Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор налога на имущество юрлиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отчётным периодом для налога на имущество выступает календарный год. По итогам года необходимо подать декларацию и уплатить налог. Практически каждый регион установил ещё и промежуточные платежи налога. В течение 30-35 дней с последнего дня квартала нужно перечислить аванс по налогу на имущество. Срок перечисления авансовых платежей по налогу на имущество — не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим кварталом. Однако, региональные власти вправе не устанавливать обязанность по уплате авансов.
Работа с калькулятором
Для начала расчетов следует знать налоговую ставку по налогу на имущество юридических лиц.
Уточним, что налоговые ставки устанавливаются на региональном уровне. Это означает, что ставка принимается представительными органами субъекта Российской Федерации в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса РФ.
В равной степени на региональном уровне устанавливаются также:
- конкретные особенности по исчислению налоговой базы;
- налоговые льготы;
- условия применения льгот субъектами предпринимательской деятельности.
Применительно к калькулятору это означает, что налоговая ставка и иные показатели, необходимые для расчета, должны быть введены самим пользователем – налогоплательщиком по ст.474 НК РФ, поскольку ни один калькулятор не способен учитывать все региональные особенности.
В специально отведенные для этого окна введите остаточную стоимость всех имеющихся на балансе основных средств по показателям:
- на начало каждого месяца;
- на конец года.
Для каждого месяца в калькуляторе имеется отдельное окно. Таким образом, в 12 полей потребуется ввести 13 показателей, из которых два приходятся на декабрь.
После заполнения всех полей следует сделать клик левой клавишей мыши на кнопку «Рассчитать». Полученные в результате расчета данные будут выведены в нижерасположенной таблице.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Законодательство о налоге на имущество
Налог на имущество юрлиц регламентирован гл. 30 НК, в которой установлены основные принципы по нему:
- налог делится на два вида, которые имеют разные базы налогообложения и не одинаковые по продолжительности отчетные периоды;
- указываются основные списки объектов, с которых налог на рассчитывается;
- описываются механизмы расчета каждой из налоговых баз;
- ограничиваются максимально возможные показатели налоговых ставок по этим базам;
- дается описание порядка расчета налога и авансов по нему;
- указываются сроки перечисления налога и сдачи отчетности в налоговую инспекцию.
Некоторые вопросы по налогу на имущество рассматриваются не в НК РФ, а в законодательстве субъектов РФ. На уровне регионов можно:
- дополнять список указанных в НК РФ оснований для неудержания налога (п. 2 ст. 372 НК);
- отменять деление налогового периода на отчетные (п. 3 ст. 379 НК);
- вводить свои значения ставок по налогу (п. 1 ст. 380 НК).
Сроки уплаты имущественных налогов за 2021 год
Единый срок уплаты земельного и транспортного налогов был установлен для организаций начиная с 2021 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). В текущем году единый срок был введен и в отношении уплаты налога на имущество организаций. Теперь все имущественные налоги, уплачиваемые организациями за прошедший год, подлежат перечислению в бюджет не позднее 1 марта текущего года.
Авансовые платежи по указанным налогам по новым правилам подлежат уплате не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 383 и п. 1 ст. 397 НК РФ). Причем региональные власти вправе освободить организации от исчисления и уплаты авансовых платежей по имущественным налогам.
Одновременно в 2022 году по-прежнему продолжает действовать общее правило, касающееся возможного переноса сроков уплаты налогов. Согласно данному правилу, если последний день уплаты налога или авансового платежа по нему приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то крайний срок уплаты переносится на первый рабочий день, следующий за этим выходным или праздником (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С учетом указанных изменений транспортный, земельный налог и налог на имущество организаций в 2022 году необходимо уплатить:
- за 2021 год – не позднее 1 марта 2022 года включительно;
- авансовые платежи за I квартал 2022 года – не позднее 4 мая 2022 года включительно (срок переносится, поскольку 30 апреля – это суббота, а 2 и 3 мая – праздничные дни);
- авансовые платежи за II квартал 2022 года – не позднее 1 августа 2022 года включительно (срок переносится, поскольку 31 июля – это воскресенье);
- авансовые платежи за III квартал 2022 года – не позднее 31 октября 2022 года.
Определение суммы авансового платежа
Он считается по-разному, в зависимости от налогооблагаемой базы. Покажем на примере, как считать налог на имущество за 3 квартал 2022 года (аванс).
На балансе ООО «Проект» (г.Челябинск) числятся объекты недвижимости. Их общая стоимость в течение 9 месяцев 2022 года была следующей:
на 01.01 | на 31.01 | на 28.02 | на 31.03 | на 30.04 | на 31.05 | на 30.06 | на 31.07 | на 31.08 | на 30.09 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1,080* | 1,060 | 1,040 | 1,020 | 1,000 | 0,980 | 0,960 | 0,940 | 0,920 | 0,900 |
Законодательные аспекты налога на имущество
Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.
В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.
Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.
Правовые аспекты и особенности расчета
Критериям исчисления и уплаты имущественного налога организаций посвящена 30-я глава НК РФ. Предприятия обязаны рассчитывать, перечислять налог и декларировать его величину в целом за год. Также могут устанавливаться отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев или 1-3 кварталы при расчете по кадастровой стоимости), по итогам которых в ИФНС уплачиваются авансы и сдается Расчет налогового авансового платежа.
Установление правил расчета и перечисления налога находится в компетенции властей субъектов РФ. Местной властью определяются ставки налога (в пределах, оговоренных в НК РФ), алгоритм начисления и сроки оплаты, а также обязанность поквартальной сдачи декларации и перечисления авансовых платежей, либо их отмене для некоторых групп плательщиков.
Если властью региона принято решение не устанавливать отчетные периоды, то оплатить налог и отчитаться можно по завершении года. Если местными нормативами упразднение отчетных периодов не оговорено, то предприятию необходимо ежеквартально отчитываться, сдавая авансовый расчет по налогу имущество, и уплачивать авансы.
Заметим, что с начала 2021 года движимое имущество предприятий налогом не облагается, т.е. плательщиками остаются компании-владельцы недвижимости.
Начисление налога зависит от способа оценки активов. Различают два метода расчета – с учетом среднегодовой и с учетом кадастровой стоимости.
Заполнение этого раздела завершает работу над расчетом. Он содержит сведения об итоговых суммах авансовых платежей по налогу на имущество, подлежащих уплате в бюджет.
Раздел состоит из нескольких блоков строк. В каждом блоке указана сумма налога, подлежащая уплате по конкретному коду ОКТМО. В целом раздел содержит информацию о платежах по кодам муниципальных образований, подведомственных ИФНС, в которую подается расчет.
- По строке 010 указывается код ОКТМО.
- В строке 020 содержится КБК платежа.
- В строке 030 приводится сумма налога к уплате. Она рассчитывается путем суммирования значений из всех разделов 2 и 3 расчета по этому ОКТМО. Из разделов 2 берется разность строк 180 и 200, а из разделов 3 – разность строк 090 и 110. Таким образом, по каждому ОКТМО группируются платежи по всем видам имущества за вычетом льгот (если они установлены в данном регионе).
Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги
Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.
1. Федеральный закон от 23 ноября 2021 г. № 374-ФЗ.
- Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
- Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
- В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
- Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.
На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.
Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2021 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.
Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.
Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.
Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.
1 Письмо ФНС России от 31 октября 2021 г. № БС-4-21/ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».
2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».
Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.
Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:
- Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
- Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
- Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
- Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.
ВАЖНО!
В 2021 году налогоплательщикам больше не придется сдавать авансовые отчеты по имущественному налогу. Они официально отменены. В апреле 2021 отчитываемся за 4 квартал 2021 год и подаем не расчет, а итоговую декларацию по налогу на имущество за весь 2021 год.
Отмена авансовых отчетов не означает отмену самих авансовых платежей. Если законодатели вашего региона установили правило обязательного авансирования по налогу на имущество, то платить придется каждый квартал.
Есть еще одно новшество. Оно касается порядка исчисления налогового аванса. В 2021 году допускается расчет авансирования по измененной кадастровой стоимости недвижимого объекта, а не по значению, определенному на 1 января отчетного периода.
К каким изменениям нужно быть готовым бухгалтеру в 2021 году
В октябре 2020 был опубликован Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368
«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», которым ведомство утвердило порядок заполнения и обязательные реквизиты документа.
Приказом в частности закреплено правило о заполнении путевого листа при любом использовании транспортного средства, вне зависимости от вида и особенностей перевозки. Кроме того появился новый реквизит – «сведения о перевозке», который включает в себя информацию о видах сообщения и видах перевозок.
Дополнительно, кроме модели транспортного средства, нужно будет указывать марку транспортного средства и прицепа.
Должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС в путевом листе должны будут проставляться:
-
дата и время выпуска транспортного средства на линию;
-
дата и время возвращения ТС;
-
дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС.
Данные заверяются подписью и инициалами ответственного лица и отметкой «выпуск на линию разрешен».
С 01.01.2021 вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ, согласно которым для российских организаций, осуществляющих деятельность:
-
в области информационных технологий;
-
по разработке и реализации разработанных ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;
-
по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
-
по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, базы данных;
-
по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.