Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в ЖКХ с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если владелец жилья запланировал капитальный ремонт, включающий изменения, которые необходимо будет внести в технический и кадастровый паспорта, его план необходимо предварительно согласовать. Для этого нужно подать заявку в районную (городскую) Жилинспекцию.
ИЖС включили в национальный проект «Жильё и городская среда»
Законы о строительстве и эксплуатации ИЖС развиваются вместе с интересом населения к загородному жилью. В нацпроекте «Жильё и городская среда» для ИЖС планируют:
- выделить 100 млн кв. м. земли для строительства;
- упростить процесс подключения частного жилья к инженерным сетям;
- опубликовать реестр типовых проектов;
- внедрить специальную ипотечную программу;
- к 2024 году запустить массовое ИЖС с электронным документооборотом — оформлять бумаги будет застройщик.
Продлена дачная амнистия и упрощена легализация старых домов
Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что загородные дома-дачи можно оформлять упрощённо, не собирая полный пакет документов. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ.
Права на дома, построенные до 14 мая 1998 года, будет оформить гораздо проще. Часто владельцы такого жилья не могут оформить право собственности — по документам, они могут принадлежать уже не существующим совхозам или колхозам, а у хозяев может не быть никаких бумаг, подтверждающих право собственности.
Новые условия оформления прав:
- жильё должно быть в пределах населённого пункта;
- юридический собственник земли — государство или муниципалитет;
- право на владение домом подтверждается любым документом — справкой из БТИ, платёжными документами, чеками за коммунальные услуги.
Земельный участок под старым домом оформят, если уполномоченные службы подтвердят, что сооружение ещё находится на участке.
Ряд изменений в правилах противопожарной безопасности
В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила противопожарного режима, которые ступают в действие с 2021 года. При нарушении данных правил следует наказание в виде штрафа в размере 2-5 тыс. руб. При этом последствия, которые были вызваны несоблюдением противопожарной безопасности, предусматривают наказание в соответствии со ст.219 УК.
Изменения в режиме противопожарной безопасности:
- Ранее запрещенными местами для хранения мебели и прочих предметов являлись технические этажи и чердаки. С 2021 года запрет на хранение распространяется на цокольные этажи.
- Запрещена установка на окнах не открывающихся решеток. Также запрещено устанавливать не открывающиеся решетки на окна подвалов, если имеют функцию аварийного выхода.
- Ранее запрещалось остекление балконов при наличии незадымляемых лестничных клеток. В 2021 году вводится запрет на установление жалюзи на таких балконах. Запрещено хранение мебели и прочих вещей в тамбуре или на лестничной площадке, а также возле эвакуационного люка, имеющегося на лоджии или балконе. Запрещена установка внешних блоков кондиционеров в подъезде (поэтажные коридоры, воздушные лестничные проемы между этажами).
- Вводится запрет на использование неисправного газового оборудования, а также плиты, не прошедшей техническое обслуживание. Нарушителю выписывается штраф. При этом с 2021 года прекращают выписывать штрафы за встроенную варочную панель, духовой шкаф, которые расположены на расстоянии менее 20 см. от газового оборудования.
- Запрещено парковать транспорт во дворах рядом с крышкой пожарного колодца.
- Внесены изменения в правила курения на балконах. Запрещается оставлять без присмотра непогашенные сигареты, а также иные источники открытого огня, например, свечи.
Вопрос 2. О чем вообще этот закон и причем тут «реновация»?
Закон вводит в Градостроительный кодекс РФ и другие законы такое понятие как комплексное развитие территорий – по закону это совокупность мероприятий направленных на «создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов» (п. 34 ст. 1 ГрК РФ).
Понятие Комплексное развитие территории заменяет собой ранее использовавшиеся понятия: развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, освоение территории в целях строительства стандартного жилья, и другие понятия, ранее описанные в отмененной теперь главе 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
В части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ указаны цели комплексного развития территории, и согласно им, комплексное развитие территорий делается, грубо говоря, чтобы сделать территории лучше, благоустроеннее, инфраструктурно развитее, эффективнее, а также чтобы привлечь внебюджетные источники финансирования обновления застроенных территорий.
По сути же все сводится к тому, что в отношении определенной территории в установленном порядке принимается решение о ее комплексном развитии, потом в установленном порядке это все согласуется, в установленном порядке выбирается кто будет комплексно развивать территорию, а потом вся частная недвижимость на территории (с некоторыми исключениями — об этом ниже) в установленном порядке или изымается муниципалитетом (за деньги), или передается лицу, в установленном порядке получившему право комплексно развивать территорию (тоже за деньги).
При этом в части 2 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ указано, что решение о комплексном развитии территорий может предусматривать необходимость строительства многоквартирных домов или домов блокированной застройки на комплексно развиваемой территории.
Как видно, в законе активно используется опыт московской реновации — когда на выбранной властями территории сносят всю недвижимость и строят новые жилые дома.
Впрочем, согласно этому закону все равно остается возможность, что в рамках комплексного развития территории на ней, например, снесут ветхую недвижимость и построят замечательный парк. Тут все будет зависеть от органов власти вашего региона и вашего города. И вы уже сейчас можете спрогнозировать, насколько грамотно ваши местные власти воспользуются новыми возможностями и в чьих интересах.
Вопрос 9. Если мой дом попадет в проект комплексного развития территории жилой застройки, то что будет с моей квартирой?
Во-первых, если ваш дом не признан аварийным, то вы можете провести собрание собственников и принять решение об исключении вашего дома из проекта комплексного развития территории (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Подробнее о нюансах проведения данного собрания описано в ответе на вопрос 10.
Во-вторых, если ваш дом все-таки попал в проект комплексного развития, то у вас есть два пути: или вы получите деньги за вашу квартиру (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ), или же вы получите другое жилье (ч. 4 и ч.7 ст. 32.1 ЖК РФ).
В случае с деньгами все просто. Если вы согласитесь на получение возмещения, то выплачиваемая вам сумма должны быть определена с учетом рыночной стоимости вашей квартиры, рыночной стоимости общего имущества в вашем многоквартирном доме, рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом, ваших затрат на переезд и оформление нового жилья (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ).
При этом эта сумма определяется на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 3 ст. 32.1 и ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
Однако, если в изымаемой квартире или комнате проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения собственнику такого жилого помещения не допускается, и он может только получить другое жилье (ч. 21 ст. 32.1 ЖК РФ).
Если же вы напишите заявление на предоставление другого жилья, то вы получите другую квартиру с зачетом его стоимости при выплате вам возмещения за старую квартиру (ч. 4 ст. 32.1 ЖК РФ). Или вы можете получить жилье большей площади, доплатив при необходимости (ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ).
Но и это еще не все. Власти вашего региона могут издать свой нормативный акт, согласно которому и собственники, и наниматели изымаемых квартир могут получить право на получение равнозначной квартиры – квартиры имеющей то же количество комнат и такую же или большую площадь, а также соответствующей стандартам, установленным властями региона и расположенной в том же поселении или городе (ч. 7 ст. 32.1 ЖК РФ).
То есть именно за властями региона оставили «последнее слово» решающее, насколько справедливо будут даваться новые квартиры взамен изымаемых.
В-третьих, если ваша квартира у вас не в собственности, а по соцнайму, вы все равно имеете право принять участие в собрании собственников по вопросу исключения вашего дома из проекта комплексного развития (п. 3.2 ст. 45 ЖК РФ). Ну и если дом все равно попадет под комплексное развитие, то взамен освобождаемой вами квартиры вам предоставляется другая квартира, также по соцнайму, площадь и количество комнат в которой не меньше чем в старой квартире, а по письменному заявлению эта новая квартира может быть предоставлена вам в собственность (ч. 6 ст. 32.1 ЖК РФ).
К слову, недвижимость, попавшая в решение о комплексном развитии территории не обязательно должна быть снесена, а она может быть реконструирована. Например, многоквартирный дом может быть надстроен, в нем заменены все инженерные сети и изменены планировки.
Вопрос 11. А чего ждать собственникам частных домов или домов блокированной застройки?
Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 65 ГрК РФ в целях комплексного развития территории жилой застройки не могут быть изъяты земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, объектами ИЖС, садовыми домами, но за исключением земельных участков с домами или постройками, которые признаны аварийными или которые имеют высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения, в соответствии с критериями, которые опять же утверждают власти субъекта РФ.
С учетом требований части 5 статьи 65 ГрК РФ, получается, что если посреди «частного сектора» стоит дряхлый многоквартирный дом, тот этот многоквартирный дом вместе со всем окружающим его частным сектором вполне может попасть в решение о комплексном развитии территории. Потому что многоквартирный дом дряхлый и соответствует критериям попадания под расселение. Территорию, где он находится, включают в проект комплексного развития. А так как в частном секторе, например, нет централизованной канализации, и властями субъекта РФ, например, установлено, что частные дома без подключения к централизованной канализации не соответствуют необходимым критериям, то и земельные участки ИЖС будут включены в решение о комплексном развитии территории.
То есть, опять все зависит от властей вашего региона. При этом у собственников частных домов не будет таких возможностей избежать изъятия, какие есть у собственников квартир в многоквартирных домах.
Но если изымаемый частный дом оформлен как жилой, то у его собственника есть право не только на получение возмещения, но и право на получение равнозначного жилого помещения, как у владельцев квартир.
Четвертое: защита покупателей жилья
Начиная с 1 января следующего года начнет действовать закон о компенсации в случае утраты права собственности на жилье в ситуации, когда законный собственник затребует его через суд.
Данная проблема существует уже давно и является весьма серьезной. Существует множество случаев, когда приобретенное жилье заставляли возвратить (продавец мог подписать договор, не осознавая своих действий, или же происходило незаконное завладение жильем со стороны мошенников, которые потом его перепродавали).
И в итоге пострадавшими, как правило, оказывались именно добросовестные покупатели, которые отдавали свои деньги, ничего не подозревая, а затем оставались и без жилья, и без денег.
Сейчас же покупатель на законных основаниях сможет получить денежную компенсацию со стороны государства (в случае, когда на протяжении шести месяцев он не смог вернуть свои денежные средства по исполнительному документу). И это будет сумма или реального ущерба, или кадастровой стоимости жилой недвижимости, что определяется исключительно по выбору пострадавшего. Также те добросовестные покупатели, которые ранее оказались в подобной ситуации, имеют полное право через суд получить компенсацию.
Помимо этого создатели данного законопроекта отмечают, что в отношении физических лиц срок обратной силы будет длиться 3 года, но лишь тогда, когда жилая недвижимость была истребована в пользу самого государства.
Отчетность по спецсчету.
В связи со вступлением в силу Закона № 498‑ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениямв ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:
- о размере средств, начисленных в качестве взносов;
- о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
- о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
- о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
- о заключении договора займа и (или) кредитного договорана проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Очередные изменения в закон о долевом строительстве
Казалось бы, в прошлом году заработал государственный фонд защиты дольщиков, инвесторам впервые с момента появления долевого строительства действительно гарантируют возврат вложенных средств, зачем нужны еще какие-то изменения? Причина в том, что существующих отчислений застройщиков в фонд для полного устранения рисков недостаточно. Если обанкротившихся компаний окажется много, собранной в фонде суммы на выплату дольщикам может не хватить. По расчетам экспертов, для этого взнос должен составлять не 1,2 процента, как сегодня, а 6 процентов от цены договора. Поскольку на такое повышение никто не пойдет, потребовались другие меры защиты инвесторов. Очередные изменения в законодательство о долевом строительстве вступают в силу 1 июля 2018 года.
Переход на прямые платежи за коммунальные услуги
Сегодня в цепочке расчетов между собственниками квартир и поставщиками коммунальных ресурсов присутствует управляющая компания. В новом законе, принятом Госдумой, установлено, в каких случаях жильцы могут перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими компаниями, минуя УК. Тогда жители будут заключать договоры с ресурсниками напрямую. Нововведение задумано как средство борьбы с неплатежами. Нередко сами жители многоквартирных домов за коммунальные услуги платят, но до сетевых компаний эти деньги не доходят. В новой схеме управляющая компания будет получать плату только за свои услуги и перестанет отвечать за долги жителей. Собираемость вырастет — у ресурсоснабжающих компаний гораздо больше мер воздействия на жителей-неплательщиков, чем на УК.
После того как изменения заработают, перейти на прямые платежи собственники квартир смогут в следующих случаях.
-
Если они сами приняли такое решение на общем собрании.
-
Если управляющая компания накопила перед поставщиками ресурсов долг более чем за два месяца. Другими словами, как только появляются долги, для УК возникает угроза потерять возможность сопровождать эти платежи.
-
Если собственники заключили договор с ресурсоснабжающей компанией на оказание коммунальных услуг, договоры на обращение с твердыми коммунальными отходами по иным основаниям, предусмотренным в жилищном законодательстве.
Этот закон может заработать уже весной 2018 года. Недостатком прямой оплаты является то, что в таком случае вместо одной квитанции собственники будут получать несколько платежек за разные виды услуг.
Состав работ по ремонту.
Согласно новой ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капремонту могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. Перечень работ, которые могут быть профинансированы за счет фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, приведен в ч. 1 этой же статьи. Регион может расширить данный список другими работами по капитальному ремонту. Собственники, уплачивающие взносы в размере выше минимального, по своему усмотрению определяют перечень работ. Введенные поправки дают возможность проводить более масштабные работы (только в отношении двух категорий элементов общего имущества), чем ранее. Понятия капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства приведены в ст. 1 ГрК РФ. Так, капитальным ремонтом признается замена или восстановление отдельных элементов несущих строительных конструкций, тогда как к реконструкции относится замена или восстановление таких конструкций в целом.
Отчетность по спецсчету.
В связи со вступлением в силу Закона № 498-ФЗ более открытой должна стать информация о состоянии фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете. Так, согласно дополнениям в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец счета должен отчитываться перед органом ГЖН в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ, передавая ему следующую информацию:
- о размере средств, начисленных в качестве взносов;
- о размере средств, поступивших в качестве взносов (так было и ранее);
- о размере средств, израсходованных со спецсчета на капитальный ремонт;
- о размере остатка средств на спецсчете (так было и ранее);
- о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Третье: добровольное страхование недвижимости
Со следующего года будет дан старт региональных программ по добровольному страхованию объектов жилой недвижимости на случай появления каких-либо чрезвычайных ситуаций.
При этом владелец жилья сам решает — принимать участие в подобной программе либо нет. И если собственник решит застраховать свое жилье, то он должен будет каждый месяц делать страховой взнос, который, в свою очередь, будет добавлен в общий счет на оплату коммунальных услуг (в целом данный платеж не будет превышать 150 рублей).
И в случае, если жилая недвижимость пострадает по причине чрезвычайной ситуации, то страховая компания будет обязана компенсировать до 500 тысяч рублей. И это без учета возмещения со стороны государства, которое обычно предусмотрено в подобных случаях.
«Три важных изменения по ЖКХ с 2021 года»
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)
С 28.06.2021 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.