Общая система налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая система налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общая система налогообложения — режим, характеризующийся наибольшим объемом бухгалтерской отчетности и налоговых платежей. Все вновь зарегистрированные ИП (индивидуальные предприниматели) и юридические лица автоматически работают по данной схеме, если не подадут заявление о переходе на специальный режим — УСН (упрощенная схема налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), патент или единый сельскохозяйственный налог.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Режимы налогообложения: как уменьшить налог или налоговую базу

Владельцы бизнеса всегда стремятся оптимизировать расходы. Одним из способов может стать уменьшение налогов. Оптимизация налоговых выплат зависит от сферы деятельности компании и выбранного режима налогообложения.

Находясь на основной системе налогообложения, организация или ИП может уменьшить налоговую базу для расчета налога на прибыль за счет вычета расходов на приобретение или модернизацию основных средств. Здесь необходимо помнить, что до 90% таких расходов можно направить на уменьшение лишь региональной части налога, а оставшиеся 10% — федеральной.

Т. к. у упрощенной системы две схемы налогоисчисления, рассмотрим каждую из них подробнее.

«Доходы». Ставка единого налога в этой схеме равна 6%. Налог в данном случае может быть уменьшен за счет вычета из базы уплаченных страховых взносов, а также пособий по больничным листам и торгового сбора.

«Доходы минус расходы». На этой схеме предприниматель платит 15% от суммы, составляющей разницу между доходами и расходами компании. В данную налоговую схему уже заложено уменьшение налоговой базы за счет вычета расходов компании. Как правило, вариант УСН «Доходы минус расходы» выбирают компании и ИП, у которых достаточное количество расходов, чтобы эта схема была выгоднее первой.

На едином сельскохозяйственном налоге база может быть уменьшена тоже за счет расходов, а именно страховых взносов. Сделать это могут все компании и ИП, которые выбрали для себя режим единого сельскохозяйственного налога.

Патентной системой имеют право пользоваться только индивидуальные предприниматели. Сегодня у каждого ИП должна быть онлайн-касса. Именно на расходы на нее он и имеет право уменьшить налоговую базу. Также ИП на патентной системе может уменьшить базу для исчисления налогов за счет взносов и пособий, которые были уплачены рамках действия патента.

Физические лица, выбравшие для себя в качестве налогового режима налог на профессиональный доход, могут уменьшить базу для его исчисления за счет налоговых вычетов.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Особенности, преимущества и недостатки

Применять стандартную систему налогообложения выгодно, если:

  • подавляющее большинство поставщиков, партнеров и контрагентов работают на аналогичном режиме налогообложения с НДС;
  • производится импорт продукции на российскую территорию. В этом случае на ОСНО уплаченный НДС уменьшает налогооблагаемую базу;
  • главная сфера деятельности относится к оптовой торговле;
  • организация включена в льготный список по НДС (учреждение образования, здравоохранения).

Если юридическое лицо на общей системе налогообложения приостановило работу на длительный отрезок времени и подтвердило бухгалтерской отчетностью этот факт, ему не потребуется перечислять налоги за этот период. Чаще всего такая ситуация возникает во время реконструкции производства, глобального ремонта здания, перепрофилирования организации. В отличие от стандартной схемы, юридические лица на упрощенном режиме налогообложения обязаны оплачивать страховые взносы, даже если за отчетный период не вели деятельности и не получили прибыль.

Читайте также:  Налоги с продажи квартиры c 2020 года

Другие преимущества общей системы налогообложения:

  • отсутствие лимитов по количеству сотрудников, стоимости активов и объему доходов;
  • возможность свободно открывать неограниченное число офисов, представительств и филиалов;
  • крупные компании — плательщики НДС — предпочитают выбирать в качестве контрагента юридических лиц на ОСНО;
  • НДС, уплаченный при импорте продукции, можно включить в перечень расходов при определении налогооблагаемой базы;
  • для учреждений здравоохранения и образования налоговая ставка на ОСНО равна 0%.

На ОСНО отсутствуют лимиты по количеству сотрудников, ограничения на виды деятельности и объем доходов. Данный режим налогообложения — выбор крупных корпораций, которые работают с компаниями-плательщиками НДС (налога на добавленную стоимость).

Минусы данного типа налогообложения:

  • высокий объем бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • большое число налоговых платежей и других обязательных взносов;
  • необходимость оформления множества деклараций;
  • дополнительные расходы на оплату труда бухгалтера или целого отдела;
  • высокая налоговая ставка, по сравнению с другими режимами налогообложения.

Стандартную схему налогообложения можно совмещать с ЕНВД и патентным режимом, которые применимы только для отдельных видов деятельности. Ее нельзя комбинировать с УСН и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Вести учет расходов и доходов для каждого режима налогообложения необходимо отдельно.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 году

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Какую систему налогообложения может применять индивидуальный предприниматель (ИП): нюансы выбора

Для более легкого восприятия информации целесообразно представить таблицу, характеризующую существующие схемы:

Оценочные признаки

Характеристики режимов

Общий

Упрощенка

Патентная

Самозанятость

Тип деятельности

Ограничения отсутствуют

Любая, кроме прописанной в п. 3 ст. 346.12

Все, что предусмотрено законодательством разрешенных регионов

Не могут реализовать подакцизные изделия и продукты не своего производства

Величина прибыли на перспективу 2021 г. (млн.)

Не имеет значения

200

60

2,4

Кол-во работников (чел.)

Сколько угодно

130

15

Отсутствующие взносы

В ряде случаев освобождаются от НДС

Налог на добавленную стоимость, прибыль, НДФЛ

В дополнение на имущество физических лиц

Страховые начисления

Ставочный процент (%)

От 0 до 35

6-8 и 15-20 в зависимости от объекта

6, в ряде регионов 4

6

Когда вносится плата

Раз в месяц, квартал, до 1 декабря следующего года

Авансовый платеж до 25 апреля, июля и октября. Основной до 30.04 идущего за отчетным

До окончания действия патента. При длительном возможна оплата частями

До 25-го предстоящего мес.

Отчетная дата

Вариативно в зависимости от типа налога

Не позднее 30.04

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Налог — это принудительная выплата государству юридическими и физическими лицами денежных средств в обмен на право заниматься коммерческой и трудовой деятельностью.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Общие принципы построения налоговой системы в современной России были определены в принятом 27 декабря 1991 г. Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а сейчас закреплены и развиты в НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Программа курса «Налоговый консультант» состоит из пяти разделов. Мы предполагаем поэтапное изучение участниками основ данной дисциплины.

Шаг 1. Изучите правовое регулирование предпринимательской деятельности

Лекционный курс начинается с изучения общих положений права. Обучающиеся познакомятся с различными действующими документами, необходимыми для грамотной работы в своей компании, и узнают об организационно-правовых формах предприятий и их преимуществах.

Шаг 2. Познакомьтесь с основами налогового права

Второй раздел программы посвящён подробному изучению системы налогообложения РФ. Вы изучите все имеющиеся на сегодня налоги и сборы, узнаете о порядке их установления и взимания. Преподаватель расскажет об особенностях специальных налоговых режимов и подскажет, на что обращать внимание при переходе компании на один из них. Дополнительно слушатели познакомятся с порядком взыскания налогов, штрафов и пеней, а также разберут вопросы исполнительного права в сфере налогообложения.

Шаг 3. Узнайте, как вести бухучёт в компании и сдавать отчётность

Налоговый учёт тесно связан с бухгалтерским, поэтому слушателям придётся изучить смежные налогообложению дисциплины. После изучения данного раздела сотрудники смогут уже на следующий день работать с основными средствами, НМА, производить расчёты, включая валютные операции. Кроме этого, самостоятельно смогут составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчётность.

Шаг 4. Подробно изучите налогообложение юрлиц и физлиц

Данный раздел посвящён изучению отдельных видов налогов. Вы научитесь определять налоговую базу, производить полный расчёт налогов, учитывать различные льготы и сниженные ставки, узнаете о порядке уплаты налогов с учётом действующего законодательства.

Шаг 5. Пройдите подготовку и сдайте экзамен на сертификат в АССА

Пройдите подготовку к экзаменам в АССА у наших преподавателей-экспертов. Мы подготовили уже более 10 000 сотрудников, и у нас высокий процент проходного балла. Регистрируйтесь на курс, и мы разъясним вам все подробности налогового учёта, а также научим секретам, как успешно сдать экзамен и получить сертификат.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Читайте также:  Действия страхователя при наступлении страхового случая

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Специфические признаки налогов:

• тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

• принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

• участие в экономических процессах общества.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;

4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в России (далее – налоговые органы);

5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (далее – таможенные органы);

6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

8) органы государственных внебюджетных фондов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги либо через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу. Причем порядок уплаты федеральных налогов устанавливается только НК РФ, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носителем налога является лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщиком налогов считается государственный служащий (налоговый инспектор, работник таможенной службы), ответственный за сбор налогов.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).

2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.

3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала ХIХ в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Уровень налоговой нагрузки в стране измеряется при помощи определения налоговой доли в внутри-валовом продукте государства. При том учитываются только реальные уплаченные налоги. Это называется фактической нагрузкой налогов. Номинальная нагрузка учитывает также неуплаченные налоги, которые образуются в результате уклонения отдельных граждан и организаций. Чем больше различие между значениями номинальной и фактической нагрузки, тем больше процент неуплат.
Налоговая нагрузка организаций определяется пропорционально отношению реально выплачиваемого налога к общей прибыли. Налоговая нагрузка позволяет анализировать общую экономическую ситуацию в стране, а также следить за субъектами, уклоняющимися от налогообложения. Максимальные показатели налоговой нагрузки обновляются ежегодно на основе показателей производства.

Автор: admin


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *