Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.

Руководитель организации социального обслуживания

Разработчиками данного Стандарта выступили Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (главный разработчик) и три учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 678н.

Стандарт включает в себя только одну обобщенную трудовую функцию (управление организацией социального обслуживания), которая, в свою очередь, состоит из четырех трудовых функций: планирование и контроль деятельности организации, управление ресурсами организации, взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями и обеспечение развития организации. Стандарт применяется к таким должностям, как руководитель (директор) организации, заведующий филиалом, заместитель руководителя (директора). Примечательно, что требуемый уровень квалификации здесь ниже, чем в Стандарте «Специалист по социальной работе», — 5-й.

Стандарт требует, чтобы работник, занимающий вышеуказанные должности, имел минимум среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, опыт работы на руководящей должности не менее одного года и не был осужден за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2).

В качестве примера рассмотрим, какие трудовые действия нужно выполнять для осуществления трудовой функции «взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями». Таких действий семь — от ведения личного приема клиентов до организации подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации. Работник должен обладать тремя обязательными умениями (консультирование, публичные выступления, подготовка презентационных и информационно-аналитических материалов) и знать деловой стиль русского языка, основы этики и психологии делового общения.

В широком смысле под стандартом принято понимать эталон (модель), который берется в качестве исходной формы для сопоставления подобных объектов. Рассмотрим более подробно.

Профессиональный стандарт социального работника — документ, который применяется для обеспечения высокого уровня обслуживания населения.

Его основной задачей является обеспечение высокого качества оказываемых гражданам услуг.

Профессиональный стандарт социального работника описывает те качества, которыми должен обладать специалист этой профессиональной сферы.

Именно этот документ способствует рациональной расстановке и применению кадров, обоснованному принятию решения в процессе аттестации сотрудников.

Как используются основные документы профессионального стандарта? Социальный работник на их основе повышает свою профессиональную компетентность. Работодатель, в свою очередь, применяет нормативные документы для мотивации сотрудников, поддержания стандартов качества обслуживания населения.

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

Данный Стандарт был разработан Московским городским психолого-педагогическим университетом (главный разработчик), который привлек к работе по созданию Стандарта очень большое число других организаций — учреждений соцобслуживания, вузов, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления из различных российских регионов.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 681н.

Стандарт касается трудовой деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, трудоспособных граждан и пожилых граждан с разными видами «уязвимостей» (инвалидность, отсутствие постоянного места жительства, наркотическая зависимость, антисоциальное поведение, тяжелые хронические заболевания и т.д.).

В Стандарте две обобщенные трудовые функции: 1) социальная реабилитация уязвимых категорий населения; 2) организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. Первая функция относится к такой должности, как специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), вторая — к должности руководителя реабилитационного подразделения. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. По первой функции требование к наличию опыта практической работы не предъявляется, по второй есть требование о наличии стажа работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе или руководителя подразделения не менее трех лет. Требование об отсутствии судимости есть только по первой функции (см. сноску 2).

Относительно обобщенной трудовой функции «социальная реабилитация уязвимых категорий населения» названы три трудовые функции, относительно организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения — две (с соответствующими перечнями трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой). Например, для выполнения такой трудовой функции, как организация и управление реабилитационным случаем, которая входит в состав второй обобщенной функции по организации реабилитационной помощи, работник должен выполнять 21 трудовое действие (от первичного приема клиента до разработки методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи), обладать 24 умениями (от получения информации о гражданине до ведения своевременных, точных, полных и разборчивых отчетов) и владеть 19 видами знаний (от законодательства в социальной сфере до основ делопроизводства и документооборота).

При выполнении всех трудовых функций от работника требуется соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии (без ссылки на конкретный документ).

Этот Стандарт разработан опять же Московским городским психолого-педагогическим университетом с привлечением восьми других НИИ, вузов и учебно-методических центров.

Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 683н.

В Стандарт входят две обобщенные трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности.

Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования по профилю профессиональной деятельности (рекомендуется еще пройти обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки), при этом во второй функции высшее образование не должно ограничиваться только бакалавриатом, а также отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2). Требование о наличии опыта практической работы не предъявляется ни в одной из обобщенных функций.

Первая обобщенная функция включает в себя три трудовые функции, вторая — шесть. Например, для разработки социальных проектов и внедрения их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе (входит в состав второй обобщенной функции) работник должен осуществлять 18 трудовых действий (от диагностики социальных условий жизни детей в разных семьях до организации взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей), обладать 12 умениями (от проведения диагностики до консультирования у специалистов) и владеть 8 видами знаний (от основ и принципов развития институтов современного гражданского общества до методов и технологий управления социальными рисками).

1.1. Настоящая должностная инструкция социального педагога школы разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н), в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года; ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015г) и №413 от 17.05.2012г (в редакции от 24.09.2020г); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция социального педагога школы по профстандарту устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в образовательном учреждении должность социального педагога.
1.3. Социальный педагог должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. К работе социальным педагогом в школе допускается лицо:

  • не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском.
Читайте также:  Увеличат ли выслугу в армии и МВД до 25 лет в 2022 году?

1.5. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде.
1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения. Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Семейным кодексом» Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
  • трудовым договором (контрактом).

1.8. Социальный педагог школы руководствуется в работе должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, инструкциями по охране труда при работе с ЭСО и оргтехникой, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.9. Социальный педагог школы должен знать:

Социальный педагог в школе оказывает социально-педагогическую поддержку учащихся в процессе социализации:
2.1. Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации.
2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников.

Социальный педагог школы имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации:

  • анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
  • разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
  • проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
  • разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
  • разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей;
  • планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся;
  • осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся;
  • изучение психолого-медико-педагогические особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни;
  • выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.
  • выполнение прогнозов тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития общеобразовательного учреждения;
  • осуществление планирования и органи��ации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
  • определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.2. В рамках трудовой функции организации социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:

  • организация социально-педагогической поддержки детей в процессе образования;
  • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у учащихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
  • организация социально-педагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации;
  • профилактическая работа с детьми группы социального риска;
  • организация социальной реабилитации школьников, имевших проявления девиантного поведения;
  • обеспечение досуговой занятости учащихся школы;
  • организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся;
  • выступление в качестве посредника между личностью ребенка и общеобразовательным учреждением, семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • проведение анализа личностных проблем школьников с целью оказания им своевременной социальной помощи и необходимой поддержки, а также перспективных возможностей общеобразовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
  • осуществление координации совместной деятельности отдельных участников проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, взаимодействия деятельности сотрудников общеобразовательного учреждения и привлекаемых представителей других организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся:

  • разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
  • разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов;
  • разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
  • разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
  • осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
  • организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей;
  • организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников;
  • осуществление руководства деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся, создания и установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
  • осуществление контроля реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, выполнения принятых решений в области социальной адаптации, последующей социальной адаптации выпускников общеобразовательного учреждения;
  • проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.

Профессиональные стандарты по социальной работе: место и роль в социальной сфере

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Читайте также:  какие льготы у несовершеннолетних узников войны

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Профстандарт социального работника / АБиУС

  • 03-10-2019
  • Елена Олейникова
  • 10 минут

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Обновление профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»

Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование. Местом его работы может быть:

  • образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
  • соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
  • комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
  • социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
  • культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
  • отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
  • семья для осуществления частной практики.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

    профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2021 года.

    В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.

    Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.

    А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита. Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата. Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.

    Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии. Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.

    Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.

    При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.

    Справка

    • при определении критериев оценки при аттестации работников;
    • при разработке, формировании кадровой политики организации, а также ;
    • при установлении критериев, систем оплаты.
    • для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
    • при разработке эффективных программ обучения;
    • при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;

    Аттестация работников

    Работодатель может проводить аттестацию работников. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной
    подготовки или стажа работы, установленных в данных документах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать описание трудовых профессионального стандарта.

    Какое обучение необходимо для работы

    Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

    Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

    Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

    Аттестация социальных работников

    Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

    Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

    Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

    Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

    Как раньше жили без профстандартов?

    ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

    Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

    Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

    Действующие профстандарты педагогов

    Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

    • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
    • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
    • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
    • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
    • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
    • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

    Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

    Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

    Новый профстандарт для педагогов с 1 сентября 2022 года

    В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

    Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

    Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *