Должностная инструкция телеоператора-постановщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция телеоператора-постановщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Операторская группа может быть довольно большой. За камерой сидит камермен. Он непосредственно панорамирует, глядя либо в окуляр, либо в накамерный монитор. Рядом с ним фокус-пуллер — человек, который наводит резкость. Это высокооплачиваемая профессия, потому что здесь не обойтись без ручной работы. Невозможно объяснить компьютеру, в какой момент перевести фокус с одного актера на другого. Работоспособность съемочной техники обеспечивает механик камеры, или видеоинженер.

Телеоператор-постановщик:

2.1. Осуществляет творческий производственный процесс подготовки и создания сложных постановочных телевизионных программ, реализуя средствами операторского искусства воплощение авторского и режиссерского замыслов.

2.2. Обеспечивает высокий художественный уровень и изобразительные решения телевизионных программ и видеофильмов различных жанров, а также техническое качество изображения.

2.3. Участвует в разработке режиссерских сценариев (экспликаций), проектов календарно постановочных планов создания программ.

2.4. Утверждает совместно с режиссером и художником-постановщиком эскизы художественно-декоративного оформления, планировки, архитектурные и конструкторские разработки декораций.

2.5. Проводит съемку телевизионных проб артистов и участников программ, а также специальные пробы света, грима, костюмов персонажей, участвует в предварительных просмотрах спектаклей, концертов, зрелищ для проведения трансляций.

2.6. Осматривает и выбирает объекты для внестудийных съемок.

2.7. Руководит операторской группой, ведущей телевизионную съемку, организует ее работу.

2.8. Определяет места для расстановки телевизионных камер и необходимость применения других технических средств.

2.9. Разрабатывает световую и цветовую партитуру.

2.10. Руководит установкой специального освещения, контролирует работу осветителей, качество эффектов, светового и цветового изображения.

2.11. Участвует в отборе дублей, монтаже и сдаче готовых программ.

2.12. Контролирует качество отснятого материала.

2.13. Определяет и составляет заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира.

2.14. Принимает меры по совершенствованию технологии съемочного процесса и предупреждению операторского брака.

2.15. [Вписать нужное].

II. Должностные обязанности

В обязанности телеоператора входит:

1. Осуществление видеосъемки в павильоне, с выполнением при необходимости функции оператора-постановщика:

— Съемка авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ в прямом эфире и для записи с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями

— Контроль качества записи во время съемки

— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, накамерного освещения)

— Съемки проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

2. Выезд на съемки вместе с журналистом:

— Проведение съемки авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ на выезде с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями

— Контроль качества записи во время съемок

— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, переносного освещения)

— Выполнение указаний журналиста в ходе совместной работы

— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

3. Организация производства телепрограмм и иных визуальных произведений:

— Составление заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира

— Совершенствование технологий съемочного процесса и предупреждения операторского брака

— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной съемочной и осветительной аппаратуры

— Отбор дублей

— Сдача готовых программ совместно с коллегами

4. Обеспечение качественной записи звука при производстве программ:

— Составление заявки на необходимое радиотехническое оборудование для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира

— Совершенствование технологий звукозаписи и предупреждения брака

— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной аппаратуры

— Запись или обработка звука

— Контроль технического качества фонограммы

— Обеспечение сбалансированности различных звуков

— Контроль (микширование) уровня звука в соответствии с экспликацией звукорежиссера

5. Осуществление производственного процесса подготовки и создания постановочных программ с помощью операторской техники:

— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

— Использование технических средств для достижения необходимых художественных эффектов

— Использование технических средств для донесения до зрителя основной мысли режиссера и общей атмосферы сюжета

— Разработка режиссерских сценариев (экспликаций) совместно с коллегами

— Разработка проектов календарно-постановочных планов создания программ совместно с коллегами

— Использование возможностей современной аппаратуры (камеры, средств освещения)

Правообладатели в кинопроизводстве

Автор результата интеллектуальной деятельности – гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 статьи 1228 ГК РФ).
Помимо авторов, правообладателями могут быть юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства).

