Нормы обновленного Кодекса о земле, которые вступают в силу 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы обновленного Кодекса о земле, которые вступают в силу 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что же указ вносит нового? Существенные изменения для застройщиков в сельской местности (кроме сельской местности в районах, прилегающих к Минску и областным центрам) — строиться можно при наличии правоустанавливающего документа на участок. И то, что раньше считалось самовольным строительством, теперь можно узаконить даже без штрафов. Впрочем, в указе говорится, что эти постройки не обязательно даже принимать в эксплуатацию. Значит ли это, что теперь в деревне можно все что хочешь? Ведь единственные ограничения, прописанные в указе — расстояния строящихся зданий от границы участка: не менее трех метров для дома и не менее двух — для нежилых построек.

На каждом этапе – отдельный документ

Построить свой дом сегодня нельзя без получения ряда разрешений со стороны госорганов.

Причем их нужно получать/согласовывать на всех этапах строительства.

В большинстве своем эти документы выдают две госструктуры – БРТИ и исполком (сельсовет). Причем не бесплатно, а за деньги.

Попробуем подсчитать число основных документов на строительство частного дома, которые выдают именно госорганы и без которых нельзя обойтись.

Отметим, что количество бумаг может разнится в зависимости от того, где будет строиться дом – на селе или в черте города.

Итак, после покупки или получения участка под дом нужно обязательно зарегистрировать сделку – это раз. После чего понадобится разрешение на проектирование – это два. Если на участке уже что-то построено, то дополнительно на все строения следует получить техпаспорт и свидетельство о регистрации капстроения – это три.

Затем владелец участка должен подготовить проект, который необходимо, опять же, согласовать с госорганом – это четыре.

Причем в проекте должно быть указано, что именно будет строиться на участке – состав проекта оговорен в законах о строительстве жилья.

Пятый документ – паспорт застройщика, или схема привязки дома и хозпостроек, шестой – согласование подводки местных коммуникаций на участок.

Потом нужно получить ведомость технических характеристик, то есть подтверждение, что построенный дом совпадает с планом проекта.

Восьмая бумага – акт ввода объекта в эксплуатацию. Этот документ от имени главного архитектора, санитарно-эпидемиологической службы, природоохраны и председателя административного органа «подтверждает», что дом соответствует разным законам и нормативам.

После идет «девять» – регистрация дома, получение техпаспорта и свидетельства госрегистрации объекта недвижимости.

  1. Федеральный закон 476-ФЗ внёс поправки в Градостроительный, Земельный кодексы, законы о госрегистрации и долевом строительстве.
  2. Нововведения стимулируют ИЖС — на такое жильё теперь распространяется долевое строительство, под него выделяют землю и ресурсы.
  3. Правовой статус присвоен домам блокированной застройки — таунхаусам, лейнхаусам, дуплексам.
  4. С 2022 года в справках из ЕГРН появятся сведения об ответственном кадастровом инженере и аварийности жилья.
  5. Дачную амнистию продлили, загородные дома-дачи по-прежнему можно оформить с минимальным пакетом документов.
  6. ИЖС включены в нацпроект «Жильё и городская среда» — в перспективе это даст специальную ипотечную программу, упрощённое подключение к коммуникациям и новые участки земли для застройки.

О сроках завершения гражданами строительства жилых домов и дач в Республике Беларусь

Со вступлением в силу положений Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач» (далее – Указ № 87), установивших предельные сроки завершения строительства жилых домов, дач, собственники, владельцы, арендаторы земельных участков озадачены вопросами: каким образом данные сроки исчисляются, с учетом того, что действие Указа № 87 приостанавливалось, и успеют ли они завершить строительство в установленные сроки.

Так, целью Указа № 87 является сокращение количества не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач и эффективное использование земельных участков.

Положения Указа № 87, в том числе о сроках завершения строительства, (за исключением п.п.7,8,9) вступили в силу с 1 апреля 2006 года и касаются строительства капитальных строений в виде жилого дома, дачи на земельных участках, предоставленных в установленном порядке в частную собственность, пожизненное наследуемое владение и аренду.

При этом, согласно примечанию к п. 1 Указа № 87 завершением строительства жилого дома, дачи считается возведение фундамента, стен и крыши этих дома, дачи независимо от ввода таких домов, дач в эксплуатацию.

Период, в течение которого строительство жилого дома (дачи) должно быть гражданином завершено, определяется следующим образом (ч. 1 и ч. 2 п. 1 Указа № 87):

на земельных участках, предоставленных в частную собственность или пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, до 1 апреля 2006 года, — в течение трех лет с даты вступления в силу Указа № 87,

на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, после вступления в силу Указа № 87 — в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на такие земельные участки (за исключением случаев, указанных в ч.3 и ч. 4 п.1 – рассмотрены ниже).

Соответственно, момент исчисления трехлетнего срока определяется правилами, действующими в зависимости от того, предоставлен такой участок до или после вступления в силу Указа № 87 (с 1 апреля 2006 года).

Необходимо отметить, что действие Указа № 87 было временно приостановлено, как и течение вышеуказанных сроков для завершения строительства.

Согласно п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 № 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков» (далее – Указ № 64) действие Указа № 87 было приостановлено до особого решения Президента Республики Беларусь (вступил в силу с 10 февраля 2009 года.).

Возобновлено действие Указа № 87 в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.11.2011 № 520 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков» (далее – Указ № 520). Положения п. 1 Указа № 520 вступили в силу с 1 марта 2012 года.

Время, в течение которого действие Указа N 87 было приостановлено (с 10 февраля 2009 г. до 1 марта 2012 г.), не засчитывается в сроки строительства капитальных строений в виде жилого дома, дачи и консервации не завершенных строительством жилых домов, дач, установленные данным Указом (п. 2 Указа № 520).

Со дня вступления в силу п. 1 Указа № 520 (т.е. с 1 марта 2012 года), возобновившего действие Указа № 87, течение сроков строительства капитальных строений в виде жилого дома, дачи и консервации не завершенных строительством жилых домов, дач, установленных Указом N 87, продолжается с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом № 520. При этом, если оставшиеся части сроков строительства капитальных строений в виде жилого дома, дачи и консервации не завершенных строительством жилых домов, дач составляют менее одного года, названные сроки продлеваются до одного года (п. 2 Указа № 520).

Так, согласно внесенным изменениям и дополнениям, строительство капитальных строений в виде жилого дома, дачи, расположенных на земельных участках:

— предоставленных в установленном порядке в аренду для строительства и обслуживания жилого дома, дачного ст��оительства до 10 февраля 2009 г.;

— на которые право частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды зарегистрировано с 10 февраля 2009 г. до 1 марта 2012 г.

должно быть завершено в течение трех лет, начиная с 1 марта 2012 г. (ч.3 п. 1 Указа № 87).

Также согласно внесенным изменения и дополнениям строительство капитальных строений в виде жилого дома, дачи на земельных участках, предоставленных в установленном порядке в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства с 10 февраля 2009 г. до 1 марта 2012 г., но права на которые не зарегистрированы в установленном порядке и срок обращения за государственной регистрацией которых не истек, должно быть завершено в течение трех лет с даты осуществления государственной регистрации права частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды на такие земельные участки (ч. 4 п. 1 Указа № 87).

Указом № 87 установлены также правила исчисления сроков окончания строительства для наследников (п. 6 и п.7 Указа № 87).

Последствия несоблюдения сроков застройки

При несоблюдении сроков застройки Закон об изъятии земельных участков в Беларуси позволяет отчуждать такую недвижимость в судебном порядке. Выявление недостроенных объектов входит в обязанности местных исполнительных органов. Представитель исполкома высылает владельцу одно или несколько предупреждений, а затем подает заявление о проведении оценки стоимости недостроя и земли в местную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества. После получения оценки стоимости, исполком подает заявление об изъятии участка и объекта незавершенного строительства [1].

Недвижимость изымается в судебном порядке и выкупается местной администрацией либо выставляется на публичные торги. В первом случае бывшему владельцу выплачивается сумма, указанная в договоре между ним и администрацией, за вычетом расходов на оценку недостроенного здания. В случае публичных торгов бывший владелец получает всю сумму, вырученную за недвижимость, за вычетом средств, потраченных на оценку недостроя и организацию торгов [1].

Разрешение на проектирование

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

Читайте также:  Повышение пенсии и ЕДВ по инвалидности в 2023 году

Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения проектировочных и строительных работ.

Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее — Положение № 223).

Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.5 пункта 4 Положения № 223):

– решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома, нежилых построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций;

– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Для получения разрешительной документации на строительство гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при наличии таких объектов), а также планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства (этажность, площадь и другое) и инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта).

Образец и форма заявления должна находиться на информационном стенде соответствующего местного исполнительного комитета.

Дополнительно к заявлению необходимо представить письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Положение № 200).

Данная процедура осуществляется в течение одного месяца по заявительному принципу «одно окно» и является бесплатной (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 Положения № 200).

Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также документы о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при наличии такого объекта). Гражданин может представить такие документы самостоятельно.

Исполком в срок до 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии документов, указанных выше, определяет перечень организаций, которые выдают заключения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовку проекта решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также сбор заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Территориальное подразделение архитектуры и градо��троительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома при необходимости запрашивает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, которые представляются организациями в срок до 7 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин вправе самостоятельно получать заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта по перечню, определенному исполкомом.

В срок до 3 рабочих дней после получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготавливает и передает в исполком архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города, района, и проект решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также прилагает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. После получения этих документов исполком в срок до 7 рабочих дней, но не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и направляет гражданину:

– выписку из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории;

– архитектурно-планировочное задание;

– заключения согласующих организаций;

– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Далее на основании полученного разрешения вы приступаете к проектированию дома и согласованию этой проектной документации.

Виды разрешенного использования

Основные виды разрешенного использования указываются в п 2.2. объект который вы планируете строить, должен находится в этом списке.

Смотрим пункты 2.1 и 2.2 в которых должно быть указано:

Для индивидуального
жилищного строительства
Размещение жилого дома ( дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей ); размещение гаражей и подсобных сооружений

Для личного
подсобного хозайства
Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры ( дома, пригодные для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей ) размещение гаражей и подсобных сооружений

Нашли ли эту запись? Замечательно! Этот участок вам подходит.

Нет?

Смотрим другие пункты:

  • Вспомогательные виды использования
  • Условно разрешенные виды использования

Нормативные сроки строительства индивидуальных жилых домов

В проекте Указа также установлены сроки для граждан, которые должны завершить строительство на земельных участках, полученных до вступления его в силу:

  • Если участок приобретен более пяти лет назад — в течение полугода;
  • Если участок приобретен более четырех лет назад — в течение одного года;
  • Если участок приобретен более трех лет назад — в течение двух лет;
  • Если участок приобретен более двух лет назад — в течение трех лет;
  • Если участок приобретен более одного года — в течение четырех лет.

Если на дату вступления в силу Указа объект законсервирован, то по истечении срока консервации либо со дня принятия физическим лицом решения о его расконсервации, возведение должно быть завершено в сроки, установленные в части первой настоящего подпункта, и обеспечена приемка объекта в эксплуатацию, либо физическим лицом должно быть принято решение об отчуждении такого объекта. В случае если физическое лицо не принимает ни одно из указанных решений, оно начинает оплачивать земельный налог по повышенной ставке.

Для физического лица, которое приобрело незавершенный объект, срок завершения его строительства устанавливается в три года с даты государственной регистрации права собственности на такой объект.

При наследовании объекта его строительство должно быть завершено в течение трех лет и шести месяцев со времени открытия наследства, а при рассмотрении вопросов, вытекающих из наследственных правоотношений, в судебном порядке — с даты вступления в силу соответствующего судебного постановления.

Страны: Беларусь

Темы: Загородная недвижимость; Продажа земельных участков; Аукционы; Городские новости; Общество; Новости


В большинстве случаев Строительство индивидуальных домов высотой до 7 метров (здания и сооружения 5-го класса сложности) такое разрешение не потребуется.[∗]подпункт 1.3 перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1387

В то же время если гражданин планирует строительство дома в три этажа и выше (выше 7 метров), такое разрешение будет необходимо получить. В тоже время законодательством не урегулирован вопрос о том, каким образом и на основании каких документов физическим лицам должно выдаваться указанное разрешение. Исходя из аналогии можно предположить, что гражданину потребуется представить в орган государственного строительного надзора как минимум следующие документы:

  • заявление;
  • копию решения исполкома о разрешении строительства объекта;
  • копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (если такая экспертиза была необходима);
  • копию договора строительного подряда (если строительство будет производиться подрядчиком).

Определен перечень домов для строительства в 2021 году по льготным кредитам

Исходя из того, насколько сложной является процедура ввода нового дома в эксплуатацию и сколько различных служб задействовано (СЭС, экологи, пожарные, строительные эксперты, БТИ, администрация и т.д.), не всегда это зависит от застройщика.

Читайте также:  Куда и как пожаловаться на учителя школы?

После этого останется дождаться готовности разрешения на ввод в эксплуатацию. Срок его изготовления обычно составляет 10 дней. Теперь можно получать документы о праве собственности на здание, прописываться и оплачивать налог на недвижимость. По окончании года, в течение которого хозяину была выдана выписка из ЕГРП, он имеет право обратиться в налоговую службу за имущественным вычетом.

Окончание строительства частного дома – важное событие в жизни каждой семьи. Но хлопоты на этом этапе еще не заканчиваются. Чтобы в доме можно было поселиться, он должен быть введен в эксплуатацию. Процедура официального оформления объекта имеет свои особенности, о которых стоит знать.

  • Паспорт владельца.
  • Разрешение на строительство здания.
  • План земельного участка.
  • Акт приемки объекта.
  • Документы, подтверждающие право на землю.
  • Заключения представителей инстанций, которые занимаются инженерно-техническим обслуживанием сетей.
  • Акт, который подтверждает соответствие построенного здания утвержденному проекту.
  • Схема местонахождения инженерных сетей на объекте, подписанная ответственным лицом.

Под объектом индивидуального жилого строительства (ИЖС) подразумевается частное строение, а в том числе и загородные дома (дачи), имеющие не более трех этажей и предназначенные для проживания людей. Расскажем, как происходит ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома в 2021 году. Эта процедура завершает весь процесс строительства здания и имеет множество нюансов юридического характера.

  • наличие фундамента,
  • в большинстве случаев – необходимость иметь разрешительные документы на постройку и земельный участок,
  • в конце – получение справки (выписки), доказывающий наличие у хозяина законного права собственности на постройку.

Чтобы государственные службы разрешили ввести здание в эксплуатацию, оно должно соответствовать санитарным правилам, строительным нормам и проекту возведения. В первую очередь это означает обеспечение постройки жизненно важными коммуникациями:

  1. Обратиться в отделение БТИ лично или через многофункциональный центр. Специалисты бюро техинвентаризации выдадут заявителю технический паспорт возведенной постройки. Для его оформления придется предоставить межевой план и выписку из ЕГРП, подтверждающую право собственности на землю. Выписка должна быть расширенной, то есть с информацией об обременениях.
  2. Подать заявление в уполномоченный комитет администрации. К нему надо приложить правоустанавливающую документацию и фотографии здания.
  3. Обратиться в управление архитектуры и градостроительства. Здесь нужно оплатить работы, связанные с вводом дома в эксплуатацию. Сотрудники управления выдадут список организаций, которые придется обойти для получения разрешения.
  4. Пройти процедуру согласования в электрослужбе, газовой и пожарной службе, а также водоканале. Без одобрения этих инстанций получить заветный документ не удастся.
  5. Предоставить в градостроительный отдел полный пакет заверенных документов.

Часть 6 ст. 55 Градостроительного кодекса предусматривает ряд оснований, по которым власти вправе отказать во вводе дома в эксплуатацию. Распространенные причины — отсутствие каких-то документов, несоответствие постройки санитарным либо строительным нормам полностью или частично. Отказ последует и в случае, если жилой дом возведен на участке, не предназначенном для этих целей.

Что успели построить за первое полугодие 2021 года и какие планы будут реализованы дальше, рассказали сегодня председатель комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Александр Кручанов и начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Авраменко.

В ходе пресс-конференции «Состояние жилищного строительства в Республике Беларусь: итоги за первое полугодие 2021 года» Александр Авраменко рассказал, что с января по июль 2021 года в Беларуси было построено 1,7 миллиона кв.м жилья. Из них для нуждающихся — 635.741 кв.м, в том числе 439 тысяч кв.м с использованием господдержки. Для многодетных построено 3049 квартир.

  • заявление на предоставление государственной услуги;
  • общегражданский паспорт;
  • доверенность, если заявитель не является застройщиком;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • акт приема объекта строительства, если работы по возведению велись на основании договора строительного подряда;
  • документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технического регламента;
  • межевой план земельного участка с указанием расположения объекта строительства, инженерных сетей и других объектов;
  • технический план индивидуального жилого дома;
  • разрешения на ввод в эксплуатацию, полученные в уполномоченных службах.

Субсидия представляет собой финансовую государственную помощь нуждающимся в ней гражданам в виде передачи денежных безналичных средств или наличных либо в натуральном виде.

Жилищная субсидия в Беларуси представляет собой следующее:

  • Внеочередную выдачу из государственного фонда жилых помещений для проживания нуждающи��ся людей.
  • Денежные средства, перечисляемые на реконструкцию имеющегося жилья, его капитальный ремонт, строительство жилого частного дома или приобретение новой квартиры.
  • Финансы на погашение образовавшейся кредитной задолженности или начисленных процентов по ней при попытке гражданина самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
  • Финансирование военнослужащему, сотруднику МЧС или МВД задолженности по оформленному кредиту, предназначенному для улучшения жилищных условий.
  • Оплату кредита детям-сиротам.

Малообеспеченным многодетным семьям, подавшим заявку на улучшение текущих жилищных условий, в 2019 году полагается белорусская субсидия вне очереди.

Молодая семья, претендующая на субсидию в Беларуси, должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная семья. Необходимость в улучшении имеющихся условий проживания подтверждается путем их оценки комиссией, зафиксированной и отраженной в официальных документах.

В число претендентов на государственное субсидирование в Беларуси включены молодые семьи, имеющие:

[3]

Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.

Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:

  • Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
  • Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.
  1. Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
  2. Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
  3. Граждане, получившие субсидию.
  4. Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
  5. Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.

«Оставить нельзя снести»: расстановка запятых!

Прежде, чем переходить непосредственно к этапу сдачи объекта в эксплуатацию, нужно пройти еще одну процедуру – техническую инвентаризацию. Для этого приглашается инженер из специального бюро (госрегистрация, земельный кадастр), проводятся необходимые работы.

А именно:

– измерения для проверки соответствия готового объекта утвержденному проекту;

– определение отклонений от проектной документации (если есть);

и т.д.

Если обнаруживаются несоответствия, застройщика направляют в местные органы управления за решением, касающимся дальнейшей «судьбы» несоответствующего «компонента» (например, пристройки). Там уже определяют, «оставить нельзя, снести» – или наоборот. Словом, расставляют, как в той сказке, в данном деле недостающие «запятые».

Интересно, что техническую инвентаризацию дома можно осуществлять не только до сдачи объекта в эксплуатацию, но также и после нее! Перед началом работ уточните все необходимые детали в Земельно-кадастровом агентстве (ранее БТИ) по адресу г. Минск, ул. Папанина, 7.

Но вернемся к «стандартному» варианту, когда техинвентаризация, все-таки, проводится перед приемкой. Итак, документ (ведомость) с техническими характеристиками на руках – можно приступать к сдаче.

Идеальный вариант по мнению министерства

Итак, возможности многодетных семей по размерам госпомощи определили. Но кто и как будет строить?

Александр Авраменко, начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства, говорит, что идеальным вариантом для строительства индивидуальных домов с использованием господдержки была бы комплексная застройка определенной территории в населенных пунктах.

Плюсы такого метода строительства очевидны — строительная организация берет на себя подведение инженерных сетей, земляные работы, закупку и подвоз строительных материалов, отвечает за качество строительных работ. Дома, возведенные по типовым проектам с привлечением подрядной организации, с большей вероятностью «впишутся» в смету. Строительство хозспособом, то есть силами самого хозяина, часто растягивается на годы — не в каждой семье есть профессиональный строитель, который сможет быстро и правильно возвести дом.

Что такое долевое строительство?

В Беларуси долевое строительство квартир – это инвестиционная форма строительства жилых зданий, при котором застройщик привлекает денежные средства участников. Простыми словами, долевое строительство – это строительство дома за счёт его будущих жильцов.

Наряду с приобретением жилищных облигаций и доли в жилищно-строительном кооперативе, долевое строительство считается одной из эффективных инвестиций в недвижимое имущество.

Сторонами сделки выступает организация-застройщик, а также физические или юридические лица (дольщики).

Процесс не сильно отличается от обычной покупки недвижимости. Однако главный плюс долевого участия – стоимость жилья получается ниже, чем при покупке готового. Денежные средства на строительство выплачиваются не целиком, а вносятся частично за весь период строительства. Фактически предоставляется рассрочка на жильё.

Как получить субсидию на строительство дома в 2022 году

  1. Привязка к субъекту федерации. Заявление писать следует в ту администрацию, на подведомственной территории которой планируется стройка.
  2. Необходимо иметь разрешение на возведение здания, датированное не ранее 01.01.2012г. Документ должен быть действующим.
  3. Земля под застройку. Нужно подтвердить, что участок состоит в собственности семейства.
  4. Допускается долгосрочная аренда. Кроме того, необходимо, чтобы земля имела соответствующую категорию: под застройку или для ведения личного подсобного хозяйства.
  5. Госорганы могут принять и одобрить только одно заявление на один дом.
  6. Предоставленная документация проверяется на соответствие современным техническим и санитарным требованиям. Они утверждаются местными органами власти на основании действующего законодательства.
  7. Площадь постройки должна соответствовать нормативам.
  8. Заявитель обязан проживать (иметь регистрацию) в регионе обращения более одного года.
Читайте также:  Получение военного билета после получения гражданства РФ

Сроки строительства индивидуального жилого дома в рб 2022

В УП «Супертрейд» с целью повышения качества Строительно-монтажных работ (СМР), создана постоянно действующая комиссия по контролю качества выполняемых СМР. Назначены лица из числа линейных ИТР, ответственных за качество выполнения работ и распределены обязанности по оперативному и входному контролю качества. Инженером Соловьёвой Ю.В. получено удостоверение №190 от 26.02.2004г. об успешном прохождении тестирования на семинаре «Системы менеджмента качества на предприятиях строительного комплекса. Стандарты ИСО 9000-2000».

Также в стоимость предварительного расчёта не включены наружные и внутренние отделочные работы, подведение к дому наружных инженерных систем (вода, газ, колодцы под канализацию или подключение к центральной системе, электричество). Разводка инженерных систем рассчитывается отдельно и индивидуально в каждом конкретном случае!

Приемка в эксплуатацию объекта строительства


Возведение объекта строительства должно осуществляться на основе утвержденной проектной документации.[∗] пункт 1 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» Таким образом после того как будет получена разрешительная документация необходимо приступать к разработке проекта будущего дома.

Проект на дом может быть как индивидуальным, так и типовым.


Плюсами индивидуального проекта являются:

  • воплощение в жизнь желаний человека относительно его дома;
  • эксклюзивность, тоесть такой проект разрабатывается с нуля и больше нигде повторяться не будет (для того, что бы это было реализовано, необходимо, что бы по договору на разработку проекта исключительные авторские права на проект (архитектурные идеи, планировочного решения) переходили к заказчику);

Минусами индивидуального проекта являются:

  • высокая цена (как минимум в несколько раз больше чем у типового проекта);
  • срок разработки проекта (такой срок может составлять несколько месяцев).

Что из себя представляют сроки строительства жилого дома?


Строительство дома в данном случае производится путем заключения договора строительного подряда между гражданином и строительной организацией. Выбирая фирму, с которой будет заключен такой договор, необходимо убедиться, что строительные работы при этом будут выполнены качественно. Таким подтверждением может являться сертификат соответствия. Такой сертификат должны получить организации в случае, если они занимаются выполнением определенных видов работ Возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Заполнение оконных и дверных проемов.
Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений.
Монтаж деревянных конструкций.
Монтаж каменных и армокаменных конструкций.
Монтаж легких ограждающих конструкций.
Монтаж наружных сетей и сооружений.
Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
Монтаж стальных конструкций.
Устройство антикоррозионных покрытий строительных конструкций зданий и сооружений.
Устройство дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.
Устройство изоляционных покрытий.
Устройство кровли.
Устройство оснований, фундаментов зданий и сооружений.
Устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.
(Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «здания и сооружения, строительные материалы и изделия. безопасность» (приложение к техническому регламенту Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»)), без которых строительство дома невозможно. Кроме этого можно попросить у строительной фирмы перечень построенных ею объектов и таким образом проверить наличие у нее опыта в этой сфере. Также, не смотря на то, что в настоящий момент строительная деятельность не лицензируется, можно попросить лицензию на то время когда она была еще необходима. Если такая лицензия имелась, то это уже определенным образом подтверждает надежность выбранной строительной фирмы.


При заключении договора строительного подряда необходимо будет определить из чьих материалов будет вестись строительство. По общему правилу такое строительство ведется подрядчиком из его материалов, его силами и средствами.[∗] статья 658 Гражданского кодекса Республики Беларусь Как правило в этом случае необходимо будет оплачивать аванс на стоимость таких материалов. В то же время если гражданин желает, что бы строительство велось (полностью или частично) из его материалов это необходимо указать в договоре.

Кроме материалов в стоимость строительства будут также входить и сами работы по строительству.

Сроки строительства могут быть разделены на этапы (возведение фундамента, стен, внутренняя отделка и т.д.). В соответствии с этим разделяется и оплата строительства.


После завершения строительства жилой дом подлежит приемке в эксплуатацию.[∗] пункт 1 статьи 591 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»

Для получения акта приемки необходимо обратиться в исполком и представить следующие документы:[∗] подпункт 9.3.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление;
  • утвержденную проектную документацию;
  • разрешительную документацию.

Для приемки жилого дома в эксплуатацию исполкомом создается приемочная комиссия.[∗] пункт 24 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716

Дом может приниматься в эксплуатацию без выполнения отдельных видов работ, в том числе по внутренней и наружной отделке, а в сельской местности — кроме того, без выполнения работ по устройству нежилых капитальных построек на придомовой территории, благоустройству, если это соответствует проектной документации и не препятствует эксплуатации объекта, функционированию инженерной инфраструктуры. При этом должны быть выполнены в полном объеме предусмотренные проектной документацией работы по инженерному обеспечению объекта (включая установку индивидуальных приборов учета).[∗] пункт 26 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716

Исполком обязан выдать гражданину утвержденный акт приемки дома в эксплуатацию не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в течение 1 месяца со дня подачи заявления.


Следующим этапом будет являться техническая инвентаризация и составление технического паспорта на построенный жилой дом. Технический паспорт будет необходим для государственной регистрации создания дома. Данная процедура проводиться организацией по госрегистрации БТИ и ее можно проводить до приемки дома в эксплуатацию.

Документы для проведения инвентаризации и изготовления техпаспорта:

  • заказ-наряд на выполнение работ (составляется непосредственно при приеме документов);
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • выписка из решения исполкома о разрешении строительства дома (кроме случаев, когда работы выполнялись самовольно);
  • проектная документация;
  • заключение государственной экспертизы — в случае, когда такая экспертиза была необходима;
  • акт приемки объекта в эксплуатацию с заключениями органов государственного надзора — кроме случая, когда техинвентаризация проводится до ввода объекта в эксплуатацию;
  • документы, подтверждающие внесение платы Стоимость зависит от площади дома и кроме того различается в разных областях страны за проведение технической инвентаризации.

Указанные документы можно подавать одновременно с документами на государственную регистрацию дома.

Указ №240 о государственной поддержке граждан. Как он работает?

7 июля 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №240, который предусматривает новую форму государственной поддержки граждан в виде адресных субсидий на жилье. Основные нюансы:

1. Жилищная субсидия выдается на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений и/или на погашение основного долга по этим кредитам.

2. Получить субсидию могут только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Те, кто имеет право на получение субсидии, могут либо воспользоваться данной субсидией, либо получить льготный кредит, в соответствии с Указом №13. При этом воспользоваться государственной поддержкой можно только один раз. Исключение составляют многодетные семьи, в том случае, если, в связи с рождением очередного ребенка, они нуждаются в улучшении жилищных условий.

4. Максимальный размер кредита, который можно погасить субсидией, рассчитывается по формуле:

нормируемый размер жилого помещения * кол-во членов семьи * предельный норматив стоимости 1 кв. метра * 90% (многодетные — 100 %)

На данный момент нормативы общей площади жилого помещения установлены на следующем уровне (на 1-го человека):

· 15 кв.м – в Минске;
· 20 кв.м – в других городах, а также для многодетных семей;
· 30 кв.м – при строительстве для одного человека 1-комнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома;
· 30 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
· 44 кв.м – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.

Кроме того, на дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья – +15 кв.м.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *