Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
Функционирования мест захоронения
Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.
Комментарии к ст. 87 ЗК РФ
1. Несмотря на то что земли разного назначения и правового режима включены ЗК РФ в одну категорию, определенную данной главой, все земли этой категории имеют некоторые общие юридически значимые особенности. Данные земли являются прежде всего территорией, базой размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений. Они являются основным ресурсом производства или научных исследований, либо служат размещению транспортных систем, либо являются территорией обеспечения особых функций государства.
Настоящей статьей установлены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установленных ст. 7 ЗК РФ. При этом как данная статья, так и иные статьи комментируемой главы исходят из того, что земли должны принадлежать одной категории, с тем чтобы избежать пересечения правового режима использования земель разных категорий, когда одни нормативные требования накладываются на требования, установленные для земельных участков иного целевого назначения, создавая противоречие. Так, данной статьей определено, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне границ населенного пункта. Это означает, что на земельные участки, занятые промышленными, энергетическими и иными объектами, которые бы вне населенного пункта создавали предпосылки для отнесения земель под ними к категории, установленной гл. XVI ЗК РФ, статьи данной главы не распространяются. Напротив, на такие земли распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель населенных пунктов как отдельной категории.
2. Назначение земель рассматриваемой категории накладывает особый отпечаток на правовые условия реализации правомочий на земельные участки. При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы. Кроме того, утверждение данного положения объясняется необходимостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Разумеется, нормы об обороте земельных участков как недвижимых вещей дают возможность приобрести дополнительные земельные участки путем совершения сделки. Но установленная возможность заранее обеспечить территории для запланированного развития предприятия или размещения оборонных объектов также немаловажна для принятия государственно значимых решений.
Каждый из видов использования, приведенных комментируемой статьей и указанных в перечне п. 2 статьи, не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования. К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. Перечень видов использования земель указанной категории является открытым.
Данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с установленными границами земельных участков.
3. Согласно п. 3 данной статьи в состав земель данной категории входят охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Однако заметим, что включение охранных зон в состав земель промышленности и иного специального назначения вызывает затруднения. Прежде всего это связано с тем, что создание охранной зоны не требует формирования специального земельного участка. Если же охранная зона оказывается в границах земельного участка иной категории (лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и др.), объявить такую зону принадлежащей к землям промышленности и иного специального назначения не представляется возможным.
Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы.
Общее назначение охранных зон — защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер.
Уст��новление зоны и контроль за соблюдением ее режима — действия, относящиеся, в зависимости от компетенции, к полномочиям органов государственной власти или органов местного самоуправления. На пользователей земельных участков возлагаются обязанности по соблюдению режима зоны.
Требования по установлению охранных зон закреплены Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами. Так, конкретные цели установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) определяются исходя из нескольких нормативных актов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 июня 2003 г. предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Кроме того, СЗЗ отделяют территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
СЗЗ устанавливаются в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств, объектов. Размер ее, организация и благоустройство определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, которые учитывают размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Установление режима охранной зоны распространяется на населенные пункты, территории, где установлены особые условия для обеспечения охраны рекреационных, курортных и им подобных зон. С точки зрения земельно-правового регулирования это означает, что режим охранной зоны наиболее часто пересекается с режимом земель населенных пунктов или земель особо охраняемых территорий и объектов (гл. XV, XVI ЗК РФ).
Осуществление градостроительства, возведение предприятия и застройка рядом с предприятием тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранной зоны.
Те реформы, которые проходят в России, практически не коснулись сущности и назначения охранных зон, включая СЗЗ, но задали много вопросов относительно порядка их установления и соблюдения режима. Видимо, правовое положение охранных зон нуждается в осмыслении дополнительно.
Наиболее важными оказываются проблемы:
распределения и обеспечения прав и обязанностей при соблюдении режима зоны между владельцем предприятия и владельцем земельного участка, на котором зона установлена;
закрепления и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области регулирования и управления СЗЗ.
Правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела
Федеральный закон N 8-ФЗ использует понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», но не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации.
Указывается, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления (ст. 25, 29). Цель ее деятельности — осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12). Это позволяет заключить, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, и сама специализированная служба не является органом местного самоуправления.
Это означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
В то же время к ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесена такая функция, как принятие решений о погребении умерших на общественных кладбищах (ст. 18), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (ст. 7), в том числе, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 7, предоставление места для захоронения. Как указывалось выше, нередко суды и антимонопольные органы признают предоставление мест под захоронение и иные сопряженные с этим функции (регистрация захоронений и т.д.) властными полномочиями.
В результате возникает коллизия, в решении которой правоприменительная практика не отличается единообразием.
Согласно одному подходу, такие функции, как предоставление мест под захоронение и регистрация захоронений, являясь властными полномочиями, могут быть возложены на специализированную службу по вопросам похоронного дела только в случае, если такая служба не подпадает под признаки хозяйствующего субъекта (т.е. не является коммерческой или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход). Следовательно, специализированная служба по вопросам похоронного дела не может быть ни муниципальным унитарным предприятием , ни муниципальным автономным учреждением . Получается, что в качестве муниципальной организации специализированная служба может быть создана только в форме муниципального бюджетного учреждения, и то не наделенного правом осуществлять приносящую доход деятельность. Такими учреждениями являются, в частности, органы местного самоуправления, поэтому порой предлагается возлагать указанные функции непосредственно на органы местного самоуправления и их подразделения (департамент городского хозяйства и др.) . Но создание специализированных служб в виде бюджетных учреждений, во-первых, ставит муниципальные образования в невыгодное положение, делая такие службы заведомо нерентабельными, и, во-вторых, создает правовые противоречия: тем самым исключается оказание такими специализированными службами иных ритуальных услуг помимо узкого перечня установленных законом бесплатных услуг, в то время как из вышеприведенных положений Федерального закона N 8-ФЗ следует, что специализированные службы вправе оказывать любые, а не только бесплатные ритуальные услуги. Что же касается предложений по возложению функций специализированных служб непосредственно на органы местного самоуправления, то при этом не учитывается, что согласно Федеральному закону N 8-ФЗ специализированная служба не относится к органам местного самоуправления, а создается ими.
Понятие и структура земель населенных пунктов
Понятие земель населенных пунктов. Правовой режим земель населенных пунктов определяется в земельном законодательстве, которое устанавливает общие принципы регулирования использования данной категории земель. Эти нормы получают развитие в градостроительном законодательстве. В нем отражены особенности регулирования отношений, складывающихся по поводу использования земель населенных пунктов, создания и эксплуатации объектов недвижимости (зданий, строений и сооружений) на них.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Главным критерием, с помощью которого определяются эти земли, является установление границы населенного пункта. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В каких случаях делается перезахоронение
Процедура повторного захоронения останков умершего гражданина, как правило, является более затратным процессом для родственников, но в ряде случаев данная услуга необходима.
Рассмотрим более подробно, при каких обстоятельствах осуществляется перезахоронение тела покойного:
- После похорон было найдено документальное подтверждение волеизъявления умершего гражданина.
- Для расследуемого следственного дела требуется получить доступ к останкам умершего лица.
- Было найдено массовое захоронение тел, погибших граждан при Великой Отечественной Войне.
- Было обнаружено неизвестное захоронение солдат, что требует проведения процедуры перезахоронения.
- Земля, предназначенная для кладбища, в ближайшее время будет использоваться для иных государственных нужд.
- Погребение покойного гражданина не соответствует его вероисповеданию, и требует перезахоронения на другом кладбище соответствующей религии.
Стоит отметить важный момент, что выделение (предоставление) участков под захоронения и регистрация захоронений не названы Федеральным законом № 8 – ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, что позволяет предположить, что данные функции не рассматриваются им как властные полномочия. А исходя из положений ч. 2 ст. 7, ч. 1 и 3 ст. 18 Федерального закона № 8 – ФЗ следует, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела (а именно, создаваемая органами местного самоуправления организация) правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ (в свою очередь, специализированная служба, не орган местного самоуправления, а создаваемая им организация). Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 5 ст.
Нормы проектирования кладбища
Установленные нормы ширины ворот на кладбище и калитки – не менее 6,9 м и не менее 1,2 м соответственно.
Обязательно необходимо оборудовать у входа площадку, где будут собираться люди, приехавшие на траурную церемонию. Если к кладбищу ходит городской транспорт, то проектом должна быть предусмотрен остановочный павильон с навесом.
Норма высоты ограды для территории кладбищ – не ниже 2 метров. Если оно расположено в лесопарковой защитной полосе, то допускается деревянная ограда либо живая изгородь из кустов и деревьев, но тогда еще должен быть ров около 60-80 см шириной.
Вне зависимости от типа кладбищ, места захоронения по площади должны занимать 65-75 % от всей территории объекта, не менее.
Вокруг кладбища прокладывается объездная дорога, вдоль которой располагаются объекты хозяйственного назначения, а именно – туалеты, места для сбора мусора, поливочный водопровод. По всему внутреннему периметру может быть сделана еще и зеленая полоса не менее 6 м шириной, как часть санитарно защитной зоны.
Захоронение некремированных останков вне зависимости от типа кладбищ допускается осуществлять:
- в землю (в гробах или без них);
- в склепах либо в герметично закрытых саркофагах, установленных в стеновых нишах;
- в герметично закрытых саркофагах (установленных по отдельности, пристроенных, встроенных в склепах или иных сооружениях мемориального назначения).
В проекте любого кладбища должны быть участки для захоронения урн с прахом, оставшимся после кремации, либо для захоронения праха без урн. Это правило действует для любых кладбищ, кроме вероисповедательных. Форма собственности значения не имеет, как и то, является ли объект общественным, воинским либо каким-то ещё.
Разрешены следующие варианты захоронения урн с прахом:
- в земле;
- в стенах колумбариев (они могут быть отдельно стоящими, либо являться частью зданий), в мемориальных строениях, в стенах, ограждающих территорию кладбища, и подворных стенах;
- в прочих урнохранилищах, предусмотренных проектом кладбища.
Статус участка — что это значит, особенности использования
Полный объем данных относительно всех критериев землепользования заносится в Единый Государственный реестр.
Важно выяснить особенности и различия временного и постоянного статуса площадей, а именно:
- Весь объем первоначальных данных является предварительной базой для постановки на учет, то есть носит временный характер.
- На основании первичных сведений законодательно запрещено оформлять и утверждать какой-либо объем процедур юридического характера.
- Договор аренды, продажи и покупки, наследование и дарение не представляется возможным в правовом поле.
- Замена временных данных на постоянные. После осуществления государственной регистрации соответствующих прав собственности на определенный участок.
Отсутствие постоянной регистрации земли на протяжении 24 месяцев приводит к серьезным юридическим последствиям. Они автоматически полностью снимаются с государственного учета. Впоследствии данные территории пропустивший владелец уже не имеет возможности оформить в качестве недвижимого имущества.
Аренда территорий лесного фонда для рекреации
Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.
Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.
Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.
Понятие земель рекреационного назначения
Определение термина можно найти в п. 1 ст. 98 ЗК РФ. Законодатель указывает, что земли в составе рекреационных зон — это участки, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Не любой участок пригоден для указанных целей, хотя каждая территория обладает ресурсами, которые можно использовать для удовлетворения потребностей населения. Лишь земли населенных пунктов, имеющие рекреационный потенциал, целесообразно приспосабливать для отдыха и оздоровления.
Потенциал оценивается исходя из природных, экологических, санаторно-курортных (бальнеологических, грязевых) и культурно-исторических предпосылок. Они создают необходимые условия и климат для восстановления хорошего самочувствия и работоспособности людей, уставших от городской суеты.
Рекреация земельного участка — это имеющиеся и создаваемые благоприятные характеристики территории для восстановления здоровья человека.
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
- возводить жилые строения;
- организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
- производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
- заниматься браконьерством;
- использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
- устраивать свалки.
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.
Смена юридического статуса аграрных земель
Изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель допускается в ряде случаев, отмеченных законодательством:
- консервация аграрных угодий;
- разрешение от властей на создание особо охраняемых территорий;
- отнесение местности к природоохранному, рекреационному или историко-культурному земельному фонду;
- изменение границ населенных пунктов или установление новых поселений;
- размещение объектов промышленности (возможно только в том случае, если кадастровая стоимость земель не превышает средние показатели по соответствующей административно-территориальной единице);
- передача угодий в состав лесного или водного фонда в связи с непригодностью грунтов для дальнейшего аграрного производства;
- строительство дорог, железнодорожного сообщения;
- установка линий связи, электропередач, трубопроводов и прочих линейных объектов;
- осуществление обязательных мер, связанных с выполнением международных договоров или обеспечением обороны страны;
- промысел ценных ресурсов при наличии одобренного проекта рекультивации земельных угодий;
- размещение объектов социально-экономического и жилищно-бытового назначения при невозможности иного варианта их рассредоточения.
К какой категории земель относятся кладбища
ЗК часть земель, относящихся к категории земель историко-культурного назначения, ограничена в обороте, а именно земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, а также объектами археологического наследия.
При этом отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется Указом Президента РФ в соответствии с п. N 1487 (в ред. от 25 февраля 2003 г.) 1.>
———————————> Применяя данные критерии (орган, решение которого послужило основанием для создания кладбища, и уровень бюджетного финансирования деятельности по созданию и эксплуатации кладбища и т.п.), необходимые для определения формы собственности (федеральная собственность, собственность субъекта РФ или муниципальная собственность) на объекты, находящиеся на соответствующих земельных участках, многие остальные кладбища, расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами, находящимися в собственности субъектов РФ либо в муниципальной собственности.