Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Определение понятия «учетная норма площади жилого помещения»
Учетная норма площади жилого помещения — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.
При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.
Учетная норма жилья по регионам России
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из: 3 и более чел. — 16 кв. м. 2 чел. в браке — 32 кв. м. 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м. Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Учетная норма жилой площади: что это?
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.
При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.
Комментарий к ст. 50 ЖК РФ
1. В комментируемой статье дается общее понятие нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.
Так, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Нормы, содержащиеся в муниципальных правовых актах, принимаемых в указанных сферах общественной жизни, носят своего рода дополняющий по отношению к нормам федерального и регионального уровня характер. В случае если муниципальный орган, принимающий соответствующий правовой акт, выходит за рамки предоставленных ему полномочий, изданный им правовой акт признается не соответствующим закону. Следует отметить, что в субъекте Федерации обычно устанавливается и размер нормы предоставления.
Так, ст. 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:
не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
3. Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
4. В ч. 4 комментируемой статьи дано определение учетной нормы площади жилого помещения как минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как правильно отмечено в литературе, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи, о том, что учетная норма — минимальный размер, учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье .
———————————
Статья 50. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. Статут, 2012. С. 86.
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. При этом учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и другие факторы.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи размер учетной нормы не должен превышать размер нормы предоставления. Данное положение представляется излишним, поскольку превышение размера учетной нормы над размером нормы предоставления было бы абсурдным. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике норма предоставления всегда выше учетной нормы.
6. В ч. 6 комментируемой статьи законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма в силу специального законодательства (см. комментарий к ч. 3 ст. 49). Такая учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан (обычно в сторону повышения). Она должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Субъектами РФ могут быть установлены дополнительные основания (ст.49 ЖК).
На основании ст.50 ЖК РФ существует два вида учетной нормы.
- Учетная. Минимальное количество квадратных метров на каждого члена семьи, позволяющие определить, есть необходимость в улучшении, увеличении жилищного пространства. Если имеющиеся данные ниже этих норм, граждане имеют право написать заявление и претендовать на улучшение жилищных условий. Размер учетной нормы отличается в зависимости от региона и устанавливается муниципальными властями.
- Норма предоставления. Рассчитывается в том случае, когда для проживания семьи предоставляется муниципальное жилье в аренду. Для большинства регионов существует единая норма, близкая к 18 квадратным метрам на одного человека. Это минимальный показатель и он может быть увеличен. Тем более, если в семье имеется тяжело больной человек или жилье предоставляется сотрудникам внутренних органов, кто является служащим в настоящий момент и имеет чин не ниже полковника. Такие же условия распространяются на лиц, имеющих ученую степень.
Увеличение установленных норм возможно, но оно не может быть более 32 квадратных метров. Если жилое помещение оказывается ниже установленных норм, можно стать в очередь на улучшение жилищных условий. При предварительном расчете учитываются все граждане, которые проживают на указанной территории, в том числе и несовершеннолетние.
Некоторые неблагонадежные лица считают, что путем прописки на вверенную территорию родственников, знакомых можно автоматически стать нуждающимися в расширении. Но процесс строго контролируется сотрудниками муниципальных властей, и подобное действие может иметь негативные последствия. В расчет берутся только те лица, которые являются членами одной семьи.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Прежде всего нужно разобраться с понятиями. Жилая площадь – это количество квадратных метров в квартире, указанная в правоустанавливающих документах. В соответствии с положениями законодательства, жилой площадью является площадь помещений, которые предназначены именно для проживания. Такие помещения, как санузел, кухня, столовая, прихожая не считаются жилыми помещениями. Однако, они подлежат учету в техническом паспорте для расчета общей площади жилья. Важно понимать, что площади балконов и лоджий не включаются в площадь квартиры. В процессе разработки нормативов, государственные органы имеют в виду как раз жилую площадь.
Норма жилой площади — это минимальная величина кв. метров, которые полагаются на 1-го человеку в силу принятых нормативных актов.
Учетная норма – это минимальное количество квадратных метров, которое позволяет определить, можно ли отнести семью к нуждающейся в улучшении жилищных условий. Если жилая площадь менее этого норматива учета, то граждане получают право на улучшение. Эта норма выступает как показатель потребности в более просторном жилье.
Норма предоставления схожа с учетной нормой, но не идентичны. Перед оформлением договора социального найма применяется норма учета, она позволяет установить, имеют ли граждане право на муниципальное жилье. В процессе же заключения договора используется норма предоставления, которая нужно для определения квадратуры предоставляемого жилого помещения. Величины данных нормативов имеют близкое значение. При этом учетная норма должна быть больше нормы предоставления.
Размер учетной нормы определяется постановлением органа местного самоуправления, в каждом населенном пункте он различен.
Когда приходится рассчитывать
Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.
Когда рассматривается вопрос | Примечания |
---|---|
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма | Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров. |
При расширении жилья | При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию. |
При вынужденном переселении | Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь. |
При начислении и перерасчете квартирной оплаты | Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей. |
При оформлении прописки по месту проживания | Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма. |
Какова норма квадратных метров на человека?
Понятие социальных норм и используется для того, чтобы урегулировать решение подобных вопросов. Существует хронический дефицит жилых помещений, которые можно было бы отнести к муниципальному фонду. Потому государству и необходима система по нормированию такой площади.
В определённых случаях отдельные категории граждан могут рассчитывать на получение дополнительного помещения, либо площади в 10 метров и более.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь. Когда вселяются временные жильцы .
Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
В жилищном законодательстве используются три вида норм жилой площади. Норма предоставления жилья по договорам социального найма определяется органами местного самоуправления – муниципалитетами. При этом, кроме норматива в квадратных метрах, установлено условие, по которому предоставление одной комнаты разнополым гражданам, возраст которых превышает 9 лет, запрещено.
Естественно, супругов это не касается.
- Для поселения временных жильцов (сдача жилья в аренду);
- Подтверждение нанимателем прав на получение дополнительной жилой площади.
- Начисление помесячной оплаты за жилую площадь (расчёт коммунальных услуг );
- Объект недвижимости подвергается разделу между собственниками;
- Выселение нанимателя;
Законодательными органами могут пересматриваться основания, на которых человека могут заселить в маневренный фонд.
Сколько составляет норма жилплощади на одного человека?
Минимальная норма – устанавливается для жилой площади, расположенной в общежитиях или фонде, принадлежащем муниципальным властям. Норма предоставления – наименьший размер площади, необходимый для проживания.
Санитарная – ее значение не должно быть ниже пометки 6 м2 . то есть норма на 1 человека в жилой площади должна равняться 6 м. Так, например, если в доме в 13 м2 живет семья из 2 человек, то данное жилье отвечает нормам.
Но если же в квартире на 23 м2 живет 5 человек, данная семья не отвечает санитарным нормам. Социальная – её минимальным значением является 18 м2 на 1 члена семьи .
Сколько квадратных метров положено на человека по нормативным актам жилищной отрасли?
Эта информация чрезвычайно важна для любого: не зная, сколько квадратных метров положено на человека . не удастся ни решить спор о разделении жилья, ни определить порядок расселения жильцов из дома в аварийном состоянии. Разберемся же, какие нормы действуют в нашей стране.
Понятие нормы знакомо нашим гражданам давно, еще со времен плодотворной работы институтов статистики.
Сегодня без этого показателя тоже не обходится общество. Норма квадратных метров на человека определяется законом и предполагает, что именно на такой площади гражданину будет комфортно жить.
Поговорим о том, какие цифры сегодня установлены, и как это влияет на нашу жизнь. предоставление жилья по договору социального найма; при изъятии помещения в государственный фонд (такие случаи имели место при строительстве олимпийских объектов в Сочи); жилье для военнослужащих; жилье для нуждающихся групп населения; при переселении из ветхого жилья в новое и другие.
Согласно статье 50 ЖК РФ «Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения», установление учётного значения показателя производится органами местного самоуправления. Однако оно не должно превышать показатель нормы предоставления, который также устанавливается органом местного самоуправления.
- Минимальная. Минимум характерен для жильцов общежитий и маневровых фондов.
- Норма предоставления. Речь идёт о выделяемой жилплощади гражданину посредством заключения договора на соц.найм.
- Учётная должна превосходить по площади норму предоставления. Она определяет, обязано ли государство предоставлять жилую площадь больше, чем владеет многодетное семейство, или нет.
По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.
Помимо этого, понятие «социальной нормы» используется при предоставлении жилья в порядке социального найма. Она определяет минимальный размер жилого помещения, которое может быть выделено гражданину, и устанавливается местными органами самоуправления в зависимости от различных параметров: уровень обеспечения граждан жилыми помещениями в конкретном регионе, состав семьи и другие.
Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:
- количества человек в семье;
- уровня обеспеченности жильем по региону;
- вида помещения, где проживает семья.
Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:
- одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
- семье из двух человек – 42 кв.м.;
- семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.
Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.
Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.
Нормы жилплощади для некоторых категорий граждан
Федеральные, региональные и местные органы власти для некоторых категорий граждан могут установить особые нормативы жилой площади. Числовые значения нормативов, условия применения, категории граждан прописаны в федеральных, региональных и муниципальных законах соответственно.
Как правило, к особым категориям граждан относятся льготники и работники бюджетной сферы.
Льготные категории граждан:
- инвалиды,
- сироты,
- многодетные семьи,
- ветераны боевых действий,
- семьи, потерявшие кормильца,
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию (Чернобыль, Семипалатинск),
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы,
- Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Работники бюджетной сферы:
- судьи,
- прокуроры,
- работники МВД,
- военнослужащие,
- преподаватели.
Про каждую категорию принят отдельный федеральный закон, где и указано право этих граждан на особые нормы жилплощади. Конкретные цифры норм будут указаны в законах региона или актах местной администрации, поэтому прежде всего стоит изучить эти документы.