Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный кодекс Республики Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Статья 137. Нарушение земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка
1. Нарушения земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, совершенные в виде:
1) предоставления земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование без проведения торгов (аукционов и конкурсов), за исключением случаев, когда на земельный участок или право аренды земельного участка не распространяются аукционный и конкурсный способы предоставления земельных участков;
2) нарушения установленных сроков рассмотрения ходатайств (заявлений) физических и юридических лиц о предоставлении соответствующего права на земельный участок;
3) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки без положительного заключения земельной комиссии и (или) без утвержденного землеустроительного проекта;
4) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом об отказе в предоставлении прав на земельные участки;
5) нарушения срока принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки;
6) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права частной собственности на земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности;
7) принятия решения местным исполнительным органом о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд в случаях, не предусмотренных законодательными актами;
8) принятия решения местным исполнительным органом о бесплатном предоставлении в частную собственность земельных участков размером выше нормы, предусмотренной земельным законодательством, а также повторного бесплатного предоставления;
9) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права временного безвозмездного землепользования для цели или в срок, не предусмотренных земельным законодательством;
10) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев и лиц без гражданства;
11) принятия решения местным исполнительным органом о предоставлении прав на земельные участки, не входящие в его компетенцию;
12) нарушения срока рассмотрения заявления об изменении целевого назначения земельного участка;
13) нарушения сроков изготовления и выдачи идентификационных документов на земельный участок;
14) нарушения сроков рассмотрения и утверждения землеустроительного проекта;
15) нарушения сроков заключения договора купли-продажи или временного возмездного (безвозмездного) землепользования, —
влекут штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на должностных лиц в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
Статья 143. Нарушение права государственной собственности на животный и растительный мир
1. Незаконная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, а равно незаконное пользование объектами животного мира в заповедниках и на других особо охраняемых природных территориях, на пользование которыми требуется получение разрешения, —
влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц — в размере двадцати пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере семидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот месячных расчетных показателей.
2. Незаконная переуступка права пользования объектами растительного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на растительный мир, а равно незаконное пользование объектами растительного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, —
влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц — в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства, — в размере трехсот месячных расчетных показателей.
Статья 149. Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
1. Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение собственником, владельцем, руководителем или иным должностным лицом объекта, уязвимого в террористическом отношении, либо субъектом охранной деятельности, заключившим договор об оказании охранных услуг по объекту, уязвимому в террористическом отношении, обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности объекта —
влекут штраф на физических или должностных лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятисот месячных расчетных показателей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —
влекут штраф на физических или должностных лиц в размере двухсот, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере одной тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности на срок до трех месяцев или без таковой.
Комментарий к ст. 7.9 КоАП
1. Объект правонарушения — отношения собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом.
Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом от 4 декабря 2006 г. (далее — ЛК РФ), согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следует отметить, что ЛК РФ впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов РФ.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ (глава 34), если иное не установлено ЛК РФ.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ (глава IV), если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях.
Под использованием участков, указанных в комментируемой статье, понимается их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ (ст. 25) и другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Субъекты правонарушения — лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Что делать и куда следует обращаться
Неправомерные и незаконные действия в отношении земельных участков общего пользования могут существенным образом осложнять жизнь гражданам. В этих случаях необходимо действовать в рамках закона и обращаться в соответствующие органы.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, земли общего пользования и любые действия с ними находятся в ведении следующих лиц и органов:
- Госземконтроль – уполномоченный государственный орган);
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета;
- Органы, осуществляющие территориальное общественное самоуправление, а также другие организации и объединения общественного типа;
- Земельный контроль общественного направления – в него входят заинтересованные в решении проблемы граждане;
- Субъекты землепользования – собственники, арендаторы, пользователи.
Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком
За самовольное занятие земельного участка может наступать и ответственность по уголовному законодательству. Напрямую самозахват преступлением в России не является (в отличие от некоторых других постсоветских стран, Украины к примеру, где такая статья в УК была введена еще в 2007 году), однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.
Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества (в этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ) может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 6 лет, если преступление было совершено преступной группой или с использованием служебного положения).
Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самозахват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.
Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самозахват земли. К сожалению, фантазия преступников весьма богата, поэтому такие действия вполне могут оказаться частью состава и многих других деяний, наказуемых в уголовном порядке.
Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:
- выделение земельных участков во временное арендное пользование;
- приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
- получение земли по наследству;
- выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
- иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.
В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.
Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:
- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
- размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.
Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.
Куда жаловаться на незаконное использование земли
В том случае, когда произошел самовольный захват площади, участок можно вернуть обратно действующему владельцу, доказав незаконность эксплуатации земли третьими лицами. Прежде чем подавать жалобу, следует попытаться урегулировать вопрос по согласию сторон, т.к. закон полностью на стороне собственника. Если же попытки ни к чему не ведут, можно подать жалобу на нарушителя.
В зависимости от назначения земли, в отношении которой обнаружен факт посягательства, жалоба предоставляется:
- В Россельхознадзор, если захвачены земли сельхозназначения.
- Если изменены границы зарегистрированного участка — в Росреестр.
- В Росприроднадзор, если эксплуатируются земли, для которых предусмотрен особый режим использования.
Реальный собственник вправе требовать возврата первоначального вида участку, т.е. снос всех незаконных построек, перенос ограждений и иных проявлений посягательств. После поступления информации о самозахвате земли контролирующий орган :
- Подтверждает факт административного правонарушения.
- Обозначает срок, в течение которого нужно выполнить предписания.
- Проверяет исполнение постановления. Если никаких действий не предпринято для устранения нарушений, на лицо, причастное к ним, накладывается ответственность в виде штрафа.
При этом необходимые манипуляции на участке все равно будут проведены, но уже в принудительном порядке.
Захват земли: что это?
Самовольный захват земли – это владение участком общего пользования или территорией, принадлежащей по праву другому лицу безвозмездно и без соответствующего договора. Зачастую граждане или организации начинают использовать соседний земельный участок фактически незаконно для удовлетворения собственных нужд (обрабатывают, возводят постройки и т.д.).
Существует несколько вариантов незаконного захвата территории.
- Самозахват земли физического лица другим частным лицом. Это может произойти, если собственник участка долгое время отсутствует. Еще одна ситуация, при которой возможен захват земли соседом или другим физическим лицом – неправильная установка забора.
- Захват земли, принадлежащей физическому лицу, организацией. Как правило, юридические лица начинают использовать соседние земли частных собственников в качестве места размещения оборудования или для организации свалки.
- Захват земли, принадлежащей организации, частным лицом. Такая ситуация возникает нечасто. Обычно предприниматели огораживают приобретенные земли заборами и тогда незаконный захват невозможен априори.
- Самовольное владение участком, который не принадлежит ни физическому лицу, ни организации. Такая ситуация случается наиболее часто по причине того, что граждане не видят перспективы возникновения ответственности за незаконный захват такого земельного участка. Однако земля, которая не принадлежит физическим лицам или организациям, является собственностью государства. Без предварительного согласования с органами власти самовольно пользоваться такой землей запрещено.
Самовольный захват: определение в законодательстве
Захват чужой земли представляет собой использование участка принадлежащему другому лицу в личных целях путем размещения объектов строительства, установления ограждений, для возделывания сельскохозяйственных культур.
Наиболее распространенные способы захвата чужой территории осуществляются при следующих обстоятельствах:
- присвоение части земельного надела, находящегося в собственности другого физического лица (данная ситуация актуальна при длительном отсутствии соседей по участку или в том случае, когда имеются споры по поводу установления границ смежных наделов между собственниками);
- захват части земельного надела юридическим лицом для размещения оборудования, коммуникаций или хранения отходов производства;
- присвоение физическим лицом части территории, находящейся в распоряжение у организации (для возделывания сельскохозяйственных культур или для парковки автомобиля);
- присвоение части территории земли, собственник которой неизвестен.
Земельные участки, признанные бесхозными, по умолчанию являются собственностью государства. Использовать подобные наделы в личных целях без разрешения уполномоченного государственного органа запрещено.
Фактическое изменение границ существующих наделов требует юридического закрепления (обоснования увеличения или уменьшения площади участков). В противном случае, все действия, направленные на преобразование размеров действующих территорий, будут признаны незаконными.
Конкретные наказания за самозахват чужой территории
Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.
Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:
- Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
- Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.
Куда жаловаться при самозахвате земли
Для мирного урегулирования конфликтной ситуации, нужно направить письменное уведомление с планом участка нарушителю с требованием освободить захваченную землю.
Если ответа нет, гражданин обращается в уполномоченное государственное учреждение для решения конфликта. Согласно действующим законодательным нормам для решения вопросов по незаконно занимаемым землям лица могут обращаться в следующие госучреждения:
- муниципалитет населенного пункта;
- органы, осуществляющие надзор (Росреестр, Россельхознадзор);
- полиция;
- прокуратура.
После получения подтверждения от госорганов о нарушении прав следует обратиться в суд. Для этого гражданину требуется выполнить следующую последовательность действий:
- Составить исковое заявление.
- Собрать требуемый пакет документов.
- Оплатить государственный налоговый сбор.
- Ожидать рассмотрения заявления и назначения даты проведения судебного заседания.
В чем суть самозахвата
Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.
Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.
Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.
Административное наказание
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.