Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
ЧТО УЧИТЫВАЮТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
⏹ Для юридического лица. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- характер и размер причиненного вреда;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
- финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).
⏹ Для физического лица. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:
- характер совершенного административного правонарушения;
- обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение;
- степень его вины;
- характер и размер причиненного им вреда;
- имущественное положение;
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 7.1 КоАП).
Либеральнее, но без перебора
Комментируя изменения, специалист отметила, что статьи не просто поменяли свои номера. Некоторые нормы добавили. Главное — почти везде снижена нижняя и верхняя планка штрафов как для физлиц, так и для юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Это говорит об общей тенденции к либерализации. При определенных условиях нарушителей могут даже освободить от ответственности: отделаются лишь предупреждением. Если же природе нанесен ущерб, размер его возмещения остается прежним. К примеру, за убитую косулю составит 120 базовых величин. Как правило, незаконная охота на копытных чревата для браконьера не административным, а уголовным наказанием.
По итогам прошлого года сотрудники Госинспекции выявили примерно 5,6 тысячи правонарушений, из них почти 600 — уголовных. Около 5 тысяч относятся к административным. По менее значительным нарушениям решение о наказании выносят инспекторы, по более серьезным — суд. Практика применения нового кодекса только начинает набирать обороты, однако уже есть прецеденты. На их основе и примере недавних нарушений разбираемся, что поменялось.
Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий
До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:
- с отходами производства и потребления;
- веществами, разрушающими озоновый слой;
- иными опасными веществами.
Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ).
Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.
Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:
- при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
- при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
- при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).
Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:
- совершения этого же нарушения в течение года повторно;
- причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).
Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:
- Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
- Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
- Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
- Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.
Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:
- предупреждение;
- штрафы;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискацию незаконно выпущенной продукции;
- лишение права на занятие определенной деятельностью.
Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.
Применение административной ответственности
Должностные лица Госэкоинспекции в соответствии со ст. 2421 КУоАП имеют право налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за:
- нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредное влияние на нее физических или биологических факторов (ст. 78 КУоАП);
- нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КУоАП);
- несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КУоАП);
- ввод в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КУоАП);
- эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержимого загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81 КУоАП);
- нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КУоАП);
- нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КУоАП);
- нарушение правил охоты (ч. 1 и 3 ст. 85 КУоАП);
- эксплуатацию на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КУоАП);
- нарушение требований относительно охраны среды обитания и путей миграции, переселения, акклиматизации и скрещивания диких животных (ст. 87 КУоАП);
- жестокое обращение с животными (ст. 89 КУоАП);
- невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации и захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий (ст. 901 КУоАП);
- невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новых технологий, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 911 КУоАП);
- превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КУоАП);
- укрывательство превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 913 КУоАП);
- отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации (ст. 914 КУоАП);
- нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующих излучений (ст. 95 КУоАП);
- уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов (ст. 153 КУоАП);
- введение в обращение или реализацию продукции, которая не соответствует требованиям стандартов (относительно реализации нефтепродуктов, экологические показатели которых не соответствуют требованиям стандартов, норм и правил (ст. 167 КУоАП);
- невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охраны естественных ресурсов (ст. 1885 КУоАП).
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
192–1600 руб. | от 6 до 50 б.в. |
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.10 настоящего Кодекса
Административная ответственность за нарушение | ||
32–160 руб. | от 1 до 5 б.в. |
Влияние на озоновый слой
Новая статья 8.21 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой» | ||
Часть статьи | Нарушение | Санкция |
1 | Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой | Штраф:
|
2 | Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи | Штраф:
|
Опасные химикаты и т .п.
Новая статья 8.22 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов» | ||
Часть статьи | Нарушение | Санкция |
1 | Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов | Штраф:
|
2 | Действия/бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшее причинение вреда здоровью человека и/или вреда окружающей среде | Штраф:
|
3 | Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи | Штраф:
|
Отчетность по отходам
Новая статья 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год» | ||
Часть статьи | Нарушение | Санкция |
1 | Несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год | Штраф:
|
2 | Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения | Штраф:
|
Необходимая природоохранная документация
Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.
Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:
- Паспорта опасных отходов (ОО);
- Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
- Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
- отходов;
- Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
- воздух;
- Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
- Комплексное экологическое разрешение;
- Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
- Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
- Технологические нормативы;
- Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
- (НДС);
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
- Программа повышения экологической эффективности;
- План мероприятий по охране окружающей среды;
- Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
- Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
- Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
- Сведения 3.1, 3.2, 3.3.
Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
Отсутствующая природоохранная документация, нарушения | Основание, статья КоАП | Размер штрафа, тыс. руб. |
Документ, подтверждающий проф. подготовку должностных лиц; Проект СЗЗ; Мониторинг точек СЗЗ. | Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. | физ. лица – от 1 до 2; должностные лица и ИП – от 2 до 5; юр. лица – от 20 до 100 |
Паспорта опасных отходов; Журнал учета отходов; ППК; Отчет МСП; Лицензия по обращению с опасными отходами. | Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | физ. лиц – от 1 до 2; долж. лица – от 10 до 30, ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 100 до 250 или АПД* до 90 суток |
ГЭЭ. | Ст. 8.4. ч. 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы | физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 100 |
Осуществление деятельности не соответствующие ГЭЭ. | Ст. 8.4 ч. 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы | физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 5 до 10; юр. лица – 50 до 150 |
Справки о вывозе мусора; Продление лимитов на размещение отходов; Сокрытие информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. | Ст. 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации | физ. лица – от 0,5 до 1; долж. лица и ИП – от 1 до 2; юр. лица – от 10 до 20 |
НДС; Разрешение на сброс; 2-ТП водхоз; Декларация по составу и качеству сточных вод. | Ст. 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | физ. лица– от 5 до 1; долж. лица – от 10 до 20 ИП – от 20 до 30 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 80 до 100 тысяч рублей или АПД* до 90 суток. |
Проект ПДВ; Разрешение на выбросы; 2-ТП воздух. | Ст. 8.21. ч. 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения | физ. лица – от 2 до 2,5; долж. лица – от 40 до 50; ИП – от 30 до 50 или АПД* до 90 суток; юр. лица – от 180 до 250 или АПД* до 90 суток. |
Специальное разрешение на выброс. | Ст. 8.21. ч. 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него | физ. лица – от 1,5 до 2; долж. лица– от 10 до 20; ИП – от 30 до 50; юр. лица – от 80 до 100 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. | Ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду | долж. лица – от 3 до 6; юр. лица– от 50 до 100 |
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду | Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений | долж. лица – от 5 до 20; долж. лица – от 30 до 100 |
КЭР | Ст. 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения | долж. лица — от 4 до 10; юр. лица — от 50 до 100 |
2- ТП Отходы. | Ст. 13.19. Непредоставление первичных статистических данных | долж. лица — от 10 до 20; юр. лица — от 20 до 70 Повторное правонарушение: Долж. лица – от 30 до 50; юр. лица – от 100 до 150 |
*АДП — административное приостановление деятельности |
Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС
Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.
Аспект |
Конкретика |
Порядок исчисления платежей за НВОС |
Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255 |
Отчетный период |
Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Порядок и сроки их уплаты |
В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат |
Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 |
Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС |
Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)** |
Способ представления декларации о плате за НВОС |
По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***: – либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте; |
Место представления декларации о плате за НВОС |
По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3). Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 |
* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.
Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.
Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.
Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС
Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.
Аспект |
Конкретика |
Порядок исчисления платежей за НВОС |
Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255 |
Отчетный период |
Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Порядок и сроки их уплаты |
В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ) |
Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат |
Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 |
Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС |
Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)** |
Способ представления декларации о плате за НВОС |
По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***: – либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте; |
Место представления декларации о плате за НВОС |
По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3). Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 |
Ответственность природопользователя
- Москва
- Санкт-Петербург
- Астрахань
- Барнаул
- Волгоград
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Иркутск
- Казань
- Кемерово
- Краснодар
- Красноярск
- Липецк
- Набережные Челны
- Нижний Новгород
- Новокузнецк
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Саратов
- Тольятти
- Томск
- Тюмень
- Ульяновск
- Уфа
- Хабаровск
- Челябинск
- Ярославль
Правовые основания для проведения проверки Росприроднадзором прописаны в следующих основных нормативных документах:
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 №53.
Экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми:
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 №285)
- Уполномоченными территориальными органами (на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в перечне по Постановлению Правительства от 31.03.2009 №285).
В свою очередь, внеплановые проверки проводятся в случаях:
- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
В настоящее время штрафы за нарушения в области экологии весьма велики. Вот только основные статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым может быть оштрафована практически любая организация:
- Статья 8.2. Несоблюдение норм при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – штрафы: (на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации – штраф: (на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей).
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод – штраф: (на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
- Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (выброс вредных веществ без специального разрешения) – штраф: на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – штраф: (на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.