Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полис ОСАГО может подорожать наполовину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
Действия в случае отказа в выплатах по ОСАГО в «Росгосстрах»
Страховые компании зачастую прибегают к незаконным способам в отношениях с автовладельцами. Они не только нарушают закон, выдвигая необоснованные отказы в выплате по ОСАГО, но и специально занижают размер материального вреда. Оставшаяся сумма не настолько велика, чтобы передавать подобное дело в суд. Все это обусловлено тем, что совокупные расходы на разбирательство конфликта могут превысить размер компенсации. При значительных убытках, следует обратиться в государственные структуры за возмещение ущерба – но придется потратиться на независимого эксперта.
Если существует уверенность в том, что страховая компания «Росгосстрах» неправомерно отказала в выплате страховой суммы в 2022 году, то следует обратиться за юридической консультацией. После рассмотрения материалов дела необходимо провести независимую экспертизу и передать материалы дела в суд. Если претензии обоснованы, то высока вероятность (95-100%) что выплата будет произведена в судебном порядке. Обычно организации, занимающиеся юридическим сопровождением, берут за свои услуги от 5 до 15% суммы выплат.
Получение компенсации в беззаявительном порядке
4. Компенсация в беззаявительном порядке (проактивном режиме) предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при совокупности следующих условий:
- поступление в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (далее — Единая информационная система) сведений о заключенном договоре обязательного страхования из автоматизированной информационной системы;
- наличие в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» сведений об инвалидности и о заключении о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, указанном в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
- наличие сведений о законном представителе инвалида (в том числе ребенка-инвалида) в банке данных Единой информационной системы о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (в случае заключения договора обязательного страхования законным представителем инвалида (в том числе ребенка-инвалида);
- наличие размещенных в Единой информационной системе сведений о счете гражданина в кредитной организации на основании данного им с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласия на использование указанных им реквизитов счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки), а при отсутствии таких сведений — наличие сведений о счете гражданина в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления этому гражданину сумм пенсий и иных социальных выплат.
Главное нововведение 2022 года — это выплата компенсаций по ОСАГО в автоматическом режиме. Такая компенсация возможна при одновременном выполнении следующих условий:
- В ЕГИС социального обеспечения поступила информация о страховом полисе (это должно происходить автоматически).
- В ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» имеется информация об инвалидности и о наличии медицинских показаний для приобретения автомобиля.
- В ЕИС о законных представителях лиц имеется информация о законном представителе инвалида (если ОСАГО приобретает законный представитель).
- В ЕИС имеются сведения о счете для выплаты компенсации, либо Пенсионному фонду должен быть известен счет для выплаты пенсии.
Законодатели предполагают, что для большинства инвалидов указанные условия будут выполняться и выплаты компенсаций по ОСАГО будут происходить автоматически.
Как получить компенсацию по заявлению?
Обращение в Пенсионный фонд с заявлением может потребоваться в том случае, если не удалось получить выплату в автоматическом режиме. То есть, в Пенсионный фонд не дошли сведения либо о страховом полисе, либо о счете инвалида, либо об установлении инвалидности и наличии показаний к управлению ТС.
8. В случае, указанном в пункте 7 настоящих Правил, граждане вправе подать заявление о предоставлении компенсации в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в электронной форме с использованием Единого портала, или непосредственно в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанных соглашений на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Подача заявления о предоставлении компенсации посредством Единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В заявлении о предоставлении компенсации указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) страхователя по договору обязательного страхования, фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника транспортного средства по договору обязательного страхования, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) инвалида (в том числе ребенка-инвалида), имеющего медицинские показания для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, в случае если договор обязательного страхования заключается в отношении такого транспортного средства, а также страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) законного представителя инвалида (в том числе ребенка-инвалида), если он является страхователем и (или) собственником указанного транспортного средства, сведения о реквизитах счета в кредитной организации для зачисления компенсации, номер страхового полиса и размер уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования.
В случае отсутствия в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» сведений, указанных в абзаце третьем пункта 4 настоящих Правил, решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленных гражданином документа, подтверждающего факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с заключением о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм.
В случае отсутствия сведений, указанных в абзаце четвертом пункта 4 настоящих Правил, в банке данных Единой информационной системы о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленного гражданином документа, подтверждающего полномочия законного представителя инвалида (ребенка-инвалида).
Заявитель несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о предоставлении компенсации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Для обязательной “автогражданки” на 30% поднимут лимиты на ремонт
На манеже рынка ОСАГО все те же проблемы автопрома: дефицит запчастей и быстротечный рост цен на детали.
Стоимость ремонтных работ по полису ОСАГО, напомним, фиксируется расценками из специального справочника.На фоне последних геополитических событий этот ценовой реестр превратился почти что в ничто.
«Выплаты осуществляются по справочникам средней стоимости, введенным в действие 19 марта 2022 года, в которых фактически не отражен резкий рост стоимости запчастей и проблемы с их логистикой», — заявил Российский союз автостраховщиков (РСА).
С 19 июня вступят в силу обновлённые справочники. Сейчас документация проходит процедуру проверки.
На запрос «Новых Известий» в РСА уточнили, что стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по проекту справочников запчастей, выросла по сравнению с предыдущей версией документа на 28,7%.
«Этот рост соответствует оценкам автомобильных экспертов, которые оценивали увеличение стоимости запчастей в апреле-мае этого года примерно на 30%.Новые цены в справочниках отражают ситуацию, сложившуюся с ценами на запчасти после ухода из России ряда автопроизводителей из “недружественных” стран. Рост этих цен, безусловно, повлечет и рост выплат по ОСАГО», — прокомментировали в РСА.
Пока же опрошенные нами страховые агенты рассказывают однотипные истории: после ДТП автомобиль по договору ОСАГО должен отправиться на ремонт. А нынешние прайсы автомастерских не бьются с ценами из справочника, утвержденного еще ранней весной. Или нужных автозапчастей на СТОА опять же просто нет. Поэтому СК, чтобы вписаться в сроки урегулирования убытка, с недавних пор предпочитают калькуляцию, то есть выплату деньгами. Выгодно ли это автомобилистам — вопрос риторический.
В Российском союзе автостраховщиков тенденцию с рублевым возмещением подтверждают, но уточняют: «Заметного роста жалоб по данным причинам РСА от автовладельцев не фиксирует».
Стоит отметить, что средняя выплата по ОСАГО в мае 2022 года выросла на 13% или 8,5 тысяч рублей — с 66 328 рублей до 74 806 рублей. Об этом заявили в РСА, сравнивая с выплатами мая прошлого года.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВВС), исполнительный директора Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев ранее заявил, что было бы неправильным поднимать тарифы на ОСАГО — главный продукт в линейке страхования. «Казалось бы, из-за произошедшего роста цен на детали и дефицита ряда запасных частей, страховую премию нужно было бы поднять. Но мне кажется, что сейчас сказать людям, что им надо будет больше платить за ОСАГО – это не совсем верно. Частотность наступления убытков – всего 5%, а рост стоимости полиса затронет 100% автовладельцев», — обнадежил Уфимцев.
На что может рассчитывать владелец повреждённого авто
Все права, как страхователя, так и страховщика прописаны в правилах. Данный документ утвержден на законодательном уровне и един для всех участников страхового рынка. В правилах конкретно указано, на что может рассчитывать пострадавший. Согласно закону пострадавшие в аварии стороны могут получить выплаты по ОСАГО 2017 за повреждение автомобиля:
- В виде денежной выплаты, путем перечисления денежных средств на личный счет потерпевшего. При этом сумму убытка будет оценивать не независимая экспертиза, а уполномоченный специалист страховой организации.
- В виде направления на ремонт. В этом случае клиенту потребуется поставить машину на станцию, а ремонтные работы оплатит страховая компания.
Каждый автолюбитель должен знать, что выплата полагается в том случае, если у каждого участника аварии ест действующий полис ОСАГО. В 2017 года в правила страхования были внесены глобальные изменения. Данные изменения коснулись способа выплаты. Теперь потерпевшая сторона будет получать не денежные средства, а направление на станцию, для проведения восстановительных работ. Конечно, страховая компания может произвести выплату в денежной форме, однако приоритет будет именно в направлении на ремонт.
Получить компенсацию пострадавший в аварии водитель сможет если:
- транспортное средство повреждено и не подлежит восстановлению (тотал)
- стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты в рамках договора ОСАГО
- в результате аварии водители или пассажиры получили травмы
- станции не могут произвести ремонтные работы, в связи с отсутствием необходимых деталей или оборудования
Правила выплат ОСАГО виновнику ДТП
Все правила выплат ОСАГО виновнику ДТП четко оговорены на законодательном уровне и включают в себя:
- пострадавший в ДТП водитель может получить компенсационную выплату только в том случае, если у него будет действующий договор ОСАГО
- виновный в аварии водитель не получает средства от страховой компании, предназначенные для восстановительного ремонта
- получить выплату не сможет потерпевший, который нарушил правила страхования: транспортным средством управлял не вписанный в договор водитель или авто используется в качестве такси
- отказ в выплате будет, если повреждения были получены в ходе соревнований или учебной езды
- также придется восстанавливать авто за счет собственных средств если виновная сторона скроется с места ДТП
При этом стоит учитывать:
- Получить компенсационную выплату или направление на ремонт сможет только собственник автомобиля или иное лицо, при наличии нотариальной доверенности.
- Получить компенсацию каждый потерпевший сможет после того, как подготовит и предоставит все необходимые документы сотруднику страховой компании.
- Если страховая компания отказывает в выплате, то потерпевшей стороне направляется официальное письмо, с причиной отказа.
- Споры по размеру выплаты всегда можно урегулировать в досудебном порядке.
Подводя итог, стоит отметить, что выплаты по договору ОСАГО закреплены на законодательном уровне и являются едиными, для всех страховых компаний. При этом сроки выплаты не должны превышать 20 дней, согласно единому регламенту. При необходимости каждый пострадавший может посетить официальный сайт РСА и скачать актуальные правила ОСАГО для ознакомления.
Выплата утраченного заработка при вреде здоровья
Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2022 году?
Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.
Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.
Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.
Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.
Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)
Критерии оценивания СК
Прежде чем покупать полис, рекомендуется изучить хотя бы небольшое количество тех предложений, которые доступны в Москве. Большой ошибкой считается банальное ознакомление с рекламным буклетом, после которого клиент тут же идёт оформлять страховку по системе ОСАГО.
Оценка должна быть объективной и корректной. Для этого учитывается целый ряд факторов, среди которых:
- репутация страховщика;
- длительность нахождения компании на рынке страховых услуг;
- разветвлённость отделений;
- гарантии и выплаты;
- финансовая стабильность организации;
- структура действующего портфеля;
- отзывы клиентов (причём на независимых ресурсах);
- скорость решения всех возникающих проблем и конфликтов;
- качество сервиса;
- компетентность и вежливость сотрудников.
Это те критерии, на которые чаще всего обращают внимание сами клиенты и потребители услуг.
У каждого автомобилиста свой подход. Некоторые действительно тщательно и детально анализируют деятельность компании, изучают информацию о ней, читают реальные отзывы, обращают внимание на рейтинги. И только после этого принимают окончательное решение.
Можно ли взыскать утраченный за время лечения заработок?
Компенсацию можно получить не только за полученные травмы, но и за заработок, утерянный из-за того, что человек не мог работать вследствие полученных травм. Для этого надо будет доказать временную потерю возможности трудиться и предоставить документы, подтверждающие размер ежемесячного заработка. Для получения компенсации понадобятся следующие документы:
- медицинское заключение (с указанием диагноза, повреждений и времени, на которое была утрачена трудоспособность);
- медицинская экспертиза, где указана степень утраты способности к труду;
- справки о доходах (это относится не только к зарплате, но и к пенсии, стипендии или социальных выплатах).