Задержание и доставление в отдел полиции лиц совершивших правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержание и доставление в отдел полиции лиц совершивших правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В процессе работы, сотрудники полиции осуществляют наблюдение за оперативной обстановкой и выявление лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, проверку у них документов, проводят физическое задержание правонарушителей, личный досмотр, доставляют задержанных в органы внутренних дел, другие учреждения полиции. При этом неизбежно возникают ситуации, с повышенным риском возможного нападения на сотрудников полиции, попыток завладения их табельным оружием. Анализ практики свидетельствует, что ошибки, допускаемые сотрудниками при осуществлении обязанностей по охране общественного порядка, послужили причиной неоправданных потерь среди личного состава подразделений полиции, привлекаемых для несения патрульно-постовой службы. В этих условиях актуальным является вопрос обучения сотрудников полиции приемам и методам несения службы по охране общественного порядка, наработанным опытом тактическим действиям в различных условиях.

Обращение к гражданам и проверка документов

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину, и цель обращения. В случае обращения граждан патрульный (постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

В разговоре с гражданами сотрудники полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными неприязненными чувствами.

Особенности тактики наблюдения и задержания нарядами лиц, подозреваемых в совершении преступлений

Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников полиции соблюдения законности, высокой бдительности, решительности; выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке. Неверные действия по проведению задержания правонарушителя может повлечь самые негативные и непредсказуемые последствия. Чаще всего правонарушители и преступники оказывают сопротивление при их задержании сотруднику, осуществляющему одиночное пешее патрулирование. Вероятность сопротивления значительно уменьшается, если в состав патруля входят два и более сотрудника.

Наблюдение в ходе несения службы, осуществляется в целях установления признаков совершенных и подготавливаемых правонарушений, а также лиц представляющих потенциальную опасность для окружающих.

Путем наблюдения могут быть выявлены правонарушители, их намерения, связи, способы подготовки, маскировки и совершения преступлений. Наблюдение приносит положительные результаты, если сотрудник полиции знает особенности обслуживаемой территории, время, виды и места совершения правонарушений.

Внимательный сотрудник полиции после определенных тренировок овладевает навыками выявления правонарушителей, по манере поведения, внешнему виду лиц, выбирающих подходящие объекты для совершения преступлений.

Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания.

Принимая решение о задержании и доставлении гражданина в полицию, он должен четко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания.

Особенности тактики досмотра и доставления задержанных в ОВД

Перед доставлением в ОВД, лицо, подозреваемое в совершении правонарушения досматривается в целях обнаружения орудий преступления, оружия и предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью сотрудникам полиции и окружающим. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований, личный досмотр может быть осуществлен без понятых.

В зависимости от обстоятельств наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.

Сотрудник полиции, проводящий наружный досмотр задержанного, должен быть подстрахован товарищем. Страхующий, внимательно следит за ходом досмотра, находясь примерно в 5 шагах с табельным оружием, готовым к применению. Для проведения досмотра необходимо потребовать от задержанного встать лицом к стене (автомобилю, забору, дереву и т.п.) под углом и опереться руками. Широко расставить ноги и находиться как можно дальше от точки опоры, что позволит сохранять равновесие только с одновременной опорой на все конечности. Сотрудник полиции с соблюдением необходимых мер предосторожности, находясь сбоку (слева или справа), проводит досмотр методом ощупывания «сверху вниз», при этом свою ногу ставит за ногу досматриваемого, для проведения «подсечки» на случай оказания сопротивления. Поиск оружия и других опасных предметов проводится в первую очередь в традиционных местах ношения: подмышками, вокруг пояса, в местах нахождения наружных и внутренних карманов одежды. Затем осматриваются головной убор, предплечья, спина, промежности, ноги, обувь. Проверяются также все изъятые у досматриваемого предметы: сумка, портфель, находящиеся в них вещи и документы.

Существуют и другие способы досмотра: правонарушитель в положении стоя на коленях, лежа на животе руки за голову.

Запрещено правонарушителям самим доставать и предъявлять для осмотра вещи из карманов одежды.

В целях пресечения оказания сопротивления на задержанного целесообразно надеть наручники. При их отсутствии применяются подручные средства (веревка, ремень).

Тактика осмотра мест возможного укрытия преступников

Наряды полиции во время несения службы обязаны осматривать расположенные на маршрутах (постах) места возможного укрытия преступников и других правонарушителей подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и т. п.

Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя сотрудниками ОВД, а в необходимых случаях с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно-коммунального хозяйства, охрана, коменданты, представители общественности.

Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом дежурному и действует по его указанию. При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда обязан предварительно выяснить расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определить обязанности наряда, обратить их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.

Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются. Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами. Перед осмотром объекта наряд полиции обязан проверить готовность оружия к действию. При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, выходи!»

Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход.

Особенности тактики действий нарядов на месте происшествия

На месте совершения преступления наряды обязаны:

  • принять решительные меры к пресечению преступления;

  • организовать преследование и задержание преступников;

  • оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую помощь;

  • по возможности установить свидетелей (очевидцев);

  • обеспечить охрану места происшествия;

  • доложить о происшедшем дежурному и действовать в соответствии с его указаниями.

Последовательность действий зависит от характера, совершенного преступления, состава наряда и других обстоятельств. Главная их задача — лишить преступника (преступников) возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание.

К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой оставаться на месте и не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, места работы и номера телефонов; выясняет число преступников, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, и какими транспортными средствами пользовались, их номера и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.

В ситуациях, когда преследуемый вооруженный преступник, скрылся в подъезде жилого дома или каком-либо строении, нельзя безрассудно кидаться за ним вслед. Необходимо принять все меры по блокированию помещения, взять под контроль возможные выходы и немедленно запросить помощь. Поскольку обстоятельства иногда вынуждают немедленно приступить к поиску скрывающегося в помещении преступника для обеспечения безопасности сотрудникам, надлежит неукоснительно придерживаться следующих правил:

  • источник света держать в вытянутой в сторону от корпуса руке;

  • не останавливаться в проеме двери или на фоне окон;

  • не выходить сразу в центр помещения;

  • максимально использовать имеющиеся прикрытия (мебель, прилавки и т.п.);

  • оружие держать готовым к немедленному применению.

Особенности задержания и доставления в органы внутренних

260. Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.

266. Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги — нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и тому подобное. В этих случаях команда «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» не подается.

Если необходимо произвести задержание группы подозреваемых в совершении преступления, патрульный (постовой) должен связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами и запросить усиление, а также, по возможности, обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. 261. Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания.

Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в органы внутренних дел, он должен четко уяснить правомерность своих действий, оценить свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:

Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление.

Однако, здесь следует учитывать степень опасности досматриваемого лица. Если досматриваемый по своим физическим качествам не способен причинить вред сотрудникам, основное внимание необходимо сосредоточить на недопущение попыток досматриваемого избавиться от запрещенных предметов.

Проверяя документы у любого неизвестного лица, или при осмотре его автомашины, даже в отсутствии каких-либо признаков опасности нападения, охранники, тем не менее, должны во всех случаях действовать, исходя из возможности сопротивления или нападения, как со стороны проверяемого, так и со стороны других лиц, находящихся поблизости.

Поэтому, необходимо удостовериться (выяснить и провести наружный осмотр) в отсутствии у задержанных правонарушителей оружия, колюще-режущих предметов, которые также можно использовать как оружие. Проверяются также все отобранные у него предметы: сумка, портфель и другое. Проводить досмотр (личный обыск) правонарушителей охранники не имеют права.

Наряды по охране общественного порядка и безопасности. Тактика действий нарядов при выполнении оперативно-служебных задач

Основная нагрузка по непосредственной охране общественного порядка и безопасности лежит на патрульно-постовой службе (ППС). Личный состав полиции, участвующий в охране общественного порядка, организационно включается в наряды, подразделения и группы. Несение службы в населенных пунктах организуется по принципу деления территории на патрульные участки. Границы патрульного участка определяются с таким расчетом, чтобы при совершении правонарушения наряд прибыл на место происшествия в кротчайший срок 5 – 7 минут. Наряды, несущие службу на патрульном участке оперативно подчиняются дежурной части органа внутренних дел (начальнику органа внутренних дел), в границах которого расположен участок.

Наряд – наименьшая организационная структура, объединяющая сотрудников ОВД, назначенных для выполнения определённой оперативно-служебной задачи.

Состав наряда 2-3 человека. В зависимости от обстановки, по решению оперативного начальника, количественный состав наряда может быть увеличен до 10 человек.

Наряды подразделяются на оперативные и оперативно-войсковые. Оперативный наряд назначается от ОВД. Оперативно-войсковой наряд состоит из сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск.

Для руководства нарядом назначают старшего, из числа наиболее опытных сотрудников полиции, способных обеспечить руководство его деятельностью. Старшим (начальником) оперативно-войскового наряда назначается, как правило, сотрудник ОВД. Наряды могут выполнять задачи самостоятельно, т.е. действовать отдельно или являться составной частью группы (сил), выделяемой для выполнения специальных задач.

Назначение и виды нарядов патрульно-постовой службы полиции, определяются Уставом ППС полиции и другими нормативными актами МВД России.

Групповые наряды применяются при осложнении оперативной обстановки и для выполнения специальных задач.

Группа – это наименьшее тактическое подразделение, предназначенное для самостоятельного выполнения оперативно-служебных задач. Группы состоят из отдельных нарядов и могут насчитывать до 30 сотрудников.

К групповым нарядам ППС относятся патрульные группы полиции (ПГ), специализированные группы (СГ) – маневренные группы (МГ), контрольные посты полиции (КПП), контрольно-пропускные пункты (КПП) и другие виды нарядов, выработанные практикой и установленные нормативными правовыми актами МВД России. Такие наряды, как правило, объединяют несколько постов или патрулей ППС полиции, которые выполняют общие и специальные функции под единым руководством. В состав групповых нарядов включаются сотрудники подразделений ДПС ГИБДД, ОМОН, иных служб и подразделений полиции, представители таможни и других правоохранительных органов.

Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Основными видами патрульно-постовых нарядов являются пост и патруль. Данные наряды выполняют оперативно-служебные задачи, как в повседневной деятельности, так и при осложнении оперативной обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

Пост – это наряд ОВД, выставляемый в определённом месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить присутствие сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля над территорией и расположенными на ней объектами.

Пост обеспечивает охрану общественного порядка на закрепленной территории (участке местности или объекте).

Посты могут быть одиночными, парными, групповыми, наружными (вне помещений) и внутренними (в помещениях), круглосуточными и временным.

Стационарный постпредназначен для обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в местах с массовым пребыванием граждан, местах наиболее часто подверженным криминогенным проявлениям, а также в жилых микрорайонах и территориях, отдаленных от расположения органов внутренних дел.

Для поста определяются его центр и границы. Центр поста – это место, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ поста от центра поста не должно превышать 300 м.

Для охраны общественного порядка в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции, могут выставляться круглосуточные посты полиции. Для несения ими службы устанавливаются специальные павильоны полиции, обозначенные надписью «Пост полиции», оснащённые телефонной и радиосвязью, средствами видеонаблюдения, проблесковым маячком, ревуном, электрокамином, мебелью и служебной документацией.

Патруль– это подвижный наряд, состоящий из двух и более сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД России (патрульных) и выполняющий задачу по охране общественного порядка на маршруте патрулирования и прилегающей к нему территории. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

  1. Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  2. Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  3. Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  4. Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  5. Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Что необходимо знать о задержании

1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что ему разъяснены права подозреваемого.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

4. После задержания, подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. Продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

5. Момент фактического задержания — момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

6. Защитник учавствует с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев предусмотренных уголовно-процессуальным законом (несовершеннолетие или недееспособность подозреваемого, не владение языком и пр.).

7. Подозреваемый, подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

  • не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  • отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • задержание было произведено незаконно (отсутствовали основания для задержания).

В каких случаях задерживают на 3 часа?

Рассмотрим, в каких случаях возможно задержание на 3 часа. Основная причина — выяснение личности. Это значит, что гражданин вызвал подозрения у полицейских, но документов у него при себе не оказалось. В таком случае правоохранители могут доставить его в отдел.

Если за это время выяснится, что гражданин значится в розыске, проходит подозреваемым в преступлении и т.д., время задержания в полиции увеличится. Кроме того, на три часа могут задержать лицо, которое находилось в пьяном виде в общественном месте.

Спустя три часа задержанного должны отпустить, если:

  • подозрения не подтвердились;
  • нет оснований для заключения под стражу;
  • при задержании были нарушены требования закона.

Помните, что при превышении времени задержания в полиции без оснований вы вправе требовать немедленного освобождения.

О ходе и результате допроса составляется соответствующий протокол, который подписывается в конце следователем и допрашиваемым. Задержанный ставит свою подпись на каждой странице.

Если допрашиваемый гражданин отказывается подписывать протокол допроса, в документ проставляется соответствующая запись, которая подтверждается подписями следователя, защитника и другими участниками процедуры. Лицо, отказавшееся ставить в протоколе подпись, может указать причины этого, которые также подлежат обязательному фиксированию. Запись в протоколе делается и тогда, когда задержанный не может подписать документ в силу физических недостатков или по состоянию здоровья.

Читайте также:  Инструкция по охране труда для вулканизаторщика

К протоколу допроса должны прилагаться аудио/видео материалы, если в момент допроса проводилась съемка, запись. А также прикреплено заявление подозреваемого лица о проведении таких процедур. В самом протоколе обязана содержаться информация о технических средствах, с помощью которых были произведены аудио/видео съемки.

Помимо этого, в ходе допроса подозреваемый может чертить схемы, рисунки, диаграммы, они также должны быть приобщены к делу, а и об их наличии в протоколе делается пометка.

Протокол составляется от первого лица, если есть возможность, то слово в слово. При этом вопросы и ответы должны быть записаны в той очередности, в которой они были заданы (получены). В данный документ вписываются и те вопросы, которые были оглашены, но по какой-либо причине были отклонены следователем, или те, на которые сам подозреваемый не стал отвечать. При их фиксировании должны проставляться отметки о том, каковы были мотивы отвода или отказа.

Комментарий к ст. 27.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 27.2 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление.

1. Доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Доставление осуществляется применительно к физическим лицам, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 комментируемой статьи, — в отношении судна и других орудий совершения административного правонарушения.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления физических лиц обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. В то же время в случае применения после доставления задержания необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В части 1 комментируемой статьи определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:

— должностные лица органов внутренних дел (полиции);

— военнослужащие и сотрудники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;

— военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации;

— должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

— должностные лица военной автомобильной инспекции;

— должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

— должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации;

— должностные лица таможенных органов;

— военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

— должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

— должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

— должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Ведомственными актами может быть установлен исчерпывающий детализированный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении по конкретным составам административных правонарушений при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения. Так, в соответствии с Приказом Росрыболовства от 12.04.2010 N 326 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» доставление физических лиц для составления протокола по статьям 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ вправе осуществлять следующие должностные лица:

1) в центральном аппарате Росрыболовства: руководитель и заместители руководителя Росрыболовства;

— начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции;

2) в территориальных органах Росрыболовства:

— руководители и заместители руководителей территориальных органов Росрыболовства;

— начальники отделов территориальных органов Росрыболовства и их заместители, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора, а также другие должностные лица территориальных органов Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.

Следует учитывать, что перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном прав��нарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия патрульный (постовой) обязан:

– предупредить правонарушителей о намерении их использовать, предоставив при этом им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

– доложить рапортом начальнику горрайлиноргана и командиру строевого подразделения о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

– уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

– осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

– проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

В ходе патрулирования территории предприятия ГБР, при встрече с неизвестными, подозрительными лицами должна проверить у них документы (пропуска), дающие основания этим лицам находится на территории охраняемого объекта. У злоумышленников подобные встречи вызывают вполне предсказуемую реакцию — желание скрыться, что чаще всего они и пытаются сделать. Поэтому охранникам, вступающим в контакт с предполагаемыми злоумышленниками, желательно «усыпить» их готовность к побегу и получить, «для начала», от них какие-либо документы. А вот после получения документов от неизвестных лиц, наступает время задавать все интересующие охрану вопросы, благо желание у неизвестных лиц бежать без документов, как правило, пропадает. В отдельных случаях интересующие охрану вопросы лучше задавать только после доставления задержанных в дежурную часть охраны, опять же под любым благовидным предлогом, дабы не осложнять ситуацию на месте встречи.

Проверяя документы у любого неизвестного лица, или при осмотре его автомашины, даже в отсутствии каких-либо признаков опасности нападения, охранники, тем не менее, должны во всех случаях действовать, исходя из возможности сопротивления или нападения, как со стороны проверяемого, так и со стороны других лиц, находящихся поблизости. Поэтому вся ГБР должна принимать участие в проверке документов и осмотре автомобиля. Причем охранникам, при осмотре автомашины и документов у неизвестного лица не рекомендуется разделяться (один из них осуществляет проверку, а другой страхует). Необходимо при этом располагаться таким образом, чтобы не перекрывать сектор обстрела своему напарнику. В ходе проверки следует также избегать чрезмерного приближения к проверяемым лицам, стараясь оставаться вне пределов досягаемости для их нападения, нельзя поворачиваться к ним спиной.

Если правонарушители пытаются скрыться, то при одновременном преследовании нескольких правонарушителей, охранники ГБР не должны разделяться по одному. Безопаснее вдвоем преследовать одного из двух убегающих правонарушителей, чем пытаться остановить обоих по одиночке. Преследуемый правонарушитель может оказаться сильнее охранника или быть лучше вооруженным. Задерживать в первую очередь необходимо правонарушителя, убегающего с материальными ценностями (вещественными доказательствами).

При преследовании, охранники не должны бежать один за другим (чтобы не споткнуться в случае падения бегущего впереди). Между ними должен сохраняться широкий интервал, с тем, чтобы охранник, находящийся впереди, при необходимости применения оружия не оказался на линии огня. Следующий сзади охранник, страхуя находящегося впереди напарника, должен находиться в стороне от него, на одном из флангов.

Непосредственно задержание лучше проводить наиболее физически подготовленным сотрудником, который сможет сразу подавить сопротивление задержанного правонарушителя. Остальные охранники обязаны его страховать и быть готовыми оказать необходимую помощь. Особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у задержанных правонарушителей огнестрельного или холодного оружия. При доставке в дежурную часть охраны наличие у задержанных огнестрельного или холодного оружия представляет прямую угрозу для жизни и здоровья охранников. Поэтому, необходимо удостовериться (выяснить и провести наружный осмотр) в отсутствии у задержанных правонарушителей оружия, колюще-режущих предметов, которые также можно использовать как оружие. Проверяются также все отобранные у него предметы: сумка, портфель и другое. Проводить досмотр (личный обыск) правонарушителей охранники не имеют права.

Читайте также:  Как уехать в Канаду: 14 способов в 2022 году

При необходимости, в соответствии со ст.17 Закона от 11.03.92 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее «Закона о ЧОД»), на правонарушителей могут быть надеты наручники. Руки задержанных, при надевании наручников, должны находиться за спиной. Известно немало случаев, когда задержанные правонарушители нападали на охранников, и скрывались с наручниками, надетыми на руки спереди. Такой способ применяется в виде исключения (обязательно с использованием брючного ремня), например, если задержанный из-за травмы не может заложить руки за спину. Поэтому, наручники лучше надевать на руки сзади, продев их дополнительно через брючный ре­мень (в этом случае ремень ме­шает любому движению рук). Исключением являются наручники с широ­кой, не проворачивающейся цен­тральной частью. Их можно не продевать сзади через ремень. Использование подручных средств (пластико­вых лент, верёвок, ремней и т.д.) предполагает крес­тообразное расположение ладоней сзади (одна направлена к туловищу, а другая наоборот).

В процессе надевания наруч­ников все вни­мание охранников до­лжно быть сосредоточено на задер­жанных, так как правонарушители понимают, что шансы их побега уменьшаются, и в этот момент они могут совершать нападение или побег.

Если имеется достаточное количество наручников, то их необходимо надеть каждому задержанному. В тех случаях, когда у охранников ГБР имеются только две пары наручников, а задержанных, например, трое, то можно надеть их всем трем правонарушителям, при этом надевать наручники следует на одноименные руки, т.е. правую руку пристегнуть к правой руке, левую к левой. Такое положение рук снижает физические возможности задержанных к нападению и оказанию сопротивления охранникам. При попытке побега они оказываются в неудобн��м положении, и снижается скорость их передвижения. Если передача задержанных сотрудникам ОВД затягивается, то через каждые два часа наручники следует снимать на 5-10 минут, а затем вновь надевать. В целях личной безопасности охранников, перед снятием наручников необходимо повторно провести наружный осмотр задержанных нарушителей.

Если по каким-либо причинам у охранников не оказалось наручников, сковать движения нарушителей можно любыми подручными средствами (брючным ремнем, веревкой, скотчем и т.д.), при наличии верхней одежды можно также расстегнуть ее и приспустить на руки, чтобы ограничить движение рук (в порядке крайней меры, можно расстегнуть и брюки).

Даже после задержания правонарушителей охранникам нельзя расслабляться. Во время доставления их в дежурную часть охраны или ОВД следует внимательно наблюдать за ними, с тем, чтобы вовремя пресечь попытку избавления от компрометирующих предметов или документов. Как правило, их пытаются уничтожить, выбросить, спрятать под чехлы сидений или коврики на полу автомобиля и т.п. Доставление правонарушителей в дежурную часть охраны или органы внутренних дел осуществляется на автомашине, в сопровождении охранников.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Доставление – это принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение (ст.27.2. КоАП РФ). О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3. КоАП РФ). Какие именно случаи считаются «исключительными», закон не разъясняет. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5. КоАП РФ). В исключительных случаях могут быть установлены иные сроки административного задержания. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ст.27.5. КоАП РФ). Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ст.27.4. КоАП РФ). Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ст.27.3. КоАП РФ). О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ст.27.7. КоАП РФ). Досмотр вещей, находящихся при гражданине (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях (при наличии достаточных оснований полагать, что при гражданине находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц) личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых. О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если в милиции имеется ориентировка с указанием примет лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, или находившихся при нем вещей и предметов и эти приметы сходны с приметами гражданина или имеющимися у него вещами и предметами, то действия сотрудника милиции по проверке документов у данного гражданина и досмотру его личных вещей (при условии составления протокола досмотра и т.п.) следует считать правомерными. А если при гражданине не оказалось документов, то правомерно и его задержание. Вред, причиненный незаконным применением этих мер, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном ст.ст. 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ. Если гражданин считает, что действия милиционера привели к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, то он вправе обжаловать эти действия вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *