Перераспределение земельных участков — что это такое?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков — что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Соглашение, решение или согласие?

Часто на слуху три вариации этого документа: соглашение, согласие или решение о перераспределении.

  • Соглашение о перераспределении — это некий договор между собственниками, который закрепляет желание изменить границы смежных участков и указывает на условия, когда и как это должно происходить. Даже в случае, если соседние участки находятся в долевой собственности требуется оформить соглашение.
  • Согласие — не совсем правильный вариант, так как согласие апеллирует к одному человеку и выражает его согласие на что- либо. Юридически это определение не подходит для межевого плана
  • Решение о перераспределении может принимать один человек. Соответственно, решение должно быть принято и оформлено, если перераспределяемые участки принадлежат одному лицу.

Многие юристы советуют прибегать к их услугам, чтобы не произошла какая путаница. Но на наш взгляд этот документ (если речь идет о частных земельных участках) можно подготовить по обычному образцу.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:

  • Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
  • Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.

Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.

Читайте также:  Тонкости досрочного выхода на пенсию

Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.

В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.

Порядок перераспределения земельных участков

Порядок проведения работ по распределению земли регламентируется земельными и гражданскими нормами права. В правоотношениях всегда выступают две стороны — собственники земли. Среди них могут быть граждане, юр. лица, а также органы муниципалитета или соответствующего субъекта нашей страны.

Существует несколько общих оснований для осуществления такой процедуры.

  • Необходимость поменять границы территории. Такое мероприятие проводится по инициативе правообладателей двух соседних участков. Причиной служит необходимость изменения границ для комфортной эксплуатации участков, в том числе строительства с учетом всех технических требований.
  • Исправление «кривых» границ, когда кадастровый инженер при межевании некачественно провел геодезические работы. В результате границы между смежными участками имеют неровности, что затрудняет нормальное использование, например, установку забора. По закону такие участки не должны ставиться на кадастровый учет, так как специалисты Росреестра должны выносить отказ в учете. Но фактически таких участков существует множество.
  • Участие земли в федеральных или региональных программах по развитию или строительству. К таким программам можно отнести строительство железных дорог, магистралей, прокладку газовых или тепловых коммуникаций. По причине строгих требований к порядку проведения указанных работ, а также установленных нормативов к отступам от участков граждан, государству приходится договариваться с собственниками участков о смене границ.
  • Постановление суда, которое обязывает фактических землепользователей провести перераспределение по ряду оснований.
  • При разграничении территории между несколькими сособственниками участка. В таких случаях необходимо обеспечить каждому вновь образуемому участку свободный доступ, что невозможно без проведения процедуры перераспределения.
  • При необходимости использовать участок соседа для монтажа коммуникаций необязательно заключать соглашение о сервитуте. Можно навсегда переиграть границы двух участков.

Порядок перераспределения земельных участков

  1. Соглашение о перераспределении земли. Сначала владельцы участков готовят соглашение о выполнении распределения. Важно договориться между соседями о новых границах из земельных участков.
  2. Сбор необходимых документов. Схема участка, кадастровый паспорт, документы подтверждающие право собственности на участки, документация на постройки — вот лишь немного, что точно пригодится в процессе перераспределения.
  3. Заявление о перераспределении земельных участков, подается в Росреестр. Укажите в нем данные заявителя, его адрес, кадастровые номера земельных наделов.
  4. Межевание. Кадастровый инженер выезжает на место и выполняет все межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела.
  5. Постановление о проведении перераспределения.
  6. Кадастровый учет. Земли с новыми границами ставятся на учет в Росреестр, участки получают индивидуальные номера, оформляются паспорта, формируется протокол образования новых земельных зон.
  7. Регистрация права собственности. В завершении процедуры, оформляется права собственности на участки для каждого владельца.

Документы для перераспределения земельных участков

Список документов определяется Земельным кодексом РФ и регламентом по предоставлению муниципальной/государственной услуги по перераспределению границ участка.

В ряде случаев, уполномоченный орган имеет право предложить предоставить дополнительные документы или запросить документы дополнительно, если они не могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.

Читайте также:  Дорогой процесс: как взыскать судебные расходы

Как правило, для получения услуги нужно предоставить следующие документы:

  • Заявление собственника (правообладателя)
  • Копия правоустанавливающего документа
  • Проект межевания территории , в границах которой будет осуществляться перераспределение или схема раположения

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Понятие фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий. Для изъятия участков в активы соответствующего фонда существуют определенные основания, предусмотренные законодательством. Основная задача деятельности фонда по перераспределению – сохранение и реорганизация территорий сельскохозяйственного предназначения.

Фонд по перераспределению земель является государственной структурой, деятельность которой регулируется государственными и муниципальными органами.

Однако законодательство не обязывает в обязательном порядке строго указывать весь состав соответствующего фонда. Помимо этого, государственные и муниципальные органы могут не указывать точные границы и место расположения различных участков.

Исключениями в данном отношении являются определенные случаи:

  • если земельные участки были приобретены в порядке использования преимущественных прав определенных государственных структур или муниципальных учреждений в законном порядке;
  • при отчуждении земельной территории на законных основаниях;
  • в случае добровольного отказа от прав собственности на земельные участки частными лицами.

Данные основания являются поводом для определения точного места расположения, определения строгих границ участков, а также внесения полных кадастровых данных о конкретных участках. Ответственные государственные и муниципальные органы обязаны распоряжаться земельными активами фонда в законном порядке, а также регулярно выполнять инвентаризацию и обновлять информационные данные, которые были получены ранее.

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года

Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:

  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.
Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.

Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.

Что такое перераспределение земель

Одним из вариантов получения новых территорий является перераспределение земель. Все требования к данной процедуре, а также порядок проведения мероприятия, четко прописаны в Земельном кодексе РФ. Данная информация содержится в статье 117. Однако стоит учесть, что данный способ могут использовать только собственники землевладений, прилегающих друг к другу.

Результатом проведенного мероприятия по перераспределению является образование смежных земельных участков, имеющих другие граничные точки. Старые землевладения, по факту, перестают существовать.

Если на владение было оформлено право собственности, то оно автоматически будет перенесено на образованный в ходе процедуры объект недвижимости.

Территории, принадлежащие государственным или муниципальным властям, могут быть перераспределены в соответствии с правилами, установленными жилищным законодательством.

Как оформить соглашение о перераспределении земельных участков

Для того чтобы провести перераспределение выполните следующие действия:

  • Подумайте, есть ли надежда на получение нужного результата. Перед тем, как заключать соглашение, владельцам участков следует тщательно просмотреть все бумаги на собственность, которая будет участвовать в запланированной процедуре. Лучше сделать запрос в органы государственного кадастра, где можно получить все важные сведения. Начинать проведение процедуры можно только в том случае, если территории прилегают друг к другу и находятся в одном административном округе;
  • Оформите соглашение между сторонами. Так как в сделки принимает участие несколько сторон, то вся процедура должна начинаться с заключения соглашения. При его отсутствии процедура становится судебной. В законодательстве неуказанно, сколько участников может быть задействовано в перераспределении.

При заключении договора в нем обязательно прописывается:

  • Информация о владельцах земель – ФИО, паспортные сведения, адрес фактического проживания;
  • Корректные данные о землевладениях, в отношении которых проводится перераспределение (размеры территории, номер участка в реестре кадастра, адрес местоположения, вид разрешенного пользования, дата, когда было оформлено право собственности и место регистрации, реквизиты бумаги, подтверждающей право на владение);
  • Сведения указывается о каждом землевладении, участвующем в процедуре;
  • Рассчитайте возможную выгоду и определите имеющиеся риски. Если поле перераспределения владелец одного из участков получит в свое распоряжение меньшую территорию, то он вправе претендовать на возмещение стоимости утраченной земли. Компенсационная денежная сумма должна быть прописана в отдельном пункте соглашений, который лучше всего оговорить заранее.

Стоимость перераспределения земельных участков

Чтобы иметь представление о полной стоимости процедуры, необходимо учитывать, что она состоит из некоторого количества составляющих:

  • Стоимость земель, которые будут присоединены. Денежная сумма, которую необходимо будет внести, зависит от непосредственного собственника участка – им может быть как государство, так и частное лицо. В последнем случае за основу будет взята рыночная цена участка, а при присоединении федеральной земли, величина взноса будет рассчитана исходя из стоимости, прописанной в кадастре;
  • Оплата работы сотрудника геодезической фирмы и стоимость межевания новообразованных земель. Придется заплатить примерно 15-50 тысяч рублей – денежная сумма напрямую зависит от субъекта РФ, где находятся перераспределяемые территории;
  • Государственная пошлина, которая взимается как за снятие земель с учета (2 тыс. р.), так и за регистрацию новых землевладений (2 тыс. рублей собственника-гражданина и 22 –с организации).

Перечень требований к земельному участку

Для того чтобы осуществить перераспределение на земельном участке необходимо наличие смежных границ и исключение наложения ареста на данный вид имущества. При этом следует соблюдать нижеприведённые требования:

  • Регистрация участка в государственном кадастре по всем правилам осуществляемой процедуры;
  • Принадлежность участка только одному административному округу, так как при перераспределении границы муниципального надела не должны изменяться;
  • Отношение к одной целевой категории земель.

Процедура проводится довольно редко в тех случаях, когда собственника не устраивают установленные границы, и они пересматриваются по обоюдному согласию обеих сторон.

Решение вопроса о перераспределении возможно в том случае, когда смежные земли объединяют и разделяют по собственному усмотрению. Данная процедура требует более длительного времени для оформления и довольно затратная, поэтому наиболее выгодно разделение надела по смежным границам.

Перед оформлением процедуры важно изучить случаи, при которых нельзя осуществить перераспределение:

  • Изменение общей площади земельного участка не соответствующее правовым нормам закона;
  • Перекрытие доступа к проезжей части;
  • Наложение земель;
  • Нахождение земли в распоряжении государственного или федерального муниципалитета (исключение составляют ситуации, когда необходимо изменение кадастрового плана).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *