Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые тарифы в ОСАГО будут действовать с 13 сентября». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Что влияет на базовую ставку
Итак, как мы уже знаем, страховые компании могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в границах установленного коридора.
Тем самым, базовые тарифы у разных страховых компаний могут различаться, но коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы у всех страховых компаний.
Базовые ставки по автогражданке различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо). А также от технических характеристик, конструктивных особенностей и цели использования ТС.
Кроме того, страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые повлияют на ее базовые тарифы. Так, для водителей, совершающих грубые (зафиксированные инспектором ГИБДД) нарушения — превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, — будет применяться максимальный тариф.
Как рассчитать ОСАГО самостоятельно. Правила расчета стоимости страховки
Расчет начинается с определения базового тарифа для вашего региона.
этапы | расчет | значение |
---|---|---|
1. Базовая ставка для легкового автомобиля | 4118 руб | |
2. Территориальный коэффициент для вашего региона | 4118 x 1.3 | 5354 руб |
3. Мощность двигателя автомомбиля от 101 до 120 л.с | 5354 x 1.2 | 6425 |
4. КБМ (скидка за безаварийную езду) 10 лет без аварии | 6425 x 0.5 | 2677 |
5. Возраст и стаж водителей | 2677 x 1 | 2677 |
6. Срок страхования 1 год | 2677 x 1 | 2677 |
7. Водители | 2677 x 1 | 2677 |
Итого | 6425 руб |
Что такое базовая ставка
В первую очередь рассмотрим, что значит понятие «базовая ставка» в страховании. В рамках закона, базовая ставка – это фиксированная сумма, выраженная в денежном соотношении, которая применяется при расчете итоговой страховой премии по ОСАГО.
Страховые компании обязаны использовать базовую ставку, независимо от того, на какой тип транспортного средства оформляется защита и в каком регионе. Для определения показателя на законодательном уровне утверждено специальное тарифное руководство.
Важно! До 2014 года со стороны государства был фиксированный размер базовой ставки. После были внесены изменения и страховщики смогли сами принимать решение, по какому тарифу делать расчет. Конечно, страховщикам предлагали утвержденный тарифный коридор.
Сегодня каждая страховая компания сама принимает решение, с использованием максимального или минимального значения работать. Именно поэтому стоимость ОСАГО в каждой компании будет различаться.
Коэффициент бонус-малус в законе об ОСАГО 2022 года
Коэффициент КБМ отражает безаварийность езды водителя. Он может как предоставлять скидку, так и повышать множитель для базовой ставки ОСАГО в 2022 году. Показатель устанавливается для каждого водителя индивидуально. Если автомобилист завоюет репутацию опасного, страховщик применит повышающий коэффициент.
На сегодняшний день таблица коэффициента бонус-малус выглядит таким образом:
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2022 году (с учётом количества полученных страховых выплат) |
||||
0 выплат |
1 выплата |
2 выплаты |
3 выплаты |
4 и больше выплат |
|
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Подробная таблица базовых ставок для всех видов транспорта
Категории транспортных средств | Размер базовой ставки | |
---|---|---|
минимальное значение | максимальное значение | |
Категории «А» и «М» (мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы) | 438 руб | 2 013 руб |
Категории «В» и «ВЕ» | ||
для юридических лиц (в т.ч. ТС специального назначения и ТС оперативных служб) | 1 152 руб | 4 541 руб |
для физических лиц (в т.ч. ТС для бытовых и семейных нужд) и ИП | 2 224 руб | 5 980 руб |
для такси | 2 014 руб | 12 505 руб |
Категории «С» и «СЕ» | ||
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 1 527 руб | 7 884 руб |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 2 367 руб | 11 871 руб |
Категории «D» и «DE» | ||
с числом пассажирских мест до 16 включительно | 1 494 руб | 5 415 руб |
с числом пассажирских мест более 16 | 1 867 руб | 6 767 руб |
для регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 714 руб | 7 762 руб |
Категория «Tb» (троллейбусы) | 2029 руб | 4 242 руб |
Категория «Tm» (трамваи) | 1 266 руб | 2 645 руб |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные ТС с паспортом самоходной машины и других видов техники | 610 руб | 2 538 руб |
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
Коэффициент (КО) | |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством: | 1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для физических лиц | 2,32 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством для юридических лиц | 1,97 |
Новые коэффициенты территории
Здесь поправки коснулись не всех значений коэффициентов, а только некоторых. Рассмотрим их также в табличном виде.
Регион или города использования | Коэффициент до сентября | Коэффициент с 13 сентября 2022 |
---|---|---|
Города Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт (Дагестан) | 0,9 | 0,96 |
Другие города Дагестана | 0,84 | 0,9 |
Малгобек (Ингушетия) | 0,88 | 0,94 |
Назрань (Ингушетия) и другие города Ингушетии | 0,76 | 0,82 |
Города КБР, кроме Нальчика, Прохладного | 0,82 | 0,88 |
Города Калмыкии, кроме Элисты | 0,76 | 0,82 |
Города Северной Осетии, кроме Владикавказа | 0,88 | 0,94 |
Кызыл (Республика Тыва) | 0,76 | 0,82 |
Другие города Тывы | 0,76 | 0,82 |
Города Хакасии, кроме Абакана, Саяногорска, Черногорска | 0,76 | 0,82 |
Чечня | 0,76 | 0,82 |
Краснокаменск (Забайкальский край) | 0,76 | 0,82 |
Города Приморского края, кроме Владивостока, Арсеньева, Артёма, Находки, Спасск-Дальнего, Уссурийска | 0,9 | 0,96 |
Города Новосибирской области, кроме Бердска, Искитима, Куйбышева и Новосибирска | 0,94 | 1 |
Севастополь | 0,76 | 0,82 |
Биробиджан (ЕАО) | 0,76 | 0,82 |
Другие города ЕАО | 0,76 | 0,82 |
В данной таблице чётко прослеживается увеличение каждого из приведённых коэффициентов на 0,6. Незначительно, но на конечный ценник страховки ОСАГО это может сказаться.
Что станет с КБМ в 2020 году?
Коэффициент бонус-малус позволяет привязать стоимость страховки к соблюдению ПДД и стилю вождения гражданина. Путешествуя без аварий, гражданин сможет получить скидку. Ее размер доходит до 50%. Если лицо оказалось в аварии по своей вине, в 2020 году показатель повышает стоимость полиса ОСАГО. В результате цена может возрасти на 145% от стандартной.
Ранее КБМ менялся в момент продления полиса. Теперь показатель рассчитывается на год. Коэффициент закрепляется за отдельным человеком. До внесения изменений расчет производился для хозяина авто и водителя. В результате коррективы показателя при аварии могли затронуть всех лиц, которые были вписаны в полис.
Полная таблица тарифов по категориям транспорта
Категории транспорта | Базовая ставка (руб) | |
---|---|---|
min | max | |
Категории «А» и «М» (мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы) | 625 | 1 548 |
Категории «В» и «ВЕ» | ||
для юридических лиц (в т.ч. ТС специального назначения и ТС оперативных служб) | 1 646 | 3 493 |
для физических лиц (в т.ч. ТС для бытовых и семейных нужд) и ИП | 2 471 | 5 436 |
для такси | 2 877 | 9 619 |
Категории «С» и «СЕ» | ||
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2 246 | 6 064 |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 3 382 | 9 131 |
Категории «D» и «DE» | ||
с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2 134 | 4 165 |
с числом пассажирских мест более 16 | 2 667 | 5 205 |
для регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 905 | 7 399 |
Категория «Tb» (троллейбусы) | 2 134 | 4 044 |
Категория «Tm» (трамваи) | 1 331 | 2 521 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные ТС с паспортом самоходной машины и других видов техники | 872 | 1 952 |
С учетом свободы выбора страховщиками базовой ставки в пределах доступного диапазона, в 2021-м году стоимость страхования по ОСАГО для идентичных страховых условий (модель авто, его собственник, состав водителей) может существенно различаться в зависимости от конкретной компании.
Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.
Порядок расчёта КБМ изменился в 2019 году следующими тонкостями:
- если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не «слетит»; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
- в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
- установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.
Пересмотрели коэффициент возраста и стажа водителя, также коэффициент бонус-малус (КБМ)
Для молодых водителей без стажа вождения стоимость полиса ОСАГО вырастет. Ранее для водителей от 16 лет до 21 года без стажа вождения коэффициент составлял 1,93, теперь он вырос до 2,27. Зато для водителей старше 40 лет и со стажем управления более 10 лет коэффициент уменьшился. Самый низкий коэффициент получили водители старше 59 лет со стажем более 14 лет — 0,83 вместо 0,9.
Коэффициент бонус-малус стал выше для водителей, часто попадающих в ДТП. Если водитель виновен в трёх и более авариях в течение года, тариф будет умножаться на 3,92 вместо 2,45.
Для аккуратных водителей тариф могут снизить более чем на 50%. КБМ водителей, не попадающих в ДТП по своей вине 10 лет и более, по новым правилам равен 0,46.
Пересмотр коэффициентов Центробанк объясняет тем, что аккуратные водители должны платить за ОСАГО меньше.