Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Горячие вопросы при подаче уточненных налоговых деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Кто считает |
Формула (п. 4 ст. 75 НК РФ) |
Компания |
Пени за первые 30 календарных дней просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки Пени начиная с 31 дня просрочки = 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки — 30 |
ИП |
Пени за первые 30 календарных дней просрочки и далее = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ x сумма недоимки x количество дней просрочки |
Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?
Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:
— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;
— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:
-
уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
-
до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Срок проведения проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
Правовая сущность корректировки
Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.
Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.
На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.
С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.
Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.
Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.
Алгоритм работы с отчетом
- Перезаполните декларации (если не уверены в их актуальности), отчет автоматически анализирует расхождения данных декларации по прибыли и налогового учета доходов
- Настройте перечень внереализационных расходов (91.01), которые не облагаются НДС (в настройках отчета)
- Если итоговая разница между выручкой НДС и Прибыли не уходит, то это может свидетельствовать об одном из двух:
- у вас есть ручная корректировка документов (проанализируйте такие документы)
- у вас есть ошибка в учете и ее надо искать
- наш отчет не умеет автоматически находить разницу, которая у вас возникла (на данный момент такие ситуации очень редкие, но гипотетически возможны). Если вы нашли ситуацию, которую наш отчет не умеет автоматически обрабатывает пришлите нам подробное описание в картинках и мы бесплатно добавим ее.
Чем грозит представление уточненной декларации
Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:
- Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
- Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).
Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Ошибка в декларации: правовые последствия
Если в налоговой декларации — ошибка, то какие правовые последствия она может повлечь?
Все зависит от характера данной ошибки. В наибольшей степени критично, если она приводит к занижению налоговой базы, к необоснованному уменьшению налога. Если данная ошибка обнаружена специалистами ФНС при налоговой проверке — на налогоплательщика могут быть наложены штрафные санкции.
Если занижения налоговой базы не происходит — то ошибка в общем случае может не привести к значительным правовым последствиям. Исключение — если ошибки в декларации однозначно не позволяют идентифицировать налогоплательщика. В этом случае документ может быть рассмотрен как не предоставленный, что также предполагает наложение штрафных санкций на налогоплательщика.
В отсутствии ошибок в декларации может быть заинтересован и сам налогоплательщик. Например, если он оформляет крупный налоговый вычет, то может недосчитаться его части — если не задекларирует все доходы корректно.
Если в декларации присутствуют ошибки, которые приводят к неприятным для налогоплательщика правовым последствиям, то ему необходимо подать в территориальное подразделение ФНС по месту прописки уточненную декларацию. То, какой налог уплачивается, принципиального значения не имеет. Механизм корректировки ошибок, в целом, одинаковый для всех типов налогов — уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами.
Изучим специфику подачи уточненного отчетного документа в ФНС.
Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ
Чтобы сохранить постоянных клиентов, многие компании в период кризиса работают себе в убыток. Отражение убытка в налоговой отчетности повышает риск получения требования по результатам проведения камеральной проверки ( п. 3 ст. 88 НК РФ ). Налоговая инспекция вправе истребовать подтверждающие документы, если в декларации организация отразила НДС к возмещению ( п. 8 ст. 88 НК РФ ). Как подготовить «безопасный» ответ на требование ФНС и избежать новых претензий со стороны налоговых органов, расскажем в этой статье.
Налог на прибыль и НДС вызывают особый интерес налоговой инспекции. В случае противоречий и несоответствий налоговый орган может потребовать от налогоплательщика пояснений.
Вы можете получить требование о представлении пояснений в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), если:
- в декларации по налогу на прибыль заявлен убыток;
- выявлены противоречия между сведениями;
- в уточненной декларации уменьшена сумма налога (относится ко всем налогам);
- в декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета;
- превышена безопасная доля вычетов по НДС.
Ответ на требование ФНС необходимо представить в течение пяти дней ( п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик вправе использовать рекомендуемую налоговой инспекцией форму ответа.
Какие расшифровки нужны для налоговой
Все вышеперечисленные перечни нужны, прежде всего, самой организации для упорядочения учетного процесса. Но они будут служить и тем материалом, который обоснует принятые в БУ и НУ решения по вопросам учета.
В частности, для целей НУ необходимо определить перечень расходов, относимых к прямым. Если организация хочет избежать образования трудно контролируемых разниц между БУ и НУ, то в состав прямых расходов для НУ она помимо прямых затрат на производство включит и расходы общепроизводственного характера (т. е. те, которые для целей БУ обязательно включаются в себестоимость). В этом случае все остальные расходы, собираемые в БУ на счетах 26 и 44, для целей НУ станут косвенными.
Налоговая инспекция при проверке обоснованности формирования данных по расходам в декларации по прибыли может запросить расшифровку деления расходов в НУ на прямые и косвенные. Для варианта, когда к прямым относят и расходы общепроизводственного характера, расшифровкой прямых расходов станут перечни статей, относящихся к счетам 20, 23, 29 и 25. А расшифровка косвенных расходов будет представлять собой перечни статей по счетам 26 и 44.
Мы предлагаем вашему вниманию вариант такой расшифровки, составленный для косвенных расходов, выделяемых в целях НУ, на основании справочника статей затрат для счета 26.
Бухгалтерские расходы выше, чем налоговые
Объяснить превышение бухгалтерских расходов в отчете о финансовых результатах (утв. приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н) над налоговыми расходами, отраженными в декларации по прибыли (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@), компания может так:
Расхождения объясняют влиянием округления на расчет показателей самой бухгалтерской отчетности
— некоторые расходы компания нормировала для целей налогообложения прибыли. В частности, она оплатила разработку рекламного ролика (п. 4 ст. 264 НК РФ), организацию совещания с партнерами (подп. 42 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ), выплатила компенсацию сотруднику за использование личного автомобиля в служебных целях (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) и пр.;
— часть расходов компания не учитывала при расчете налога на прибыль. Например, за счет чистой прибыли организация списала затраты на проведение корпоратива (письмо Минфина России от 11.09.06 № 03-03-04/2/206) и выплатила сотрудникам премию к юбилею (письма Минфина России от 24.04.13 № 03-03-06/1/14283 и от 15.03.13 № 03-03-10/7999);
— для целей налогообложения прибыли компания не формировала резервы. Во-первых, НК РФ в отличие от ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина России от 13.12.10 № 167н) не обязывает компанию это делать. Следовательно, если в налоговом учете компания не создает резервы, налоговые расходы будут заявлены заметно меньше бухгалтерских.
Во-вторых, порядок формирования резервов в налоговом и бухгалтерском учете различается. Бухгалтерский резерв создается при наличии любой сомнительной задолженности (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). А в налоговый резерв можно включить только задолженность, возникшую в связи с реализацией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Отметим, что возможны расхождения данных о прямых расходах в декларации по налогу на прибыль с показателем «Себестоимость продаж» отчета о финансовых результатах. Причина — компания утвердила различный перечень затрат, которые она учитывает при определении бухгалтерской себестоимости продукции, и расходов, списываемых для целей налогообложения прибыли как прямые. В этом случае снять претензии проверяющих можно, приложив к пояснениям копию учетной политики организации (см. образец ниже).
Заполнение декларации не совсем простое дело. А если вы не разбираетесь в тонкостях или не знаете порядок заполнения, то, скорее всего, вы допустите ошибку, из-за которой налоговая пересчитывает сумму вычета в меньшую сторону.
К примеру, достаточно часто встречается ошибка, когда в декларации отражено дорогостоящее лечение, хотя справка об оплате медуслуг подтверждает обычное лечение.
Еще одна распространенная ошибка — это указывать сумму затрат без учета лимитов налоговых вычетов. Например, по имущественному вычету за приобретение указывать полную сумму затрат, если она превышает установленный лимит.
Также налоговики могут снизить сумму вычета, если не хватает каких-либо документов (чаще всего чеков, выписок из банка, справок об оплате мед.услуг, справок о выплаченных процентах по ипотеке). При этом некоторые недостающие документы инспекторы могут запросить во время проверки. Если вы их предоставите, то налоговики не будут уменьшать сумму вычета.
Чтобы не упустить момент и вовремя отреагировать на требования инспекции, удобнее всего регулярно отслеживать статус декларации в личном кабинете на сайте ФНС.
Если после проверки налоговики снизят сумму возврата, то вы увидите сообщение, что ваш вычет подтвержден не в полном объеме.