Статья 214. Право государственной собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 214. Право государственной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основными признаками государства являются также наличие аппарата принуждения и армии, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р.Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Государство принимает участие в публичных и правовых, а также в частных отношениях. Федеральная власть гарантирует подчинение интересов отдельных людей общим целям и задачам, в результате чего такие отношения приобретают публично-правовой характер.

В России в качестве субъекта права (частно-правовой стороны) отсутствует понятие «казна». И это, несмотря на то, что подобный термин в больших объемах применяется в отечественном законодательстве.

Казна рассматривалась в качестве системы государственных органов, которые осуществляли сбор и перераспределение бюджетных средств, уделяя отдельное внимание не имущественному и организационному механизму, а контролю и надзору.

К примеру, должностные лица казначейства, вероятнее всего, интересуются административными рычагами, а не типичным изъятием из банковских рук бюджетных операций.

Данное ведомство не является универсальным объектом права, которое представляет в имущественных взаимоотношениях государство. В сферу казначейства входят только безналичные денежные ресурсы, причем лишь в некоторой степени.

В вещевой и наличной формах имущество находится в ведении иных государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом. Казначейство занимается контролем только некоторых направлений, его функционирование четко ограничивается правовыми нормами действующего Российской Федерации.

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Истоки отождествления государства в целом и казны — в римском праве. Специальный орган — казначейство — возникает в средние века. Средневековое норманнское Сицилийское королевство в XII в. создало казначейство (dogana), занимавшееся ведением королевских счетов и управлявшее разработанной системой налогообложения. Это повлияло на создание подобных структур в Англии и Нормандии.

Русский ученый Д. И. Мейер именует государство как субъект имущественных прав казной, которая, как каждое юридическое лицо, действует через представителя (в условиях дореволюционной России такими представителями Д.И. Мейер называет Министерство финансов и Министерство земледелия и государственных имуществ).

А.И. Елистратов отмечал, что особым пунктом соприкосновения административного и гражданского права являются так называемые дела казны. Сделки по имуществу, возникающие между административными учреждениями и частными лицами, в большем или меньшем объеме подчиняются нормам гражданского права. Но так как административное учреждение, какими бы правилами оно ни обязано было руководствоваться в своих хозяйственных операциях, никогда не утрачивает публичного значения государственного учреждения, то эти дела казны должны сосредоточить на себе внимание не только цивилиста, но и административиста.

Таким образом, в дореволюционной литературе сформировалось понимание казны как самого государства, участвующего в гражданских отношениях, т.е. субъекта.

Страницы истории Российского бюджета

На протяжении всего периода существования государства, вопросы, касающиеся материальной стабильности, являются первоочередными. К сожалению, казна муниципального образования весьма ограничена по своим размерам.

Обычные люди все чаще следят за ценами на нефть, не понимая, как они влияют на благосостояние обычных граждан.

Должность казначея впервые была введена в Древней Руси. В его обязанности входило хранение княжеских ценностей. Уже тогда люди знали, что такое казна. Ее состояние было предметом повышенной заботы. В средние века расходы и доходы государства были связаны с тратами великого князя, затем царя. Все доходы поступали в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме.

После образования централизованного Русского государства посошную подать собирали московскому князю. Также казна пополнялась благодаря кабацкому, соляному, таможенному сборам. В XV веке в России появилась бюджетная двухуровневая система унитарного государства, которая состояла их бюджета государства и местных бюджетов. Она базировалась на местных сборах и княжеских налогах.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ КАЗНЫ

Термин «казна» в отечественном гражданском праве представляет собой сложное явление. При этом ни правовые источники, ни юридическая литература не содержат однозначного его понимания. Полагаю, что восполнение этого теоретического пробела имеет также важное значение и для практики.

Некоторое понимание в данном вопросе дает пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), из которого следует, что государственную казну Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичная норма также содержится и в статье 215 ГК РФ в отношении муниципальной казны. То есть государственная казна, в том смысле, который ей придается названными правовыми нормами, является объектом гражданских отношений, что полностью соответствует пониманию объектов гражданских прав, данным в статье 128 ГК РФ.