К числу таких юридических лиц – правообладателей – относится и работодатель, если аудиовизуальные произведения создаются в рамках трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами о служебных произведениях. По общему правилу, исключительное право в данном случае будет принадлежать работодателю (статьи 1295, 1370 ГК РФ).

Читайте также:  Сделки с недвижимостью: расписка в получении денег

Также, правообладателями могут быть наследники и иные правопреемники.
Если аудиовизуальные произведения создавались по заказу публично-правовых образований, то в данном случае они будут выступать в качестве правообладателей.

Есть возможность осуществления коллективного управления правами специальными организациями. Например, права на музыкальные произведения могут быть переданы для управления РАО («Российскому авторскому обществу»), существуют также ВОИС «Всероссийская организация интеллектуальной собственности», РФА «Российская фотографическая ассоциация»), РСП («Российский Союз Правообладателей»), РОУПИ «Российское общество по управлению правами исполнителей»).

Поимо этого субъектами интеллектуальных прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов, к которым относятся и аудиовизуальные произведения. Речь здесь идет о продюсере фильма. Такое лицо приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями прав на различные результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав сложного объекта (статья 1240 ГК РФ).

Полная съемочная группа полнометражного фильма

Структура съёмочной технической группы бывает разной в зависимости от фильма, его бюджета и требований сценария. Ниже приведены две наиболее типичные комбинации состава съёмочной группы.

Камера: Освещение: Звук:
Оператор-постановщик Гаффер Звукооператор
Оператор Помощник Гаффера Оператор микрофона
Фокусник/Перезарядка камеры Бригада осветителей
Хлопушка Старший рабочий-постановщик (Старший грипп)
Оператор «Долли» Бригада Дольщиков

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Возникает ли у режиссера-постановщика авторское право на постановку?

В современном театре режиссер-постановщик является творцом, художником, идеологом, организатором, педагогом, помогающим актеру в создании сценического образа, а также создателем, объединяющим творческой волей на содержательном и художественном уровне все компоненты сценического действия: пьесу, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение. В то же время в части четвертой ГК РФ не содержится упоминания об авторском праве режиссера-постановщика на его постановку. При этом законодатель относит режиссера-постановщика к исполнителям и признает за ним смежное право на постановку (пп. 1 п. 1 ст. 1304, ст. 1313 ГК РФ).

Внимание! Если для возникновения авторского право достаточно зафиксировать произведение на каком-либо носителе (в том числе на бумаге) либо просто выразить его устно, то смежное право на исполнение возникает только тогда, когда это исполнение (режиссерская постановка) выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Если предположить, что у режиссера-постановщика возникает только смежное право на его постановку, то следует согласиться с тем, что режиссер — простой исполнитель и что он ведом автором произведения, легшего в основу спектакля.

Гражданский кодекс не использует термин «театральная постановка», в нем содержится иной термин — «театрально-зрелищное представление». Это понятие собирательное, что косвенно подтверждается ст. 1313 ГК РФ: из ее контекста ясно, что под театрально-зрелищным представлением подразумеваются театральные, цирковые, кукольные, эстрадные и иные подобные представления. Кроме того, в Гражданском кодексе уравниваются театрально-зрелищные представления и спектакли. Итак, театральная постановка — одна из разновидностей театрально-зрелищного представления.

Исходя из этого, театральная постановка является сложносоставным произведением (по терминологии Гражданского кодекса — сложным объектом): она состоит из нескольких (двух и более) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского и смежного права). Правовой режим сложного объекта регулируется ст. 1240 ГК РФ.

В примере спектакль включает следующие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности:

  • сценарное произведение;
  • музыкальное произведение;
  • хореографическое произведение;
  • фонограмму.

С точки зрения ст. 1240 ГК РФ театр выступает лицом, организовавшим создание сложного объекта.

Примечание. В Постановлении N 5/29 (п. 19.1) разъяснено, кто подразумевается под организатором создания сложного объекта: это лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Например, это театральный продюсер. Добавим сюда также спонсора, заказавшего и оплатившего создание произведения.

Статья 1240 ГК РФ содержит ряд норм, облегчающих создание и использование сложного объекта. Так, приобретение прав на составные результаты интеллектуальной деятельности происходит на основании договоров с правообладателями, причем если произведение было создано специально для объекта (в нашем случае — театрально-зрелищного представления), то соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если стороны прямо не прописали иное. Это означает, что, если, к примеру, театральный продюсер, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо, для осуществления своего проекта привлек авторов, заключил с ними договоры на создание произведений (либретто, сценария, музыки, оформления, хореографии и т.д.) для включения в этот проект и не упомянул в этих договорах о передаче прав, исключительные права на их использование окажутся у продюсера.

Читайте также:  Статья 4. Нормы бесплатного предоставления земельных участков

А как насчет съемки в музеях, театрах и кино?

Закона, запрещающего фотографировать на выставках, в музеях и театрах, нет. Правда, фото- и видеофиксация в таких случаях должны производиться исключительно в целях личного потребления и без вспышки, чтобы не мешать артистам и другим зрителям или посетителям и не наносить вред предметам искусства.

Аналогичные правила действуют в кинотеатрах. Вести съемку там можно, но лишь для личного использования. И объектом съемки не должен быть только фильм, который транслируется на экране.

В противном случае будет иметь место нарушение авторских и смежных прав создателей фильма. А за это уже предусмотрена административная ответственность – гражданину придется уплатить штраф в размере от 1500 до 2000 руб., к тому же будут конфискованы контрафактные экземпляры произведений, оборудование, используемое для их воспроизведения, и другие орудия совершения правонарушения (ст. 7.12 КоАП РФ). Попросту говоря, материалы съемки сотрут, фото- или видеокамеру изымут, да еще и рублем накажут.

Как снимать должностных лиц

По закону вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.

Снимать полицейского, который проверяет у вас документы на улице, можно. Ст. 8 закона «О полиции» прямо говорит, что деятельность полиции должна быть открытой для общества. Но бывают случаи, когда съемка полицейского даже во время работы запрещена. Например, если проводится спецоперация. Тогда даже обычные действия вроде проверки документов или досмотра не должны попасть в кадр, и это законное ограничение.

Запрет на видеосъемку должен быть обоснованным: если полицейский говорит, что снимать нельзя, он должен объяснить причину и сослаться на конкретный документ. Его личное нежелание попасть в кадр не считается. Отсутствие в регламенте для сотрудников ГИБДД условия о видеосъемке — это тоже не ограничение для водителей.

Есть указ президента, который устанавливает, что деятельность государственных органов должна основываться на принципах информационной открытости. Этим указом разрешен контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц.

По ст. 3 закона «О противодействии коррупции», деятельность государственных служб должна быть прозрачной и открытой, а должностное лицо, которое препятствует видеосъемке, могут привлечь к административной ответственности.

Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения.

Если вас остановили сотрудники ГИБДД на дороге, вы можете спокойно снимать видео. Если вас остановил полицейский для проверки документов на улице, в кафе, в торговом центре — вы тоже можете его снимать. А вот если вас вызвали на опрос повесткой или если вас задержали и сопроводили в отдел полиции для проверки, то снимать не получится: внутри служебных помещений запрещено.

Какое понадобится оборудование

В первую очередь понадобится камера. Выбираемая камера должна отвечать высокой планке качества в плане съёмки. Высокое разрешение и возможность снимать в новых форматах должны быть обязательными при выборе камеры для съёмок кинофильмов и сериалов.

Но одной камеры тоже будет недостаточно. В довесок к видеокамере должен следовать и профессиональный объектив, позволяющий реализовывать некоторые творческие замыслы режиссёра по передаче настроения той или иной сцены кинофильма.

Профессиональное освещение во многом тоже лежит на операторе. Помимо мощности прожекторов и иных устройств, предназначенных для освещения площадки, следует ориентироваться и на возможность регулирования света у разных устройств. Таким образом оператор может отрегулировать уровень освещения, который тоже может использоваться для передачи настроения показываемого фрагмента.

В некоторых случаях оператору могут понадобиться специальные механизмы, предназначенные для движения камеры при съёмке динамических сцен (погоня, быстрый бег персонажа и другие сцены схожего характера).

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);
  • операторские тележки;
  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.
Читайте также:  Камеральная проверка - что это?

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

Принципы съемки фильма от Роджера Дикенса

В карьере нет «единственного правильного пути».

Мне не доводилось быть чьим-то ассистентом. Я поступил в киношколу и сразу после ее окончания начал снимать. Суть в том, что я попросту не представлял себя ассистентом, так что сразу же назвался оператором. Отыскать работу было довольно сложно, но я знал, что движусь в верном направлении. Где-то через полгода я смог найти оплачиваемую работу, а после нее карьера резко пошла вверх.

Страх – это нормально.

Я всегда испытываю страх. Одним из моих первых фильмов был «1984» Ричарда Бертона, чьим талантом я всегда восторгался. Как-то раз он собрал вместе всю группу, поблагодарил нас всех и сказал, что на протяжении всего съемочного процесса боялся того, как молоды мы были.

Иногда нужно идти на компромисс.

Порой стоит уступать, например, снять сцену двумя камерами, чтобы помочь актеру, или сделать план более общим, чтобы не мешать ему сконцентрироваться. Если актер выходит на площадку в нужном состоянии, уже поздно что-то менять. Конечно, я могу увидеть неправильную тень или еще что-либо и прервать актера, но также могу и не прерывать. Возможно, на экране кадр будет смотреться неряшливо, но зато он будет работать из-за блестящего исполнения

Любая картина – это картина режиссера.

Я всегда удивляюсь тому, как легко многие называют нашу работу «искусством». Конечно, они могут так считать, но для меня это, в первую очередь, работа. Творческая работа, в которую я влюблен, но все же работа. И для нее очень важно понимать систему иерархии съемочной группы. Любая картина – это картина режиссера, и об этом всегда нужно помнить.

Вам нужно найти подход ко всем людям, с которыми вы работаете.

Все режиссеры уникальны и хотят от оператора что-то свое. Наш операторский долг – эффективно взаимодействовать как с режиссером, так и со всей остальной съемочной группой. Одно из самых главных правил – уделять как можно больше времени работе с бригадирами осветителей и техников. Это позволит эффективней выполнить все поставленные задачи.

Сокращённая съемочная группа малобюджетного фильма

В “малобюджетной группе” оператор-постановщик обычно заведует освещением и самостоятельно работает с камерой. Это довольно распространённый подход при съемке малобюджетных кинофильмов и телевизионных сериалов.

Камера: Освещение: Звук:
Оператор-постановщик Гаффер Звукооператор
Фокусник/Перезарядка камеры Инженер осветитель Оператор микрофона
Старший рабочий-постановщик (Старший грипп)
Помощник Гаффера (Best Boy)

— Сергей, вы родились сравнительно недалеко от Татарстана — в Мордовии. Часто бываете в Казани. Что вас связывает с нашим городом — люди, проекты, любимые места?

— С детства помню телепередачу «Между Волгой и Уралом», в которой Татарстан всегда был на слуху. У меня было очень много друзей татар, потому что в Мордовии было очень много сел. Сейчас деревни сильно поредели, многие переехали, в том числе в Санкт-Петербург, как и я, — вы знаете, что там сильная татарская диаспора. Собственно, они мне и помогли, когда я тоже перебрался в северную столицу из села Селищи.

Потом уже, по работе, поводом одного из первых посещений Татарстана стал фильм «Иван Грозный», который я снимал для BBC. Достаточно долго я здесь работал — мы снимали и в Свияжске, и в Казани, в кряшенских селах. Такое глубокое погружение в татарстанскую историю, было даже интервью с имамом. Я много для себя открыл. Кроме того, здесь же была «Тасма», одно из головных предприятий страны по производству пленки. Так получилось, что моя племянница вышла замуж за казанца. Так что у меня здесь есть родственные корни, кроме того, что я приезжал на мастер-класс по летающим камерам. Я бы с удовольствием жил бы здесь в каком-нибудь сельском районе, но так получилось, что уже более 40 лет обитаю в деревне под Санкт-Петербургом. Я же помещик — у меня 10 гектаров земли, куры, гуси, утки и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *