Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить права несовершеннолетних?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административное и уголовное наказание за правонарушения в одинаковой степени применяются в сфере компенсации алиментов в пользу малышей. В зависимости от причин не выплаты, а также количества допущенных нарушений, устанавливается состав уголовного или же административного проступка.
Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.
2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.
3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ «Об образовании» (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
4. О последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, предусмотренных ст.63 СК РФ, см. ст.69-74 СК РФ и комментарий к ним.
Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Воспитывать детей – одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), – поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.
Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних – одна из приоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются на процветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073 – 1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.
Преимущественное право родителей на воспитание детей перед другими лицами стало необходимым закрепить в связи с тем, что зачастую родители являются не единственными, кто имеет право на воспитание ребенка. К примеру, см. настоящий комментарий к ст. 62 СК РФ – несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, могут воспитывать ребенка вместе с назначенным ему опекуном. В этом случае разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом как данной нормы, так и конкретной ситуации в семье.
По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также ст. 18 и 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” .
——————————–
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.
2. Главным в воспитании ребенка закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Обеспечение всех этих условий вряд ли, в общем случае, возможно без получения ребенком основного общего образования в общеобразовательном учреждении. Под образованием Закон РФ “Об образовании” понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ о праве на образование, основное общее образование обязательно и родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Получение среднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но поскольку ценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителей обязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил свое обучение в высшем образовательном учреждении.
Как следует из комментируемой статьи, от выбора родителей зависит, в каком высшем образовательном учреждении их дети получат образование и в какой форме: очно, заочно, экстерном и т.п. Однако неучтение мнения ребенка в этом вопросе будет являться нарушением законодательства и может быть оспорено ребенком в судебном порядке путем самостоятельного обращения в суд.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. При выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.
Комментарии к ст. 63 СК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).
Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).
2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).
Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Основные права несовершеннолетних
В ст.11 СК РФ определены основные права, которые не могут быть нарушены без правовых последствий. Среди них можно выделить:
Право жить и воспитываться в семье
Каждый ребенок обязан проживать с матерью и отцом, и получать от них должное внимание, заботу и опеку. Исключением тут будут составлять те ситуации, когда жизни или здоровью наносится ущерб
В том случае, если по каким-то причинам дитя не может проживать со своими родителями, он будет помещен в специальные детские учреждения, или приемные семьи.
Право на свободное общение с родными. В соответствии с действующими положениями СК РФ, несовершеннолетний имеет полное право поддерживать отношения со всеми родственниками со стороны отца и матери. В том случае, если кто-то будет ограничивать общением с дедушками и бабушками, и прочими близкими родственниками, данное деяние будет признаваться нарушением, и виновного будут ждать определенные меры ответственности. Единственным исключение тут будут ситуации, когда контакт с родственниками негативно сказывается на детях, и может повлечь за собой создание опасных условий здоровья или жизни несовершеннолетнего.
Право на получение имени, фамилии и отчества. Все дети имеют право на идентификацию, то есть получение фамилии, имени и отчества. В том случае, если родители не могут прийти к консенсусу, в спор могут вступить органы опеки и разрешить конфликт в соответствии с полномочиями, возложенными на них по противодействию ущемления прав.
Право на свободу выбора и собственное мнение. Дети могут совершенно спокойно высказывать свои мысли и мнение в письменной или устной форме без опасения. В том случае, если происходит ущемление свободы слова, суд может привлечь виновника к ответственности согласно положениями административного законодательства страны. Как только ребенку исполнится 10 лет, его мнение будет учитываться на официальном уровне, в том числе и судебными инстанциями и государственными учреждениями.
Право на получение необходимых средств для существования. Согласно законам, родители обязаны обеспечивать свое чадо всеми необходимыми ресурсами, которые могут ему потребоваться. Если родители находятся в разводе, их чадо должно получать ежемесячные денежные выплаты от того родителя, который проживает отдельно. В случае, если возникают проблемы с поступлениями по алиментам, суд встанет на сторону несовершеннолетнего, и будет классифицировать данное нарушение как тяжкое правонарушение.
Право на нормальное развитие и получение образования. Как только ребенок достигает необходимого возраста, он должен посещать образовательные заведения. Если происходит ущемление его прав, и родители препятствуют поступлению в школу, они будут привлечены к ответственности.
Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. - Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.
Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав
- Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
О лишении и ограничении родительских прав, см. статьи 69 и 73 данного документа. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. - Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
- Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
[Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 63]
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Право ребенка на совершение мелких бытовых сделок
Конвенцией о правах ребенка предполагает право несовершеннолетнего совершать мелкие бытовые сделки. К данной сфере, в частности, относятся:
- Свободное распоряжение собственным заработком и другими доходами;
- Использовать авторское право произведений науки и искусства;
- Делать подарки и совершать другие безвозмездные вклады;
- Свободно распоряжаться карманными средствами, предоставленными родителями или лицами, их заменяющими;
- В случае инвалидности – распоряжаться пенсией, выделенной государством;
- В случае сиротства – распоряжаться пенсией в связи с утратой кормильцев;
- Совершать обмен личными вещами;
- Производить банковские вклады и распоряжаться вложенными средствами.
Подобные мелкие сделки вправе совершать несовершеннолетние от 14 до 18 лет. При необходимости более крупные сделки дети могут совершать только с согласия родителей/опекунов. Ребенок от 6 до 14 лет может свободно распоряжаться карманными средствами, принимать решение об осуществлении мелких безвозмездных сделок (например, дарить подарки) и мелкие бытовые сделки (совершать небольшие покупки).
Нарушение имущественных прав несовершеннолетнего
В отличие от Конвенции о правах детей, Семейным Кодексом РФ предусмотрены имущественные права несовершеннолетних детей и санкции в случае их нарушения.
Статья 60 СК РФ разъясняет следующее: ребенок – это самостоятельный субъект, наделенный правами на собственное имущество. Родители или лица, которые их заменяют, не имеют права на имущество ребенка. Но они обязаны представлять интересы ребенка при заключении сделок. Также супруги наделены правомочиями управлять имуществом несовершеннолетнего.
В случае нарушения имущественных прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. В случае, когда ситуация не разрешится мирным путем, имущественные отношения ребенка и нарушителей рассматриваются в судебном порядке.
Нарушение имущественных прав несовершеннолетнего
В отличие от Конвенции о правах детей, Семейным Кодексом РФ предусмотрены имущественные права несовершеннолетних детей и санкции в случае их нарушения.
Статья 60 СК РФ разъясняет следующее: ребенок – это самостоятельный субъект, наделенный правами на собственное имущество. Родители или лица, которые их заменяют, не имеют права на имущество ребенка. Но они обязаны представлять интересы ребенка при заключении сделок. Также супруги наделены правомочиями управлять имуществом несовершеннолетнего.
В случае нарушения имущественных прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. В случае, когда ситуация не разрешится мирным путем, имущественные отношения ребенка и нарушителей рассматриваются в судебном порядке.
Комментарий к статье 63 Семейного Кодекса РФ
1. Воспитывать детей — одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), — поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.
Как защитить свои права ребенку: судебная и внесудебная защита
Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами (см. статью «Ребенок имеет право»), но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.
Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это и разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.
В Российской Федерации цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка определены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В законе также конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.
Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.