ситуация: Как оформить путевые листы для документального подтверждения израсходованных ГСМ
«Организация может использовать:
- унифицированные формы;
- самостоятельно разработанные путевые листы. Например: упрощенная форма путевого листа легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля с повременной или сдельной оплатой.
Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице. Путевые листы оформляйте независимо от того, в собственности организации транспортное средство или арендовано*.
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78. При этом они не являются обязательными к применению.
Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Достоинства и недостатки каждого из вариантов
У каждого варианта есть достоинства и недостатки. Рассмотрим их более подробно.
Различие с другими видами приобретения транспорта в пользование состоит в том, что в этом случае авто эксплуатируется как в рабочих, так и в собственных личных делах. Соответственно, выплаты за пользование автомобилем работника могут быть меньше аренды, которая подразумевается согласно договору аренды автомобиля с водителем. Но, как показывает практика, эксплуатация собственного автомобиля обусловлена областью его использования: обычно это командировки по службе, куда на собственном автомобиле легче доехать, или это места, где не ходит общественный или другой транспорт. Различные деловые встречи часто подразумевают использование автомобиля. Где еще может понадобиться личный транспорт? К примеру, деятельность сотрудника предполагает постоянные передвижения по городу, от одного клиента к другому. Делать это пешком не получится, поскольку тратится много времени. Компании выгодно нанимать на работу человека с машиной. Он будет успевать объезжать клиентов, а фирма компенсирует ему расходы.
При вычислении страховых взносов необходимо помнить, что их взимают с оплат и награждений, которые начисляются физическому лицу в пределах трудовых взаимоотношений и гражданско-правового договора. Начисление компенсационных выплат за пользование транспортного средства для работы в рамках суммы, установленной договором между работодателем и сотрудником, не является оплатой труда, вознаграждением за исполнение трудовых или других обязательств, материальной выгодой. Соответственно, такие компенсационные средства не облагаются страховым взносом.
Если сотрудник организации использует служебный автомобиль, при этом путевые листы и иные подтверждающие документы отсутствуют, то возникает у такого физического лица экономическая выгода в том размере, в котором она оценивается. Этот вид дохода облагается НДФЛ при использовании служебного автомобиля в личных целях.
В дополнение по разъяснениям чиновников становится понятным, что предоставление автомобиля по доверенности не имеет перехода прав собственности, и данный автомобиль не может считаться собственностью доверенного лица. В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность – письменное препоручение, которое выдается одним лицом другому для репрезентации перед третьим лицом.
Также не облагается страховым взносом компенсационная выплата по договору найма за эксплуатацию собственного транспортного средства, которое предоставлено сотруднику для управления по доверенности. Следует помнить, что за использование служебного автомобиля в личных целях ответственность несет водитель.
Расчеты по договору найма автомобиля с водителем нельзя воспринимать как компенсационную выплату работнику, которому предоставили доверенность для управления транспортным средством. Таким образом, субъект для обложения страховыми взносами для внебюджетных фондов отсутствует.
Чиновникам запретили использовать служебный транспорт в личных целях
Фото: Итар-Тасс Сергей Собянин подписал указ, который ограничивает использование служебных автомобилей в личных целях.
Изменяется процедура получения служебного автомобиля и порядок его использования, в частности запрещено ездить на машине с госномерами в личных целях. Чтобы стимулировать чиновников мэрии передвигаться на личных машинах, Сергей Собянин ввел компенсацию за использование личного транспорта. Ее размер не уточняется. 1167
«Запрет использовать служебные автомобили в целях, не касающихся исполнения государственной службы, прямо прописан в Законе «
О государственной и гражданской службе» в статье 17, пункт 18.
Так что Собянин не сделал ничего нового, — считает Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки».
«Нужно ввести разумное наказание за нарушение закона, например, штраф»
, — полагает он.