Читайте также:  Владимир Уйба объявил 2023-й год Годом молодёжи в Республике Коми

Однако, в то же время, исходя из анализа статей 1069, 1070, 1071 ГК РФ казна понимается не как объект правоотношений, а как субъект. Например, законодатель указывает: «В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы». То есть, в отношениях, связанных с возмещением вреда, когда источником погашения задолженности является казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального района, от её имени (казны) выступает уполномоченное лицо – финансовый орган. При этом возникает справедливый вопрос о наличии правосубъектности у казны, как у участника отношений, так как отсутствие таковой противоречит классическому пониманию субъекта правоотношений.

На сущность казны-субъекта гражданских правоотношений указывает также ряд ученых- цивилистов.

Так, по мнению А.П. Гринкевича «под участием государства-казны в гражданском обороте следует понимать выступление в нем в качестве самостоятельных субъектов Российской Федерации, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов».

И.И. Королев указывает, что «особенность гражданско-правового положения казны государства как субъекта гражданского права в современном гражданском праве Российской Федерации состоит в том, что она участвует в гражданских правоотношениях через систему государственных органов, предприятия и учреждения, наделенные, как правило, правами юридического лица».

Ю.Н. Андреев предлагает возрождение понимания казны как государства – участника частных и публичных правоотношений.

В пользу взгляда на казну, как на объект правоотношений, также указывает ряд ученых.

Так, Х.В. Пешкова пишет: «Наряду с этим важно учитывать, что установление и реализация компетенции участников бюджетных отношений, как и необходимость формирования бюджетных процессуальных правоотношений, обусловлены наличием бюджета. В материальном аспекте он является денежным фондом, с позиции гражданского права — казной, объектом государственной и муниципальной собственности».

А.В. Карачев в разрезе темы об ответственности государства за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам, государственными органами и их должностными лицами указывает, что казначейство — это субъект, уполномоченный на определенные действия в отношении такого специфического объекта гражданского права, как казна.

По мнению А.А. Нуртдинова, поскольку казна — это совокупность имущества, то в соответствии со статьей 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права.

Трактуя положения статьи 214 ГК РФ, В.Г. Голубцов указывает: «Современный российский законодатель, используя в абзац второй части 4 статьи 214 ГК РФ термин «казна», имеет в виду не государство-казну, участвующее в гражданско-правовых отношениях как юридическое лицо, а казну как объект прав, имущество, которое принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ и не закреплено за государственными предприятиями, учреждениями, организациям».

Учитывая вышеназванные положения законодательства, а также мнения ученых отметим следующее.

По смыслу общих нормы статей 214, 215 ГК РФ казна действительно выступает объектом прав собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. В полной мере такое утверждение подтверждается и не юридическим, а чисто лингвистическим толкованием данного термина. Например, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовской, Е.Б. Стародубцева пишут: «Казна (от тюрк. — хранилище денег) — финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями». Примечательно, ��то и законодатель, и доктрина указывают на бюджет, как на составляющую казны. По нашему мнению, бюджет в данном случае отождествляется с пониманием денег как таковых, что придает ему оборотоспособность в смысле статьи 128 ГК РФ. Однако, полагаем, что такое отождествление не в полной мере соответствует бюджетному законодательству.

Легально определяя бюджет, законодатель указывает, что бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Разделяя мнение М.В. Романовского, указывающего, что «бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций», заключим, что по своей сути бюджет не является имуществом в смысле ГК РФ, а является скорее: 1) объектом публичного интереса; 2) особой процедурой установления рамок имущественной ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В самом общем понимании под бюджетом понимаем совокупность расходных обязательств и доходных статей. В данном случае подразумевается выход за сферу действия гражданского в пользу бюджетного законодательства, поскольку имеет место объем и пределы публичного интереса, но никак не объект гражданских прав. В связи с чем, возникает также вопрос об относимости понятия «бюджет» к объему понятия «казна» в случае признания её объектом прав.

Однако отметим, что бюджет в некотором роде можно признать документом об имущественном праве, но при этом выделим еще раз публичную природу такого права.

Назначение государственной казны

Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.

Основные функции государственной казны:

  • Пополнение региональных и муниципальных бюджетов для обеспечения деятельности и реализации приоритетных проектов.
  • Накопление ресурсов, их хранение и капитализация.
  • Социальная функция, необходимая для поддержки населения страны и реализации социально значимых задач.
  • Наличие и эффективная работа государственной казны позволяет развивать рыночную экономику, конкуренцию, поддерживать предпринимательскую деятельность.
  • Казна необходима для реализации инвестиционной функции. С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.
  • Государственная казна выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса.

Поэтому своевременное пополнение и рост объемов казны позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

Если говорить простым языком, государственная казна представляет собой хранилище в виде банковских счетов, имущества, материальных ценностей, недвижимости. С ее помощью осуществляется движение финансовых потоков в государстве, регулирование экономической деятельности, реализация социальных гарантий и поддержка приемлемого уровня жизни в сложные периоды.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА

денежные средства государственного бюджета.

  • — железный ящичек, ларец с казною, знак чея, позже замененный Книгой…

    Топонимический словарь Амурской области

  • — 1. . Чулан в сенях русской избы, ограниченный перегородкой. 2. Кухонная часть в избе татар-мишарей…

    Архитектурный словарь

  • — см. Узел стопорный…

    Морской словарь

  • — денежные средства государственного бюджета…

    Экономический словарь

  • — 1) финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов; 2) хранилище денег и драгоценностей правителей, королей, царей, монастырей в историческом прошлом…

    Экономический словарь

  • — государство, как носитель определенных прав и обязанностей; отсюда казенный — принадлежащий государству…

    Справочный коммерческий словарь

  • — Хранилище денег, драгоценностей и других материальных ценностей ханов, королей, царей великих и удельных князей, монастырей и др. В условиях централизованных государств — совокупность финансовых ресурсов…

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • — денежные средства государственного бюджета. См. т.ж. КАЗНА…
  • — см. Казна…

    Энциклопедия юриста

  • — часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями…

    Энциклопедия юриста

  • — тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству или организации. В Др. Руси всякого рода движимое имущество, коллективное или частное, место для хранения ценностей…

    Политология. Словарь.

  • — ценности, имущество, принадлежащие государству или организации; место для хранения ценностей…

    Современная энциклопедия

  • — см. Казна…

    Словарь юридических терминов

  • — …

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • — см. казна…

    Большой юридический словарь

  • — см. Государственная собственность…

    Большой юридический словарь

Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 году

Management of the Budget Process in the Russian Federation as the Main Link in Budget Management

The paper discusses the issues of management of the budgetary process in the Russian Federation that are relatively little-studied in the domestic science, and their place in budget management is shown. By disclosing the essence and structural units of budget management, the author shows that the budget management process in Russia takes an independent place in the hierarchical system of budget management and is its main element at the same time. It is proved that during the budget management process it is possible to identify ways to improve the management of public and municipal finances, as this process permeates all the spheres of activities of state and municipal authorities. The author describes in detail the content and objectives as well as economic and procedural legal framework for the management of the budget process in Russia at every stage of its organization. Special attention is paid to issues concerning the reform of budget management in the Russian Federation on the basis of the concept for reforming the budgetary process in the Russian Federation in 2004-2006 developed by the Ministry of Finance of the Russian Federation and approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation dated May 22, 2004 No. 249 “On the measures to increase efficiency of budget expenditures”. The author makes a conclusion that the implementation of the provisions of the said concept into practice became the basis on which the first large-scale budget reform in modern Russia was implemented, which laid the foundation for the improvement of budget process and budget management in the whole country. However, in the article the author proves that scientific-theoretical, methodological and legislative developments in relation to current requirements improve the administration of the budgetary process in the Russian Federation as the main element of budget management still need to be further developed. It is shown that in the context of the ongoing profound economic and financial crisis in Russia it is necessary to work out a new state economic and financial policy, which is ultimately connected with the application of general models of managing the economy and finance at the macro level. According to the author, a model of management of economy and finances at the macro level that has been in use for many years in Russia and continues to be used today and which is based on the liberal-monetarist concept has become the main reason for today»s protracted economic and financial crisis of the country. Accordingly, the author believes that the only alternative way to take the country out of a systemic economic crisis and to ensure future sustainable growth of its economy is to abandon the liberal-monetarist model of economic management and finance at the macro level, to emphasize the economic role of the state, and to shift from free market to the model of state-regulated market economy. In light of the implementation of the new economic and financial policy and carrying out appropriate fiscal reforms in the country in relation to modern requirements, the author outlines main directions for further improvement of budget management in the Russian Federation as the main element of budget management.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Основные финансовые документы

Финансовые документы показывают финансовое состояние предприятия на определенную дату, а также результаты его деятельности за определенный период. По этим документам можно судить о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития.

Основными финансовыми документами являются: балансовый отчет; отчет о прибыли; отчет о движении денежных средств. Балансовый отчет иногда называют отчетом о финансовом состоянии предприятия. В нем представлена структура капитала предприятия. Баланс делится на две части: актив и пассив. В первой части отражаются состав и размещение финансовых средств или направления их использования; в пассиве – источники образования и финансирования.

Итог актива баланса равен итогу его пассива. Активы классифицируются по продолжительности их использования на оборотные и необоротные активы. Оборотные активы (или текущие) – краткосрочные активы, включающие оборотные средства: денежные средства, дебиторская задолженность, материально-производственные запасы, срок использования которых один отчетный период.

Необоротные активы – долгосрочные активы со сроком использования более одного года, включающие материальные и нематериальные активы. К материальным активам относятся основные средства. К нематериальным активам относятся: патенты, лицензии, авторские права, ноу-хау, затраты на НИОКР, деловая репутация предприятия (гудвилл), а также организационные расходы и пр. Долгосрочные инвестиции – финансовое вложение в ценные бумаги других фирм с целью получения доходов в виде процента на займы и долгосрочные кредиты или с целью распространения влияния инвестора на деятельность предприятия, акции которого он покупает.

Пассив баланса дает стоимостную оценку средств предприятия на определенную дату по источникам их формирования, целевому назначению и срокам погашения.

Заемный капитал отражается в пассиве баланса как задолженность по краткосрочным обязательствам (краткосрочные банковские ссуды и кредиты, векселя к оплате, авансы от покупателей, задолженность по зарплате, по дивидендам, налогам и т. д.) и долгосрочным обязательствам (долгосрочные ссуды и кредиты, задолженность по облигациям, ссуды под недвижимость, обязательства по пенсионным выплатам, отсроченные налоговые платежи и прочая долгосрочная задолженность).

Собственный капитал включает статьи пассива баланса, отражающие средства, которыми предприятие само распоряжается. Собственный капитал подразделяется на вложенный капитал и накопленную прибыль. Вложенный капитал включает акционерный капитал, дополнительный оплаченный капитал, полученный от продажи новых выпущенных акций и резервный капитал, созданный с целью обеспечения защиты предприятия от возможных убытков.

Следующим основным финансовым документом является Отчет о прибыли или Отчет о прибылях и убытках. Он отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период; дается соизмерение доходов предприятия и затрат; выявляет конечный результат деятельности – получение прибыли или убытка.

Различают две формы составления отчета о прибыли: одноступенчатую и многоступенчатую. Одноступенчатая форма отчета предлагает суммирование доходов, а затем суммирование расходов и определение прибыли (убытка) путем вычитания из суммы доходов суммы расходов. Многоступенчатая форма отчета предполагает последовательное вычитание из статей доходов статей расходов и подведение промежуточных результатов. Отчет о движении денежных средств отражает все поступления и расходование наличных денежных средств, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности предприятия.

Читайте также:  Производственный календарь на 2023 год

В разделе “Движение денежных средств в результате производственно-сбытовой деятельности” отражаются изменения в денежной наличности в связи с выпуском продукции, доставкой ее потребителю и предоставлением услуг, получением чистой прибыли, ее корректировкой, амортизацией, изменения по статьям: “Счета к получению”, “Расходы будущих периодов”, “Товарно-материальные ценности” и пр.

Раздел “Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности” охватывает все виды операций, связанных с приобретением и продажей основного капитала, долгосрочными инвестициями в ценные бумаги. В разделе “Движение денежных средств в результате финансовой деятельности” приводятся операции, связанные с получением и оплатой денежных средств, предоставленных кредиторами и инвесторами. Расчеты, сделанные при составлении Отчета о движении денежных средств основываются на данных Балансового отчета и Отчета о прибылях и убытках.

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

  • Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная собственность.

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в ХХ столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты нало��ов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *