Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если доказано, что действия гражданина повлекли за собой возникновение ДТП на встречной полосе, его признают виновным и обяжут возместить нанесенный вред. Процедуру регулирует глава 59 ГК РФ. Дополнительно лицо могут привлечь к административной ответственности. Первый вариант санкций регламентирует статья 12.15 КоАП РФ. Если гражданин объезжал препятствие, ему дополнительно вменяют штраф в размере 1.000-1.500 руб. Во всех остальных случаях он повышается до 5.000 руб. Допустима замена наказания лишением водительских прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Когда нарушение допущено повторно, срок лишения прав на управление транспортным средством продлевается на один год.
Ситуации, которые могут привести к аварии на встречной полосе
ДТП с выездом на встречную полосу может возникнуть в результате целого перечня ситуаций:
- Водитель не успел закончить маневр обгона, в результате чего произошло ДТП на встречной полосе.
- Выполнялся обгон поворачивающего автомобиля. Обычно происшествие возникает, если нужно выполнить поворот налево, но его по какой-либо причине издалека не видно. Чтобы не проскочить нужное место, водитель замедляется. При этом за ним движется второе транспортное средство, которое планирует обгон. Водитель первой машины может не посмотреть в зеркало заднего вида или полагает, что транспортное средство не успеет его догнать. При этом водитель движущегося позади автомобиля не знает планов впереди едущего. Он предпринимает попытку обгона. В результате возникает ДТП на встречной полосе.
- Сразу два транспортных средства предприняли попытку обогнать медленно движущийся автомобиль и столкнулись между собой. Подобное возможно, если первый водитель, движущийся непосредственно за тихоходной машиной, не смотрит в зеркало заднего вида. Он начинает обгон в тот момент, когда его самого уже обгоняет транспортное средство. В результате происходит столкновение машин на встречной полосе.
- Гражданин, пытаясь уйти от столкновения с автомобилем, движущимся по его полосе, оказался участником аварии, столкнувшись с машиной, которая ехала по встречке.
- Лицо не справилось с управлением, его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение.
ДТП на встречной полосе при обгоне
Ситуация возникает, если гражданин не успевает выполнить обгон и сталкивается с едущей навстречу машиной. Обычно к подобному приводит невнимательность и неспособность здраво оценивать ситуацию на дороге. Обычный гражданин надеется на авось и начинает движение на небольшом расстоянии от встречного автомобиля. В этой ситуации виновник аварии на встречной полосе очевиден. Им признают лицо, выполнявшее обгон. Ему вменяют нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещен в следующих ситуациях:
- лицо не сможет вернуться на свою полосу, не создавая опасности для других автомобилей;
- машина, едущая впереди, объезжает препятствие или обгоняет другое транспортное средство;
- впереди едущий автомобиль подал сигнал о повороте налево.
Выезд на встречную полосу
Выезд на встречку является запрещающим маневром. Допускается он лишь в некоторых случаях. Например, встречное движение может быть на узкой или трехополосной дороге с разметкой, не имеющей знаков, запрещающих выезд на встречную полосу. Но многие инспекторы ДПС пренебрегают теми обстоятельствами, которые позволяют водителю выезжать на встречку. Как итог – водителя ждет за выезд на встречку штраф или лишение прав на 4-6 месяцев. Выезд на встречные трамвайные пути также грозит лишением прав или наложением штрафа. Повторная встречка наказывается лишением прав уже на больший срок – 12 месяцев. Крайне важно детально изучить, имел ли право водитель делать такой маневр, те обстоятельства, которые имели место быть. Вполне возможно, что удастся доказать невиновность водителя.
Что будет за выезд на встречку – штраф или лишение?
Так как мы рассматриваем наказание, когда случилось ДТП, то нарушения, зафиксированные камерами я не рассматриваю. Сотрудники ГИБДД, а, возможно, и суд, будут решать, как поступить: лишить прав или наложить штраф.
Если водитель раньше не «отличился» в серьёзных правонарушениях, а тем более, если то, что он оказался не на своей полосе не могло иметь тяжёлых последствий (например, когда на «запрещённой» части дороги ваше авто было только частично), скорее всего, будет применён штраф. Тем более, как я уже говорил, езда по участку дороги, по которому едут навстречу – не всегда выезд на него вопреки правилам, а, следовательно, можно рассчитывать на более мягкое наказание, чем по пункту 4 статьи 12.15.
Но если ранее за водителем были зафиксированы грубые нарушения правил движения, а тем более, если выезд осуществлён повторно, придётся остаться без прав.
Выезд с второстепенной дороги в условиях города или многополосного шоссе
Если выезд на главную дорогу загорожен припаркованными вдоль обочины машинами, следует выезжать на неё потихоньку, стараясь заметить все двигающиеся там автомобили. Бывает, что они едут на очень высокой скорости, прижавшись вплотную к стоящему на обочине транспорту. Также нужно поступать и, если главная дорога имеет несколько полос или сложную организацию движения.
Но и тем, кто движется по главной, стоит быть внимательными при наличии второстепенных дорог. Не следует слишком сильно разгоняться в таких местах. И нужно всегда быть готовым затормозить, чтобы пропустить вылетающего с второстепенной улицы торопыгу.
Примерно тоже самое можно отнести и к выездам из дворов, с парковок и тому подобных мест. Нередко они просматриваются очень плохо.
В качестве признаков нарушения выделяют объективные и субъективные признаки. Лишь при наличии комплекта признаков, возможно применение наказания.
Объективные признаки нарушения описаны в норме закона.
Вменяемость правонарушителя означает его способность осознавать суть своих действий и руководить ими в полной мере, на момент совершения нарушения. Невменяемость является, как правило, результатом психиатрических заболеваний и устанавливается на основании врачебного заключения.
По практике административных дел, при наличии объективных признаков нарушения, вина правонарушителя презюмируется и доказать отсутствие вины крайне затруднительно. Для освобождения от ответственности, необходимо доказать что правонарушитель действовал в условиях крайней необходимости.
Срок давности по штрафу установлен в два месяца, а по лишению прав — три месяца, исчисляемых со дня совершения нарушения.
Зачем нужна СМЭ после ДТП?
Цель назначения экспертизы — определение тяжести причиненного здоровью вреда. Это важно, так как от степени причиненного вреда здоровью в ДТП будут вытекать все последующие действия. В ходе экспертизы судмедэксперт даёт заключение о степени тяжести повреждений и об обстоятельствах их получения.
По заключению СМЭ будет определена юридическая ответственность виновного: уголовная или административная.
При причинении вреда легкой или средней тяжести водитель привлекается к административной ответственности
А при тяжком вреде, в том числе повлекшим смерть одного или нескольких потерпевших, предусмотрено уголовное преследование в рамках ст. 264 уголовного кодекса.
Кроме того, имея на руках заключение судмедэкспертизы, пострадавший или его законные представители могут претендовать на выплаты по ОСАГО и смогут обратиться в суд с гражданским правовым иском о возмещении ущерба, в том числе морального.
Основными целями проведения СМЭ являются:
- Определение степени тяжести полученных травм, которые являются последствием дорожно-транспортного происшествия;
- Определение того, какую степень трудоспособности потерял пострадавший при ДТП. На основании этого могут сделать заключение о наказании виновному и сумме ущерба, которую потребуется возместить такому лицу;
- Для установления связи между травмами, которые были получены в результате ДТП и смертью человека, особенно если смерть наступила через некоторое время после аварии.
Также одной из видов СМЭ является повторная судмедэкспертиза, которая проводится в том случае, если одна из заинтересованных сторон не согласна с заключением предыдущих анализов и исследований или имеются основания для проведения еще одной.
Проводимые процедуры исследований могут быть представлены пятью типами СМЭ:
- Первичная — основной вид экспертизы, назначенный уполномоченными лицами и проводимый впервые по отношению к данному делу;
- Дополнительная — ее назначают в том случае, если после проведения первичного исследования имеются невыясненные моменты и есть основания полагать, что дополнительное исследование даст ответы на имеющиеся вопросы;
- Повторная — назначается в том случае, если результаты первичной вызывают сомнение или есть заинтересованные лица, которые претендуют на пересмотр результатов
Виды проводимой судмедэкспертизы
На сегодняшний день можно пройти экспертизу как в государственных учреждениях, так и в частных.
Первую можно сделать исключительно в Бюро судебно-медицинской экспертизы. В ней участвуют врачи-профессионалы. Вторая же — в негосударственных учреждениях. И там, и там работают судебные медики. Разницы в их профессионализме или квалификации нет, требования абсолютно одинаковые.
удмедэкспертиза после ДТП проводится только после того, как ее назначит суд или органы следствия. Но обратиться можно будет как к государственным, так и к частным медикам, чтобы они проведи экспертизу.
Государственная экспертиза имеет свой бонус — проводится она полностью бесплатно. Но минус ее в том, что она проводится чрезвычайно долго. По идее, проводиться она должна не так уж и долго, а на деле процесс затягивается на несколько месяцев. Возникает вопрос, если судмедэкспертиза по ДТП — можно ли ускорить ее проведение, чтобы побыстрее закончить все проблемы с судами?
Различные дорожные ситуации и штрафы
Чтобы ответить на вопрос о том, какой штраф за выезд на встречную полосу придется заплатить, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Например, перемещение по дороге с односторонним движением в обратном направлении является нарушением, которое с высокой вероятностью может стать причиной аварии. За подобную ошибку водителя могут лишить прав.
В редких случаях выезд вопреки правилам признается крайней необходимостью. Судебная практика показывает, что даже при угрозе ДТП такой маневр чаще всего становится причиной штрафа или изъятия прав. Если водитель пытался избежать аварии, ему придется найти свидетелей и доказать, что он соблюдал дистанцию, а резкое торможение не могло смягчить удар. Выезд на встречную чаще всего считается необходимостью, если пешеход нарушил правила, а водитель мог сохранить ему жизнь только таким способом.
Выезд на встречку без нарушения
Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.
Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:
- отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
- несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
- присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
- узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
- дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
- объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.
Как вести себя после остановки машины автоинспектором?
Именно автоинспектор принимает решение о том, будет ли применяться за «встречку» лишение прав или штраф. Поэтому от поведения водителя зависит, какое решение будет принято сотрудником ГИБДД. Чтобы смягчить наказание, рекомендуется учитывать некоторые советы:
- общаться с автоинспектором нужно спокойно и уверенно;
- первоначально надо объяснить причины, по которым водитель вынужден был выехать на полосу встречного движения, например, если на дороге имелось препятствие или возникла другая непредвиденная ситуация;
- если же автоинспектор настаивает на лишении прав, то важно детально изучить составленный им протокол, чтобы убедиться в правильности его составления и актуальности представленной информации;
- если имеются какие-либо претензии к автоинспектору, то они непременно фиксируются в протоколе;
- дополнительно водителем делается видеосъемка и фотографии местности, где было выявлено нарушение, так как это может привести к положительному результату для гражданина;
- при необходимости нужно найти свидетелей, которые могут подтвердить, что выезд на встречную полосу был вынужденной необходимостью со стороны автовладельца.
За счет грамотного общения с автоинспектором можно избежать лишения за «встречку» водительского удостоверения.
Как поступить, если инспектор неправ?
Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:
- первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
- если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
- в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
- проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
- сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
- не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
- обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.
Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.
Какой размер штрафа за выезд на встречкую полосу?
Тип нарушения | Статья и соответствующая часть КоАП | Размер штрафа | Возможна ли скидка |
Препятствие | ст. 12.15 ч.3 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Обгон | ст. 12.15 ч.4 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Разворот | ст. 12.16 ч.2 | 1 000 – 1 500 рублей | Да |
Выезд на полосу с односторонним движением | ст. 12.16 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Выезд на полосу с реверсивным движением | ст. 12.12 ч.1 | 1 000 рублей | Да |
Появление машины на трамвайных путях | ст. 12.15 ч.3 | 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) | Да |
Возможность и допустимость движения по трамвайным путям
Водитель сможет вполне законно осуществлять движение по трамвайным путям, если будут присутствовать определенные условия.
Условие первое. Трамвайная линия должна проходить слева с учетом направления движения автомобиля. Трамвай ездит по правилам, которым должны подчиняться и другие ТС. Значит, полоса справа — это «втречка». Заезжая на эти пути, водитель нарушает правила.
Только если дорожное полотно с установленными рельсами располагается с левой стороны, у водителя авто появляется возможность заезжать на него. Конечно, если нет других ограничений.
Условие второе. Полотно с трамвайными рельсами обязано располагаться на том же уровне, что и рядом расположенная полоса, предназначенная для движения авто. Нельзя выезжать на трамвайную линию, если:
- рельсы приподняты;
- отсутствует асфальт, обрамляющий рельсы.
Условие третье. Трамвайное полотно не отделяется от основной дороги, — нет сплошной линии. Также отсутствуют знаки, что запрещают движение в зоне расположения трамвайных колей. Знаки должны были устанавливаться на предыдущем перекрестке (обозначения 5.15.1, 5.15.2).
Условие четвертое. Все полосы заняты другими автомобилями.
Условие пятое. На следующем перекрестке нужно:
- совершить разворот;
- свернуть налево.
Условие шестое. Выезжая на путь следования трамвая, автомобиль не создает помехи.