Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение договора аренды в Департаменте городского имущества (ДГИ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аренда муниципального или федерального имущества считается отличной альтернативой соответствующему договору аренды с собственником — коммерческой организацией. Предприниматели действуют из тех соображений, что так как муниципальные и государственные органы ничего не затратили на приобретение сдаваемой в аренду собственности то и арендная ставка будет не высокой. Привлекает коммерсантов и то, что договор, основанный на торгах более легитимный, то что он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекает неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды. АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.
Расторжение договора администрацией
Администрация может расторгнуть договор, если допущены нарушения требований законодательства и условий договора. Выделяют следующие типичные основания для расторжения договорных отношений:
- Несвоевременная оплата. Если больше 2-х раз подряд допускались просрочки платежей, администрация может расторгнуть договор. В условиях соглашения может быть предусмотрено, что даже единичное нарушение оплаты станет достаточным основанием для расторжения договора.
- Неиспользование помещения или использование его не по назначению. Так, договор может быть расторгнут, если вместо офиса арендатор организовал торговое помещение.
- Нарушение установленных условий использования имущества. Это может быть капитальный ремонт или перепланировка без согласия администрации.
- Отказ от капитального ремонта, если он является обязательным условием договора аренды.
Какие права имеет арендатор государственного здания или его части?
Юридическое лицо, заключившее договор аренды с государством, имеет следующий перечень прав:
- Сделать переуступку прав аренды за дополнительную плату.
- Выкупить используемое помещение через три года аренды.
- Отремонтировать за свой счет и сделать перепланировку помещения после письменного согласования с арендодателем.
- Социально значимые организации (имеющее в штате не менее 50% инвалидов, оказывающие услуги в сфере сохранения здоровья, спорта или культуры и т.д.) имеют право на длительный договор аренды, пользуясь льготами. По льготе возможно получение скидки на арендную плату от 40 до 100%.
Читайте о заключении договора аренды части нежилого помещения в этом материале.
Нужно ли регистрировать договор?
Договор, длительностью до года не требует регистрации. При длительности более года необходима регистрации в Росреестре. Не принципиально, кто будет подавать требуемые на регистрацию документы – арендатор или арендодатель.
В территориальный отдел Росреестра при обращении необходимо предоставить следующее:
- заявку о государственной регистрации;
- договор об аренде помещения в 3-х экземплярах;
- техпаспорт;
- учредительные документы юридического лица (устав, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- выписка из ЕГРИП и ИНН предпринимателя;
- общегражданский паспорт заявителя;
- документальное подтверждение оплаты пошлины.
Вопросы оплаты аренды, льгот и налогов
Размер арендной платы определяется сторонами, участниками сделки. Пользование и владение объектом недвижимости может быть, как возмездным, так и безвозмездным. В некоторых субъектах РФ действуют даже льготы, которые дают возможность снять имущество по низкой стоимости или в уменьшенном размере.
В соответствии с правилами, изложенными в статье18 ФЗ-№209, муниципальные органы власти самостоятельно регулируют порядки льготных программ, выделяя при этом льготы. Зачастую преференции касаются еще и выкупа имущества после долгосрочного использования.
Могут быть и другие льготы, — о них следует узнавать в местной администрации.
Что касается налогов, то при оплате арендной платы будет учитываться НДС. Арендующая организация здесь выступает в качестве субъекта. Общее количество налога равно сумме стоимости аренды за каждый объект недвижимости, согласно заключенному соглашению.
Сформировать счет-фактуру необходимо в течение 5 рабочих дней после передачи оплаты.
Арендатор должен помнить, что он по закону обязан предоставлять декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок до 20 числа месяца, следующего за периодом отчетности перед ФНС.
Оформление арендных отношений
Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение. Это касается имущества, использующегося:
- организациями почтовой связи;
- медицинскими и образовательными учреждениями;
- конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
- религиозными движениями и политическими партиями.
Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.
Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения. Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.
Оформление арендных отношений
Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение. Это касается имущества, использующегося:
- организациями почтовой связи;
- медицинскими и образовательными учреждениями;
- конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
- религиозными движениями и политическими партиями.
Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.
Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения. Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.
Особенности подачи заявки
Аукцион в любой форме проводится путем созыва специальной комиссии, работа которой заключается в сборе данные об участниках, рассмотрением и анализом заявок и установлением победителя.
Чтобы принять участие в аукционе, потенциальные арендаторы должны подать письменную заявку и приложить к ним следующий перечень документов:
- Учредительные бумаги организации, свидетельство о постановке юридического лица на учет.
- Документы, которые удостоверяют полномочия гражданина, подающего бумаги на конкурс и уполномоченного подписывать договор.
- Реквизиты банковского счета заявителя.
- Документы бухгалтерского характера, в которых зафиксирован баланс организации.
По итогам аукциона побеждает тот арендатор, который предложил арендодателю наиболее выгодные варианты и условия для реализации соглашения. Зачастую важнейшим фактором является предложение наиболее высокой цены.
Предоставление объектов без торгов
Сотрудничество возможно лишь с определенными лицами:
- Товарищество собственников жилья.
- Лицо, которое подало единственную заявку на участие в аукционе или конкурсе.
- Учреждения образования
- Медицинские организации, представляющие частную систему здравоохранения.
Вопрос о расторжении не будет подниматься, только если будут выполняться все условия использования муниципального имущества, прописанные в договоре.
Когда еще возможно предоставление недвижимости в аренду без проведения торгов:
- Передача для аренды не более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.
- Договор предполагает аренду лишь части муниципального имущества. При этом площадь не должна быть выше 10% от общего показателя, а также двадцати квадратных метров.
Образец, который используется для оформления договора, должен включать в себя не только информацию о двух сторонах, но и срок аренды, а также техническое описание арендуемого объекта. В соглашении должны быть описаны обстоятельства, которые могут привести к возникновению вопроса о расторжении отношений.
В аренду по гражданскому законодательству
Напомним, что согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ государственным или муниципальным унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом имущество такого предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В ст. 294 ГК РФ предусмотрено, что унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, установленных Гражданским кодексом. Так, предприятие может сдавать указанное имущество в аренду, но только с согласия собственника (п. 1 ст. 295 ГК РФ). В свою очередь, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). При этом акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными. В то же время, например, ФАС Девятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 09.12.2004 N 09АП-5171/04-АК отметил: в случае сдачи в аренду имущества его собственником права и законные интересы унитарного предприятия, у которого указанное имущество находится на праве хозяйственного ведения, не будут нарушены, если оно даст на это свое согласие.
Кроме того, необходимо учесть, что использование имущества не должно препятствовать осуществлению предприятием деятельности, цели, предмет и виды которой указаны в его уставе (п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). Вспомним основную цель создания коммерческой организации — извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, передача части имущества во временное пользование не должна влиять на возможность осуществления предприятием основной деятельности (Постановление ФАС ВВО от 09.11.2006 N А39-2413/2006-85/6). В противном случае сделка является ничтожной, и к ней на основании ст. 167 ГК РФ применимы последствия недействительности сделки. Именно к такому выводу пришел ФАС ВВО в Постановлении от 17.05.2006 N А28-20100/2005-1142/8, так как в результате сдачи объектов недвижимости (помещений продовольственных магазинов и здания склада) в аренду унитарное предприятие утратило возможность заниматься требующей наличия продовольственных магазинов и складских помещений торговой деятельностью, для осуществления которой оно создано.
Налог на добавленную стоимость
Как указал ФАС СЗО в Постановлении от 27.04.2006 N А05-17314/2005-31, взимание НДС при предоставлении публичного имущества в аренду обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения, то есть операции по реализации услуг, имеющие стоимостную характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Освобождение таких операций от налогообложения означало бы изъятие из общего правового режима, несовместимое с конституционными принципами экономической нейтральности налогов и признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
По мнению налоговиков, порядок обложения НДС зависит от условий договора аренды. Если договор заключен между арендатором и унитарным предприятием (арендодателем), то исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке арендодатель независимо от того, куда арендатор перечисляет арендную плату (Письма ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13, УФНС по г. Москве от 29.11.2005 N 19-11/87841, от 02.08.2005 N 19-11/55162). При заключении договора между органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, балансодержателем и арендатором (трехсторонний договор) последний признается налоговым агентом. В этом случае на основании п. 3 ст. 161 НК РФ он обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
У Конституционного Суда позиция однозначна. При сдаче в аренду имущества, принадлежащего унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, исчисляют и уплачивают в бюджет НДС указанные организации (п. 3 Определения КС РФ от 02.10.2003 N 384-О). Установленный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС применяется только в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Такой же позиции, руководствуясь мнением Конституционного Суда, придерживаются и Минфин (Письмо от 10.06.2004 N 03-03-11/92), и судьи на местах (например, Постановления ФАС СЗО от 13.02.2006 N А56-13088/2005, ФАС ДВО от 26.01.2005 N Ф03-А80/04-2/3814).
Условия субаренды имущества у муниципальных органов
В соответствии с действующим законодательством, нет ограничивающего списка имущества, которое может быть сдано по договору аренды муниципальными органами.
С практической точки зрения в России, зачастую сдается такое муниципальное имущество:
- объекты недвижимого имущества, которые принадлежат муниципалитету, включая нежилые помещения, сооружения и участки земли. Кроме того, могут быть арендованы части водоохранной береговой линии водоемов либо земельных участков, обладающих особенным статусом. В отдельных ситуациях, в отношении некоторых видов имущества муниципальных образований обязательным условием их предоставления являются конкурсные торги;
- разнообразное имущество, которое принадлежит муниципальным учреждениям на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, например, автотранспортные средства или производственное оборудование.
Главным образом, сдаются в субаренду имущество, предназначенное для ведения коммерческой деятельности малыми или средними организациями недвижимого имущества, принадлежащие муниципальным образованиям. К примеру, складские помещения, торговые площади в ТРЦ либо земли, выделяемые для ведения фермерского хозяйства.
Аренда муниципального нежилого фонда
Аренда нежилого помещения, являющегося собственностью муниципалитета, является одной из распространенных форм гражданско-правовых отношений. Вместе с тем передача муниципального имущества на условиях договора аренды позволяет значительно пополнить местный бюджет и соответственно имеет огромное значение для экономического развития региональной территории. Наиболее распространенными являются сделки по заключению договора аренды муниципального недвижимого имущества, в частности, земельных участков, зданий, отдельных помещений. Реже встречаются случаи аренды действующих муниципальных предприятий. Для арендаторов помещений муниципального нежилого фонда очень важное значение имеют умеренная стоимость аренды, ее стабильность, прозрачность торгов, на основании которых происходит аренда муниципальных объектов. Соответственно, эти факторы влияют на то, что муниципальная недвижимость охотнее арендуется предпринимателями, чем частная собственность. Правда стоит отметить, что порой неудовлетворительное состояние муниципальных помещений является серьезной проблемой для арендодателя, ведь кроме естественного текущего ремонта, арендаторам приходится вкладывать средства и в более существенные работы по восстановлению кровли, фасадов, инженерно-коммуникационных систем, а это уже капитальные вложения. Чтобы как-то заинтересовать арендаторов, муниципалитеты предлагают различные системы стимулирования: например, увеличение срока действия договора аренды с учетом произведенных работ, возмещение внесенных затрат по факту расторжения договора аренды, освобождение от арендной платы в процентном соотношении от сметной стоимости выполненных ремонтных работ и другие. Заключить договор аренды муниципального нежилого фонда могут как физические, так и юридические лица, а также граждане иностранных государств. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» с июля 2008 г. все договоры аренды муниципального имущества заключаются на основании результатов торгов, аукционов или конкурсов при участии всех желающих. В соответствии со ст. 447-449 ГК РФ в каждом муниципальном образовании разрабатывается свое Положение по проведению торгов, в котором содержатся правила и порядок проведения, условия для участников, порядок определения победителя и оформления результатов.
Как оформить договор аренды недвижимого имущества с администрацией
Составление и оформление всех нужных документов для заключения договора об аренде муниципального недвижимого имущества в виде зданий, помещений, сооружений и прочих объектов собственности города является не легкой процедурой. Перед тем как запускать такой процесс необходимо знать все тонкости и условия, которых вы обязываетесь придерживаться.
Есть отдельные пункты о том в каких случаях можно лишиться арендованного помещения и предусмотреть их предотвращение. Начиная с получения положительного ответа на просьбу об аренде того или иного помещения и заканчивая заключением договора, в котором прописаны все условия сдачи помещения во временное пользование. Однако для официального заключения договора нужно обращаться в юридические фирмы. Все же даже на этом этапе существует вероятность того, что договор будет составлен не качественно, потому как его составлением возможно занимался не профессионал. И иногда приходиться платить повторно, чтобы акт сделали правильно, то есть повторно обращаться в юридические организации.
Из-за подобных непредвиденных ситуаций процесс оформления документов и составление договора затягивается и требует дополнительных материальных затрат и времени. Поэтому, чтобы избежать попадания в такие ситуации прежде чем обращаться за юридической помощью в какую-либо фирму необходимо ознакомиться с отзывами об этой организации, а также узнать какая у них репутация.
Подобным образом можно обезопасить себя, свое время и бюджет от убытков, которые могут настигнуть в ходе оформления документации. Ведь существуют юридические фирмы, которые еще больше усложняют не простую процедуру оформления документов, они ориентированы на получение материальной прибыли от подобных актов и договоров.
В моменты спада экономики можно заполучить хорошее помещение в здании, которое является муниципальным имуществом в центре города, и по достаточно выгодной цене.