Военкоматам хотят разрешить собирать данные о россиянах в автоматическом режиме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Военкоматам хотят разрешить собирать данные о россиянах в автоматическом режиме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Отчетность для работодателей

Компании готовят отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2022 году требуют ежегодно сдавать:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточку учета (форма № 18).

Как происходит проверка учетной работы

Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2022, году:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • карточки военнообязанных граждан;
  • журнал проверок;
  • расписка в приеме от граждан военных документов;
  • служебное делопроизводство.

При проведении проверки контролеры оценивают:

  • организацию учетных мероприятий;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

  • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
  • Особы с полученным военным билетом.

Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

  • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
  • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
  • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
  • постоянно живущие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

Работа, проводимая по воинскому учёту в компаниях, подлежит инспектированию. В КоАП предусмотрены админнаказания за нарушения проведения регистрационных мероприятий по ВУ и регламентных обязанностей компетентного сотрудника.

Применяемые санкции собраны в таблице:

Вид нарушения Сумма, руб.
Не произведено оповещение сотрудника о вызове его в военкомат 500-1000
Сведения, поданные в военкомат, не соответствуют действительности 300-1000

Степень выполнения возложенных обязанностей проверяется руководством. Для чего назначается внутренняя проверка. Деятельность рассматривается согласно нормативам, и найденные огрехи протоколируются. Ответственный устраняет найденные нарушения, чем позволяет администрации не попасть под штраф.

Согласно обязанностям уполномоченный обязан вносить любые изменения, касающиеся данных о сотруднике. Для этого существует личная карточка. Информировать об изменениях также получает райвоенкомат.

Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

  • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
  • Особы с полученным военным билетом.

Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

  • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
  • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
  • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
  • постоянно живущие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

В регламенте Методических рекомендаций Генштаба осуществление военного учёта сопровождается такой документацией:

  • Первичный приказ об организации ВУ для граждан – сотрудников предприятия, где также отражены моменты бронирования лиц — резервистов. Регистрируется приказ в соответствующем журнале вместе с другими приказами по предприятию.
  • Согласованные с райвоенкоматом мероприятия по проведению учёта и бронированию граждан – запасников.
  • Т-2 (личные карточки), которые формируют картотеку организации.
  • Журнал проверок по военному делу, созданный по правилам делопроизводства (пронумерованный, прошнурованный, заверяют подписью руководителя и завизированный штампом).
  • Расписки в приеме получаемых от граждан бумаг, касающихся военучёта.
  • Служебное делопроизводство по вопросам ВУ.
  • Свидетельство о бронировании (при наличии полномочий резервирования), которое, в свою очередь, обязывает издать положение о порядке выдачи удостоверений.
  • Бланки выдачи удостоверений об отсрочке.
  • Профильная справочная литература о ВУ и мобилизационной подготовке.

Какие сведения попадут в базу данных призывников и контрактников?

В указе приводится перечень сведений, которые должны предоставить ведомства федеральным структурам для создания электронной базы. Так, например, МВД соберет данные о регистрации граждан по месту жительства, о непогашенных судимостях (если таковые есть) и наличии водительских прав.

Минздрав и органы госвласти субъектов РФ соберут сведения о состоянии здоровья призывников, включая информацию о состоящих на наркологическом учете.

Минобрнауки предоставит списки очников, обучающихся в учреждениях высшего и профессионального образования по аккредитованным госпрограммам, а Минцифры — контакты призывников (номера телефонов, адреса электронной почты).

Также отмечается, что Пенсионный фонд уведомит о гражданах, признанных инвалидами, недееспособными, опекунами или попечителями. Минсельхоз сообщит о призывниках и контрактниках, которые получили удостоверения тракториста-машиниста, а Минспорт уведомит о тех, кому присвоены спортивные разряды («кандидат в мастера спорта», «первый спортивный разряд») или звания.

Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учёта в связи с достижением предельного возраста пребывания в запасе

Подлежат снятию с воинского учета (год снятия с воинского учета) Женщины в возрасте Мужчины в возрасте
45 лет 50 лет 50 лет 60 лет 65 лет 65 лет 70 лет
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы Офицеры Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы Младшие офицеры Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга Полковники капитаны 1 ранга Высшие офицеры
2017 1972 1967 1967 1957 1952 1952 1947
2018 1973 1968 1968 1958 1953 1953 1948
2019 1974 1969 1969 1959 1954 1954 1949
2020 1975 1970 1970 1960 1955 1955 1950
2021 1976 1971 1971 1961 1956 1956 1951
2022 1977 1972 1972 1962 1957 1957 1952
2023 1978 1973 1973 1963 1958 1958 1953
2024 1979 1974 1974 1964 1959 1959 1954
2025 1980 1975 1975 1965 1960 1960 1955
2026 1981 1976 1976 19 66 1961 1961 1956
2027 1982 1977 1977 1967 1962 1962 1957
2028 1983 1978 1978 1968 1963 1963 1958
2029 1984 1979 1979 1969 1964 1964 1959
2030 1985 1980 1980 1970 1965 1965 1960
2031 1986 1981 1981 1971 1966 1966 1961
Читайте также:  О мерах социальной поддержки семьям, имеющим статус многодетных

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

КТО ПОДЛЕЖИТ ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

Согласно п. 14 Положения о воинском учете подлежат воинскому учету граждане Российской Федерации:

• мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

• граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в т.ч. мужчины в запасе, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

• успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса, солдат или матросов запаса;

• женщины, имеющие военно-учетные специальности согласно перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (Приложение к Положению о воинском учете).

Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учета являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

документальное отражение сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Воинскому учету подлежат граждане:

мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет;

женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учетной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, определен в приложении к Положению о воинском учете.

Не подлежат воинскому учету граждане —

освобожденные от исполнения воинской обязанности;

проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

(Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» статья 8, пункт 1).

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации и на военное время.

Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» и в «Положении о воинском учете», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1541. (приложение N 1)

Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).

Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации

1. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:

являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.

2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

3. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов района или города (в городах без районного деления).

4. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медосмотры и воинский учет – 2021: что нужно знать работодателям

38. Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.

39. Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;

картотека личных карточек формы N Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;

расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Читайте также:  Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. N 844 «Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания» (приложение N 18 к настоящим Методическим рекомендациям).

40. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение N 19 к настоящим Методическим рекомендациям).

41. Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в организациях, проводится по итогам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее — конкурс), в соответствии с методическими рекомендациями по подведению итогов конкурсов, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.

Начальник Главного
организационно-мобилизационного
управления Генерального штаба
Вооруженных Сил
Российской Федерации
генерал-полковник
В. ТОНКОШКУРОВ

Начальник Главного управления
кадров Министерства обороны
Российской Федерации
генерал-полковник
В. ГОРЕМЫКИН

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям (п. 11)

1. Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляют контроль за ведением воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) объединенных стратегических командований военных округов (Северного флота) и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации или по отдельным планам.

2. Штабы военных округов (Северного флота) и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации проверяют ведение воинского учета в организациях в рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и военных комиссариатов муниципальных образований.

3. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете.

4. Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:

а) организация осуществления воинского учета в организациях;

б) полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма N Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС (МС) (далее — личные карточки) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.

5. Организация осуществления воинского учета в организациях оценивается:

«удовлетворительно», если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и иными служебными документами обязанности по орган��зации осуществления воинского учета; документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

«неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

6. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оцениваются:

«отлично», если отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава (призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса) от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан.

1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.

2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях

Если военный комиссариат или районная комиссия запросили у организации карточку учета организации по форме № 18, представить ее можно по форме, утвержденной Письмом Минкультуры № 344-01-39-ВА. Такая карточка обычно представляется 1 раз в 2 года до 31 декабря и в ней отражаются сведения по состоянию на 1 января следующего года.

Несмотря на то, что форма была принята 6 лет назад, новая форма 18 карточки учета организации для 2021 года отдельно не утверждалась. Поэтому в качестве формы 18 в военкомат (новой формы) можно использовать «старый» бланк.

Порядок заполнения карточки учета организации приведен в Приложении № 2 к Письму Минкультуры № 344-01-39-ВА.

Отмечается, что карточка учета организации заполняется на двух сторонах листа формата А4.

В п. 4 карточки указывается последняя дата регистрации (перерегистрации) свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, полное наименование налогового органа, выдавшего свидетельство, а также серия и номер этого свидетельства.

При указании общего количества всех работников организации в п. 10 карточки не учитываются работники, оформленные по совместительству. При этом значение в п. 10.1 определяется как сумма значений по пп. «а» и пп. «б» этого пункта.

Количество граждан, отраженных в пп. «б» п. 10.1 карточки, которые имеют категорию годности к военной службе по состоянию здоровья «В», также отдельно показываются в пп. «в».

В пункте 10.4 указывается общее количество граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учете и не пребывают в запасе. В пункте 10.1 эти граждане не учитываются.

Пункты 10.5, 12, 15 заполняют только те организации, которые осуществляют бронирование граждан, пребывающих в запасе.

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.

В 2021 год каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

• приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
• план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
• картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
• журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
• расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
• служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
• другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
• справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Читайте также:  Правовые основы проведения общего собрания собственников помещений в МКД?

Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, проводится Институтом специальной подготовки Академии гражданской защиты, реализующим функции головного учебно-методического центра по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы.

Российские работодатели-юридические лица, независимо от форм собственности, должны вести учет военнообязанных и сдавать отчеты в военный комиссариат (п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ «Об обороне»).

Стандартными ежегодными отчетами для тех юрлиц, кто ведет воинский учет, являются формы 18 и 6. Форма 18 посвящена основным сведениям об организации, результатам ее работы по ведению воинского учета. По Форме 6 подаются сведения о резервистах и забронированных гражданах.

В 2021 году допускается не сдавать Форму 6 при отсутствии данных для ее заполнения (на предприятии нет ни брони, ни резервистов). Дополнительных разъяснений в военкомат подавать не надо, так как в обязательном порядке надо сдавать Форму 18: из нее как раз и видно, почему не подается Форма 6.

Военкоматы не требуют сдачи отчетности в электронном виде. Все формы можно готовить и сдавать на бумаге.

Отчет по Форме 6 готовится на первое число года, следующего за отчетным, и сдается не позднее последнего дня отчетного года. Таким образом, Форму 6 на 01.01.2022 следует сдать в военкомат не позже 31 декабря 2021.

Разъясним основные понятия для новичков в воинском учете.

Резервист (или военнообязанный) — гражданин, который, в случае необходимости (мобилизации) будет призван на военную службу.

Все военнообязанные делятся на две категории:

• Граждане, которые отслужили в Вооруженных силах РФ и уволились в запас (в резерв). Они имеют военный билет и могут быть призваны для выполнения воинского долга все время вплоть до достижения предельного возраста. Предельный возраст варьируется в зависимости от рода войск и звания резервиста. Подробная таблица возрастов и званий приведена в ст. 53 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
• Юноши допризывного и призывного возраста, подлежащие воинскому учету.

Забронированные граждане — это резервисты, работающие на должностях, которые будут необходимы предприятию-работодателю для выполнения задач в военное время. Чтобы не оставлять пустыми такие рабочи�� места, работодатель может оформить для военнообязанных работников на этих местах бронь от всеобщего призыва.

Бронирование — самостоятельный процесс воинского учета. Как правило, если у работодателя есть право на бронь, то этот процесс курируется отдельным специалистом, в нем разбирающимся. Тогда при подготовке Формы 6 по забронированным лицам лучше всего обратиться за данными к такому специалисту.

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организации в 2018 году

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Для Закона не столь важно, к какой форме собственности относится компания: воинский учет работающих там лиц вести придется во всех случаях. Это утверждает п. 7 ст. 8 Федерального закона от №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

Естественно, далеко не все сотрудники имеют отношение к прохождению воинской службы, поэтому важно понять, в отношении кого нужно осуществлять учет. Для этого существуют нормы специального Положения о воинском учете №719, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. (в п. 14 и 16). Учитывать нужно:

  • военнообязанных лиц;
  • потенциальных и актуальных призывников.

Каким образом организовывать военно-учетные дела на предприятии, регламентируют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных сил РФ.

Что должен делать работодатель в рамках военкомовского учета:

  • при трудоустройстве уточнять военнобязанность граждан по записям в удостоверениях личности (есть или нет штамп «военнообязанный» на 13 странице гражданского паспорта РФ);
  • вносить актуальную информацию в личные карточки;
  • обеспечивать надлежащее и своевременное исполнение обязанностей сотрудников при их мобилизации или проведении военной подготовки;
  • изучать предоставленные документы, касающиеся воинских обязанностей, на предмет неверных сведений, правок, недостачи страниц, подозрении в подделке и т.п., и при нахождении информировать военный комиссариат.

ВАЖНО! Недостаточно формально относиться к требованиям закона, уделяя внимание воинским данного учета, и при ненадлежащем исполнении этого необходимого требования предпринимателю будут вменены санкции (КоАП РФ, ст. 21.1 – 21.5).

Какие формы сдавать в военкомат и когда

Ведомство установило требование не реже одного раза в год передавать сведения по форме 18 и отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, по форме 6 с детализацией сотрудников по категориям. Предельные сроки по отчету в военкомат по воинскому учету в 2022 году таковы (разд. III Методических рекомендаций Генштаба):

  • форма 6 (по состоянию на 1 января будущего года) — до 31 декабря текущего года;
  • форма 18 (по состоянию на 1 января будущего года) — до 31 декабря текущего года.

Организации обязаны предоставить информацию по состоянию на 01.01.2022 до 31.12.2021. Учтите, что последний рабочий день, пятница, — выходной, поэтому готовьте и подавайте сведения заранее.

В нормативах ВС разъясняется, представлять ли отчетность в военкомат по военнообязанным в 2022 году, если таких сотрудников в организации нет: это делать не нужно, если работодатель не ведет работу по бронированию и в списках работников нет граждан, пребывающих в запасе, отчет 6 он не представляет. В таком случае подают отчетность по форме 18. В некоторых комиссариатах требуют подавать справку не только по итогам года, но и в случаях:

  • смены руководителя предприятия;
  • назначения нового ответственного за воинский учет;
  • изменения адреса и учетных данных организации;
  • изменений в количестве граждан, пребывающих в запасе.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *