Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Сокращаем аппарат, а он втрое вырос»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.
Есть мнение, что сокращение чиновников честнее назвать «переводом». Сотрудники госуправления могут быть переведены в подведомства, которые также получают финансирование из федеральной казны.
Несмотря на заманчивое предложение о работе на Правительство РФ много ставок остаются пустыми. Кто-то не выдерживает напора, перепрофилируется. В период увольнений руководство может сузить штат, избавившись от незанятых ставок.
Из-за частых заявлений об увольнениях госслужащих многие исследователи считают заявление крупномасштабным. Увольнения будут, но не в такими массивными, которыми изначально заявляются. Подобное наблюдалось в предыдущие годы. Сократить штат на 10-20% достаточно рискованно, это может сказаться на стабильной работе правительства, поэтому стоит рассчитывать на меньшие реальные значения для нормальной оптимизации.
Последние новости о сокращении госслужащих в 2023 не несут однозначной конкретики. Увольнять будут слабых сотрудников по результатам проверок, а также тех, кто относится к категории обеспечивающих специалистов: секретарей, бухгалтеров, менеджеров по закупкам и других. Постепенное, а не резкое, уменьшение штата чиновников позволит оптимизировать траты бюджета и не скажется на успешности работы по обеспечению жизнедеятельности страны.
Сокращение численности и штата работников: оформляем правильно
Трудовой кодекс такое мероприятие, как сокращение численности или штата работников, регулирует в статьях, касающихся вопросов увольнения и предусматривающих компенсации и гарантии сотрудникам.
Трудовой кодекс сокращение численности или штата работников регламентирует достаточно подробно и четко, но при применении норм кодекса всегда возникают вопросы.
Большое значение имеет судебная практика, Верховный суд нередко издает разъяснения по порядку применения статей закона, например, по данному вопросу до сих пор актуально Постановление Пленума ВС № 2 от 17.03.2004, в котором этому вопросу уделено немало внимания.
Сокращение численности работников происходит по инициативе работодателя, это основание для расторжения трудового договора сформулировано в ст. 81 ТК РФ. Ст. 178-180 полностью посвящены гарантиям и компенсациям человека, уволенного по такому основанию.
Уже на данный момент известно, что под сокращение попало 66 структурных подразделений государственной власти. И 33 штатных единицы. В ходе оптимизации сокращена численности ведомств, причём в центральном органе власти – 213 единиц, а в региональных органах – больше 31 000. В целом число государственных служащих уменьшилось уже на 10 %, и власти говорят, что это самое масштабное сокращение за последние несколько лет. Однако то, что планируется сокращение госслужащих в 2022 году на 10 процентов это неверная информация, потому что сейчас должности уже упразднены, а в дальнейшем власти просто будут поддерживать данную структурную численность и сокращать уже не так масштабно.
Отдельным преимуществом является то, что численность сокращается, но фонд заработной платы сохраняется. При этом эксперты подчёркивают, что риск увольнения тех сотрудников, которые максимально профессионально выполняют свои обязанности, сводится к минимуму.
Суть реформы состоит в том, чтоб не просто уменьшить количественные показатели в отрасли, а изменить структуру государственного аппарата, сделав её более укомплектованной и эффективной.
В сфере очень давно наблюдалась проблема дублирования функций представители государственной власти, и лишней бюрократии. Оптимизация позволяет решить эти проблемы, и одновременно усовершенствовать работу государственного аппарата власти.
Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг. численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%. Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.
Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:
- на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
- на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
- изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.
Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:
- показал новые резервы для сокращения;
- «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.
Ставка муниципального служащего на 2021 год в РФ
Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.
Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?
Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.
Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».
Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.
Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…
Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.
Из слов Михаила Мишустина становится понятно, что штаты министерств и ведомств будут сокращать в 2021 году за счёт вакантных позиций. По словам экспертов сокращения коснутся также и пожилых работников.
Михаил Мишустин отметил, что необходимо создать рационально сформированный штат из специалистов, а также определить сферу ответственности для каждого исполнительного органа государственной власти. Премьер-министр также отметил, что будет сохранён объем финансовых ресурсов, который уже был наработан до текущей оптимизации.
Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:
- Заработная плата сотрудника за отработанный им период.
- Компенсация за его отпуск.
- Выплата выходного пособия.
- Размер среднего заработка на время поиска новой работы.
- Возможная дополнительная компенсация в том случае, если произошло увольнение до истечения пары месяцев с момента уведомления.
Параметры реформы системы госуправления закреплены двумя постановлениями от 16 ноября 2020 года — № 1829 и № 1830, их подписал Михаил Мишустин. Документы определяют единые требования к структуре федеральных министерств и ведомств и устанавливают численность сотрудников.
В ходе реформы будет сокращена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих иные должности в федеральных министерствах, подведомственных им федеральных службах и федеральных агентствах.
По словам Мишустина, сокращение будет проводиться в основном за счет вакантных позиций. Так, штаты центральных аппаратов, где около 20% вакансий, сократят на 5%. В территориальных органах ведомств штат сократят на 10%, сегодня в них в среднем 18% вакансий. При этом все действовавшие ранее финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, сохранятся. Освободившиеся средства останутся в фондах оплаты труда.
Кто попадет под сокращение госслужащих в 2020 – 2021 годах?
Изменения коснутся в том числе институтов развития — 23 ноября Мишустин объявил об их масштабной оптимизации. Часть из них перейдет под управление госкорпорации «ВЭБ.РФ», часть объединится с другими, схожими по функционалу, а практически каждый пятый ждет ликвидация. Как ранее сообщали ТАСС в пресс-службе правительства, будут ликвидированы в том числе Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, а также ОЭЗ.
При этом в пресс-службе ВЭБ.РФ предстоящие изменения называли частью административной реформы, которую проводит правительство для повышения эффективности работы госструктур. «В ее рамках планируются мероприятия по оптимизации численности персонала, созданию эффективной, работающей модели поддержки экономики и достижения национальных целей развития», — поясняли в госкорпорации.
Такие изменения позволят решить и проблему конкуренции институтов развития друг с другом и с коммерческими структурами, подчеркивали в ВЭБ.РФ. Результатом должно стать повышение их эффективности и общего вклада в реализацию национальных проектов, что в конечном итоге поможет улучшать качество жизни россиян.
Комментируя эти меры, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечала, что ряд корпораций и фондов развития дублируют функции исполнительной власти, а административная реформа, подразумевающая оптимизацию госаппарата в России, уже назрела. Она обращала внимание на то, что «тучные годы остались позади, и сегодня вопрос более рационального расходования средств является крайне важным».
Большинство жителей страны также согласно с необходимостью проведения административной реформы. Так, согласно результатам опроса сервиса по поиску работы Superjob, около 54% опрошенных россиян поддержали предложение Мишустина об оптимизации штата госслужащих. Против высказались 18%, еще 28% затруднились с ответом.
В то же время научный руководитель института государственного и муниципального управления ВШЭ Виталий Клименко в беседе с ТАСС выражал мнение, что оптимизация штата позволит стабилизировать конкурентоспособность госслужащих, а также улучшить структуру оплаты труда. Он обращал внимание на то, что планы по сокращению аппарата были и ранее. «Прошлые неудачи во многом были связаны с тем, что сокращения проводились на фоне роста числа функций и без создания необходимых условий для роста «производительности». На этот раз есть все основания полагать, что ситуация поменяется», — считает эксперт.
— Павел Михайлович, а чем, на ваш взгляд, продиктовано предложение Мишустина?
— Каких-то специальных, текущих причин для планов сокращения госслужащих не просматривается, и возникает впечатление, что это некий ритуал. Каждый премьер-министр в какой-то момент считает своим долгом объявить о том, что нужно сократить количество госслужащих.
В принципе, нынешнее сокращение — но не на фиксированный процент, а по ситуации, — может быть связано с так называемой «регуляторной гильотиной», о которой сейчас довольно громогласно объявлено, но которая идет с большим скрипом.
Речь идет о сокращении числа тех, кто занимается регулирующей деятельностью хозяйствующих субъектов — таким образом, может снижаться регулирующая нагрузка на бизнес со стороны контрольно-надзорных служб. Если идея «регуляторной гильотины» будет реализована, то появится объективная возможность сократить работников именно контрольно-надзорных служб.
Возможно, сокращение именно госслужащих, а не людей, осуществляющих какие-то функции, связано и с переходом на принцип «одного окна», то есть с развитием межфункциональных центров по предоставлению муниципальных и государственных услуг. Мы просто передвигаем функции чиновников на работников учреждений, и таким образом перераспределяются лимиты численности и лимиты финансирования от госорганов на другие организации. Тем более что сейчас гражданам удобнее общаться с МФЦ, чем с кучей государственных и муниципальных органов.
Но пока не даны конкретные объяснения относительно того, что имел в виду господин Мишустин, комментировать новые решения трудно. Вот мы слышим, что да, планируется сократить чиновников на 5 процентов в центральном аппарате и на 10 процентов в территориальных органах, но это выглядит так, как выглядело раньше, — урежем незанятые вакансии, но в то же время будут повышены зарплаты тем, кто работает, ведь, как правило, неиспользованная часть фонда оплаты труда идет на стимулирующие выплаты работающим.
— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?
— Давайте разбираться.
В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.
Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.
Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.
— А что с местными и региональными чиновниками?
— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.
Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.
Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.
Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.
Интеграция работы членов смежных специальностей – прогнозируемая программа легитимных изменений. Реформа госслужб в отношении смежных сфер занятости в первую очередь касается управленцев. Потеря производительности при повышенной нагрузке «провоцирует» заручиться поддержкой других профессионалов.
Но сокращение представителей одной отрасли – не единственный аспект регулирования штата подчинённых. Подобная участь может ожидать людей из разных отделов организации. В прежние времена по-другому реорганизовывали деятельность предприятий. Одно предприятие делилось на несколько отделов, после чего каждый подчинённый получал личный фронт работ. Как мы видим, сегодня наблюдается обратная ситуация, когда один сотрудник вобрал в себя обязанности многих людей.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, в первую очередь следует рассмотреть понятие «муниципальная служба». На законодательном уровне под этим термином следует подразумевать профессиональную деятельность россиян, осуществляемую на занимаемых ними постах и должностях муниципальных служебных учреждений. Такие учреждения полностью находятся во власти городского управления и занимаются всеми правовыми вопросами, входящими в юрисдикцию местного самоуправления.
Сотрудников муниципальной службы принято называть государственными служащими, так как они осуществляют свою деятельность на основании заключенного контракта или трудового договора с государством. Все должности, которые могут занимать муниципальные служащие, разделяются на:
- руководящие (высшие);
- помощники и советники (главные);
- ведущие специалисты;
- старшие специалисты (обеспечивающие);
- младшие служащие.
Все они отличаются выполняемыми функциональными обязанностями, которые определяются на федеральном законодательном уровне.
Выполнение функциональных обязанностей муниципальной службы в 2021 году напрямую связано с принципами работы. Эксперты выделяют такие основные их направления:
- приоритетность в правах каждого российского гражданина;
- равнодоступность для всех;
- компетентная помощь в предоставлении госуслуг на муниципальном уровне;
- открытость данных о работе этой службы и ее служащих;
- внепартийность;
- ответственность за свои действия перед законом.
В 2021 году задачи и цели, поставленные перед муниципальной службой нашим государством, становятся масштабнее и сложнее. Это требует оперативного отклика от всех служащих, задействованных для работы в местных муниципалитетах.
Соответствующий закон о муниципальной службе, работающий на федеральном уровне, был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в 2007 году. В нем предусмотрены все нюансы:
- особенности деятельности муниципальных служащих (на них распространяется действие трудового законодательства);
- правовые основы, закрепленные на конституционном уровне (законы, уставы, правовые и нормативные акты);
- деловые отношения и взаимосвязь с другими государственными службами;
- единство обязательств, ограничений и требований, которые предъявляются как к муниципальным, так и к государственным служащим;
- основные условия по оплате трудовой деятельности и предоставлении всем работникам социальных гарантий и т. д.
Помимо этого, рассматриваются должности, которые предоставляет данная служба, правовые положения служащих муниципалитета всех статусов, а также способы поощрения для них.
Закон о муниципальной службе постоянно редактируется. Нововведения, предусматривающие его изменения, вносятся практически каждый год. Это делается для того, чтобы служащие местных муниципалитетов могли эффективно и квалифицированно выполнять свои обязанности.
Так, в 2008 году было внесено пять изменений, которые были направлены на совершенствование осуществление полномочий ответственных служащих. В прошлом 2017 году также правительство нашей страны внесло пять новшеств в этот закон. Суть их заключается в совершенствованиях следующих составляющих:
- Механизмы подготовки кадров для данной службы (30 марта).
- Меры по предотвращению конфликтов интересов (5 октября).
- Таможенное регулирование (13 июля).
- Область культуры (28 ноября).
- Стаж работников муниципалитета, а именно о ежемесячной надбавке к должностному окладу муниципальных служащих за выслугу лет (29 декабря).
Эти дополнения и изменения, вносимые в данный закон правительством нашей страны, направлены на улучшение деятельности муниципальной службы.
На сколько сократится штат
В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.
Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.
В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.
В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.
Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году
Согласно утвержденному решению, штат центральных аппаратов федеральных органов власти с 1 января 2021 года должен быть сокращен на 5%, территориальных органов — на 10%. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда, поясняет в понедельник пресс-служба правительства России.
Численность структурных подразделений в министерствах по новым требованиям должна составлять не меньше 40 сотрудников, служб и агентств — не менее 25 сотрудников.
Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.
«В особых случаях может быть принято решение об отклонении от установленных параметров, — отмечают в кабмине. — Такими полномочиями наделяется специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы».
Руководители федеральных министерств и ведомств должны направить предложения об оптимизации структуры и штатной численности в аппарат правительства и Минфин России до 20 ноября.
Из слов Михаила Мишустина становится понятно, что штаты министерств и ведомств будут сокращать в 2021 году за счёт вакантных позиций. По словам экспертов сокращения коснутся также и пожилых работников.
Михаил Мишустин отметил, что необходимо создать рационально сформированный штат из специалистов, а также определить сферу ответственности для каждого исполнительного органа государственной власти. Премьер-министр также отметил, что будет сохранён объем финансовых ресурсов, который уже был наработан до текущей оптимизации.
- на первом этапе (в 2020 году) произойдет увольнение 10% сотрудников федеральных органов исполнительной власти и 5% сотрудников территориальных органов исполнительной власти;
- на втором (в 2021 году) сократят еще 5% работников территориальных органов исполнительной власти.
За счет этого планируется довести окладную часть заработка чиновников до 60% Фонда оплаты труда (в настоящее время она составляет только 40%, остальная часть дохода складывается за счет премий и иных аналогичных выплат, носящих непостоянный характер).
Минфин рассчитывает провести централизацию и автоматизацию многих ведомств, в частности, исполняющих технические функции. На той же комиссии при Президенте и Правительстве обсуждался перевод ряда Министерств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство. Кроме того, планируется цифровизация государственного управления.
Таким образом, планируется не только просто сокращение штатов, а целая реформа государственного управления, в ходе которой произойдет его структурное совершенствование, по мысли Минфина. Очевидно, что сотрудник упраздняемых ведомств, в том числе, бухгалтерии, технических отделов, занимающихся документооборотом, организационными вопросами первыми попадут под угрозу сокращения.
Как и все работники, принятые в штат по трудовому договору и оформленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, государственные служащие имеют определенные гарантии при увольнении по сокращению штата.
Сокращение госслужащих в 2020 году: выплаты и компенсации (по действующему в данный момент законодательству):
- заработок за время, которое сотрудник отработал до момента прекращения контракта;
- компенсация за неотгулянный отпуск;
- выходное пособие в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Выходное пособие выплачивается в следующем порядке:
- единовременно в размере среднего заработка непосредственно при расторжении договора;
- в течение двух месяцев трудоустройства в аналогичном размере.
Последняя выплата именуется в законодательстве сохранением среднего заработка на время трудоустройства, она может быть продлена и на третий месяц, но только в исключительных случаях и по решению органа службы занятости.
Кроме того, есть гарантии и в ходе самого процесса сокращения: так, например, работники должны быть заблаговременно уведомлены о соответствующем решении и строго под роспись. Прекратить взаимоотношения с работодателем сотрудник может и до истечения срока уведомления, получив размер среднего заработка до даты расторжения договора по плану.
Согласно последним заявлением членов Правительства, к 2021 году будет уволен каждый десятый сотрудник исполнительных органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
С 1 января 2021 г. госслужащих ждут сокращения
— А что с местными и региональными чиновниками?
— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.
Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.
Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.
Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.
Недавно специалисты от Министерства финансов анонсировали новую реформу, которая касается сокращения количества государственных служащих. Исполнение реформы началось в 2020-м году, но она рассчитана на несколько лет, то есть 2021 год также попадает вот её влияние.
В течение действия реформы планируется существенно уменьшить количество работников центрального аппарата власти, то есть речь идёт именно о тех государственных служащих, которых многие и подразумевают под этим словосочетанием. Ориентировочно ожидается сокращение госслужащих в 2021 году на 10 процентов, считается, что подобные изменения позволят сэкономить около 1 миллиардов рублей. В дальнейшем эти деньги планируется направить на рост заработных плат.
Отвечая на вопрос о том, на сколько сократят госслужащих, стоит сказать, что реформа, которая направлены на сокращение числа госслужащих непросто поможет выделить денежные средства на увеличение заработных плат. Она улучшит работу всей государственной службы в целом, а также повысит престиж госпрофессий.
Помимо этого обсуждается тот факт, что на бюджет ежегодно растёт серьезная финансовая нагрузка, и кризис только усугубляет текущие проблемы. Решить вопрос можно путём сокращения численности сотрудников государственного аппарата власти. Однако, о том, к чему это в итоге приведёт, можно будет говорить только через некоторое время. Прогнозов никто не дает.
У властей намечен некий план, в ходе которого:
- планируется перераспределение функций государственных служащих;
- создание мониторинга работы для госработников, а также контроль за выполнением их деятельности;
- проведение оптимизации числа госслужащих;
- рост заработных плат – это заключительный этап реформы.
Социальная и страховая – это два разных вида пенсионных выплат. Страховая пенсия положена всем гражданам России, которые достигли пенсионного возраста, при условии, что человек заработал пенсию, то есть он имеет стаж (пенсионные баллы), делал отчисления страховых взносов в ПФ.
Социальная пенсия назначается лицам, не заработавшим страховую пенсию. К ним относятся граждане, не имеющие трудового стажа либо те, кто был официально трудоустроен менее 15 лет. Социальное пособие выплачивается:
- по возрасту;
- по инвалидности, в том числе инвалидам детства;
- по потере кормильца.
Правительство Российской Федерации и в дальнейшем предполагает производить индексацию пенсионных начислений всем категориям граждан. Повышающий коэффициент будет рассчитываться исходя из уровня инфляции и индекса роста потребительских цен.
Изменения с 01.09.2019
Зарплата бюджетников с 1 сентября 2021 года также подверглась индексации в некоторых регионах. К примеру, в Московской области увеличились оклады сотрудников муниципальных учреждений культуры на 15 %.
С 01.09.2019 вырос доход для служащих музеев, библиотек, театров, МУП и ГУП. Для того чтобы осуществить такой рост, из бюджета был выделен не один миллион рублей. Все необходимые средства были направлены в виде дотаций в регионы.
Молодые специалисты (учителя) в области образования, а также классные руководители получили прибавку к вознаграждению за труд в размере 5000 рублей. При этом в положениях о премировании и коллективных договорах общеобразовательных учреждений необходимо включить пункт о начислении премиальных выплат в размере от 3 до 20 %.
В качестве дополнительной меры финансовой поддержки служащих выступит продление программы по проведению ежегодного медицинского осмотра, бесплатного для работников бюджетных учреждений. Профсоюзные органы также должны оказывать помощь бюджетникам: по запросу учителей председатели профсоюзов обязаны предоставить путевки в санатории, оздоровительные базы отдыха и пансионаты.
Таким образом, на сегодняшний день после всех индексаций оклады бюджетников повысились для следующих трудовых категорий:
Категории сотрудников бюджетных организаций, у которых наблюдался рост доходов в 2021 году благодаря действиям «майских указов» | Прирост по сравнению с уровнем 2012 г. |
Школьные учителя, служащие предприятий культуры, соцработники, средний медицинский персонал | 100 % |
Врачи (с высшим медицинским образованием), научные сотрудники, преподаватели в университетах, ученые | 200 % |
Сокращение госслужащих в РФ
Осенью 2020 года в СМИ появилась информация о том, что планируются масштабные сокращения государственных служащих. Татьяна Нестеренко, являющаяся первым замминистра финансов, заявила о том, что начало реформы по оптимизации государственного управления будет запланировано на 2020 год. Сотрудники, которые останутся, могут рассчитывать на повышение зарплат.
По словам чиновницы целью реформы будет не экономия, а повышение стоимости труда государственных служащих за счёт освобождающихся мест.
По оценкам Татьяны Нестеренко на текущий момент на каждые 10 тысяч граждан России приходится порядка 160 муниципальных и государственных служащих. От 10 до 15% российских чиновников рискует следующем году остаться без своего рабочего места.
Почему бывшим государственным служащим бывает тяжело найти новую работу?
Чиновники в целом ориентированы на процесс, а не на результат. Им тяжело бывает довести начатое до конца. Особенно в тех сферах, где высока степень самостоятельности, а также в ситуациях, где требуются нестандартные решения.
Бывшие госслужащие тяжело приживаются там, где есть ориентация на клиента. Им трудно даются продажи и переговоры. Продавать для них это, прежде всего, «втюхивать и впаривать», они считают себя выше этого. Переучить бывшего госслужащего, дать почувствовать вкус игры и драйва при переговорах с клиентами бывает непросто.
Среди бывших чиновников много усталых и пассивных кандидатов. Они демотивированы низкими зарплатами, годами рутинной и часто бесполезной работы. У них не горят глаза. Им тяжело сформулировать внятные успехи с предыдущего места работы. Таких легко вычислить, если задать простой вопрос: что бы вы сделали, если бы завтра стали руководителем того ведомства, где вы раньше работали. Если ответ «повышу зарплату всем сотрудникам», то кандидату точно будет тяжело в бизнесе, где есть ориентация на потребителя и рынок.
Государственным служащим трудно ориентироваться в турбулентных условиях российского бизнеса. Когда годами ничего не меняется, мозг начинает к этому адаптироваться. Потом уже тяжело приспособиться к бешенному ритму и постоянной смене обстановки.
Госслужащим сокращают аппарат
Российских чиновников ждет масштабное сокращение, начиная со следующего года.
В интервью «РИА Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что численность госслужащих уменьшится на 5% в 2020 году, а в 2021-м — на 15%. Это предусмотрено реформой госуправления.
По словам Нестеренко, если этого не сделать, то ежегодно в бюджете придется искать дополнительные 100 млрд руб. Освободившиеся средства направят на повышение зарплаты оставшихся на посту.
В Минфине уточнили число чиновников в России. На каждые 10 тыс. россиян приходится 163 служащих.
Кого уволят в первую очередь? И поможет ли это бюджету? Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков считает, что под сокращения попадут чиновники, которые выполняют рутинные задачи: «Есть изменения в системе управления, появляются новые технологии, автоматизируются рутинные процессы.
И задача, которая раньше реализовывалась человеком, зачастую сейчас может выполнять система. А государственный служащий — это человек, который должен быть либо экспертом в какой-то области, либо управленцем-регулятором.
Поэтому, конечно же, в первую очередь это может коснуться специалистов, как раз выполняющих рутинные, типовые процессы. И резерв для сокращения здесь достаточно большой.
От того, насколько быстро они работают с информацией, зависит и жизнедеятельность этой отрасли.
Поэтому если мы переходим от ручного труда к автоматизации, то, конечно же, ускорение всей деятельности — это значительный прибыток всей экономике, естественно.
Быстрее работает государственная структура — более комфортные, быстрые условия для ведения бизнеса, для предприятий. Соответственно, экономика в плюсе».
Но в действительности сэкономить и повысить эффективность работы госаппарата может только такая же масштабная реформа законодательства, говорит директор Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Андрей Клименко: «Если «регуляторная гильотина» будет работать и реально будут сокращаться функции, то это как раз основа для сокращения госслужащих. Потому что если мы сейчас принимаем новые законы, и у нас только увеличивается количество функций, то, соответственно, будет расти и численность. Можно сделать внутренние резервы, допустим, обеспечивающие функции: кадровое производство, бухгалтерия. Они уже и так централизуются. То есть можно найти какую-то еще нишу для эффективности. А по большому счету нужно упорядочить функции. Бесконечная работа по административной реформе включает в себя реформирование контрольно-надзорной деятельности. Меньше проверок, но более эффективных — соответственно, меньше служащих. Это и регуляторная гильотина — отмена ненужных или почти ненужных требований актов».
Впрочем, какого-то реального сокращения большого числа чиновников ждать не приходится, отмечает президент Superjob Алексей Захаров. Их просто перераспределят внутри госаппарата на незакрытые сейчас вакансии.
«За последние 30 лет я наблюдал примерно пять больших сокращений, каждое из которых приводило к увеличению государственного аппарата процентов на 15. Я думаю, что, скорее всего, никто никого не сократит.
Незакрытые вакансии в штатном расписании в среднем по государственному аппарату по разным причинам составляют как раз те самые 15%.
И деньги, которые на них выделяются, как раз используются для дополнительного мотивирования тех, кто работает в штате. То есть эти ставки как бы распределяются по всем остальным.
Соответственно, задекларированное сокращение на 15% приведет к реальному сокращению абсолютно любого количества людей. То есть штатные единицы будут сокращены, деньги, которые на них выделены, перераспределены. Но физически никакого большого сокращения, я думаю, не последует»,— резюмирует Захаров.
Кроме сокращений правительство намерено также провести реформу государственной гражданской службы, изменив систему найма, оплаты труда и мотивации. В свою очередь, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Олег Осипов заявил, что никаких окончательных решений по сокращению числа госслужащих еще нет.
Глеб Силко
Белый дом назвал дату начала применения «регуляторной гильотины» — премьер-министр Дмитрий Медведев поручил в срок до середины ноября подготовить проект постановления правительства об отмене с 1 февраля 2020 года правовых актов СССР и РСФСР.
Отменены будут более 20 тыс. актов, включая документы столетней давности,— только их перечень занял 1992 страницы. Впрочем, он еще может измениться: в течение месяца ведомства вправе предложить исключить какие-либо акты из списка или дополнить его.
Изменения пенсионной реформы, произведенные в июле 2021 года, коснулись стажа МС, который необходим для назначения пенсии. С 2017 года стаж будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет отметки 20 лет. Хотя в 2021 году для назначения пенсии требовался общий стаж — 15 лет.
Следовательно, МС для оформления пенсии в 2021 году должны иметь стаж не меньше 15,5 лет, а в 2021 — 16 лет и так дальше вплоть до 20-летнего периода.
Если бывший МС устроился на государственную должность после назначения пенсионных выплат, то размер пенсии не сокращается и не отменяется!
Муниципальный стаж используется как основа для формирования пенсии в процентах следующим образом:
- 15 лет — 45% от ежемесячного оклада труда;
- 16 — 48%;
- 17 — 51%;
Важно знать! Пенсия военным Беларуси
То есть за каждый отработанный год свыше 15 лет, МС получают пенсионную надбавку в размере 3%. Максимальные показатели пенсии – 75% от среднего оклада труда.