Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточненные декларации: кто может не сдавать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Об условиях освобождения от ответственности.
Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.
Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.
К сведению:
Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).
Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:
-
до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
-
после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
-
после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.
Особые разделы декларации по налогу на прибыль
Раздел № 1 подраздел 1.2 заполняют те, кто уплачивает ежемесячные и квартальные авансовые платежи. Его включают только в декларации за отчётные периоды, в годовой он не нужен.
Раздел № 1 подраздел 1.3 заполняют налоговые агенты по налогу на прибыль.
Приложение № 3 к листу 02 с расчётами всех расходов по операциям, по которым результаты финансовой деятельности учитываются при обложении прибыли налогом по ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ, кроме тех, что отражены в листе 05, заполняют организации, которые продали амортизируемое имущество.
Приложение № 4 к листу 02 с расчётом убытка или его части, которая влияет на уменьшение базы налога, заполняют организации, которые переносят убыток, полученный в прошлые годы.
Приложение № 5 к листу 02 с расчётом распределения платежей в бюджет субъекта между организацией и её подразделениями, заполняют организации с обособленными подразделениями (кроме тех, кто платит налог за обособки по адресу головного офиса).
Приложение № 6 к листу 02 с расчётом платежей по налогу в бюджет субъекта среди консолидированной группы, заполняют организации, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков. Участники консолидированных групп с обособленными подразделениями заполняют приложение №6а. В 2022 году приложение пополнилось двумя разделами:
- Раздел А — с суммой налоговых баз (убытков) участников КГН, в котором производится расчёт консолидированной налоговой базы КГН и расчёт консолидированной налоговой базы КГН по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами;
- Раздел Б — с доходами и расходами участника КГН аналогично разделу А.
Приложение №7 к листу 02 с расчётом инвестиционного вычета, которое состоит из четырёх разделов: А, Б, В, Г. Сначала рассчитывается вычет из авансовых платежей и налога, перечисляемых в бюджет субъекта РФ. Затем рассчитывается уменьшение суммы авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. Также есть дополнительные разделы для расчёта предельной величины вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, по организации с обособленными подразделениями и без них.
Лист 03 заполняют налоговые агенты, которые выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам.
Лист 04 заполняют налогоплательщики, чья прибыль облагается налогом по следующим ставкам:
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части государственных и муниципальных ценных бумаг);
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 9%, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 0%, предусмотренной пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 13% согласно пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в иностранных организациях), облагаемые по налоговой ставке 0% согласно пп. 1 и 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
- доходы в виде дивидендов (доходы от долевого участия в российских организациях), облагаемые согласно п. 2 ст. 282 НК РФ;
- доходы от реализации или иного выбытия акций (долей участия), облигаций, облагаемые по налоговой ставке 0% согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ;
- доходы, облагаемые по налоговой ставке 15%, предусмотренной пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (в части облигаций);
- доходы, полученные акционером организации или его правопреемником при распределении имущества ликвидируемой организации.
Перечень основных ошибок
№ п/п |
Некоторые частые ошибки |
Что делать |
1 |
Отсутствие подр. 1.1 разд. 1 (его должны заполнять все, кроме налоговых агентов, НКО!) |
Сформировать новый файл с данным подразделом и отправить его в ИФНС |
2 |
Ошибочные сведения предшествующих периодов в текущем периоде:
|
|
3 |
В убыточном предшествующем периоде есть завышение расходов, занижение доходов |
Сдать уточненку со сниженным убытком, приложив к ней объяснение |
4 |
В убыточном предшествующем периоде есть завышение доходов, занижение расходов |
Сдать уточненку с завышенным убытком, но без внесения правок в текущем периоде, приложив к ней объяснение |
5 |
В предшествующем прибыльном периоде есть завышение доходов, занижение расходов |
Снизить налог, устранив ошибки на текущий период |
6 |
В предшествующем прибыльном периоде есть завышение расходов, занижение доходов |
Повысить налог, сдав уточненку и доплатив налог с пени |
Когда нужно сдавать уточненную декларацию
Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).
Таблица. Сроки подачи уточненных деклараций и соответствующие меры ответственности
Момент представления |
Норма Налогового |
Ответственность |
До истечения срока |
Декларация считается |
Не предусмотрена |
По истечении срока, |
Уточненная налоговая |
Декларация |
По истечении срока |
Уточненная налоговая |
Налогоплательщик |
По истечении срока |
Уточненная налоговая |
Налогоплательщик |
Уточненная налоговая |
Налогоплательщик |
Уточненную налоговую декларацию налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту его учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) сдается в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.
С 2007 г. специальные правила введены для налоговых агентов. Напомним, что таковыми признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Причем налоговые агенты в общих случаях имеют те же права, что и налогоплательщики.
Уточненная декларация подается за периоды, не подлежащие налоговой проверке
На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Обратите внимание на Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)», которое было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.
Право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) не ограничено сроком. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Допустим, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) к уменьшению за период, который в соответствии со ст. 87 НК РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Кроме того, налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В этом случае возможно возникновение коллизии норм ст. ст. 78 и 87 Кодекса в части применения установленных сроков. С одной стороны, нельзя провести полноценные контрольные мероприятия в отношении поданной налогоплательщиком уточненной декларации (расчета), с другой — срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.
На основании изложенного налоговый орган обязан принять уточненную декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения в соответствии со ст. ст. 78 и 87 НК РФ.
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:
- Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
- Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).
У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.
На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).
Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).
Порядок внесения изменений в налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:
-
ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
-
ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе (но не обязан) представить «уточненку». При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, если в 2018 году налогоплательщик обнаружит ошибку, допущенную в 2016 году, которая привела к излишней уплате налога за 2016 год, он имеет право провести корректировку в текущем периоде – 2018 году.
В этом случае у него отсутствует обязанность представления уточненной налоговой декларации за налоговый период совершения ошибки (Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596), то есть за 2016 год. При этом, как следует из Письма Минфина России от 23.01.2012 № 03-03-06/1/24, не имеет значения, что период совершения ошибки можно определить.
Отметим, что, по мнению Минфина, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения) (см. письма от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528, от 08.06.2010 № 03-03-06/1/388, от 05.05.2010 № 03-02-07/1-216).
Аналогичный подход можно найти в арбитражной практике. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 № 09АП-14786/2012-АК отмечено, что позиция налогоплательщика о правомерности взаимозачета ошибок, приводящих как к занижению, так и к завышению подлежащего уплате налога, противоречит точке зрения Минфина, изложенной в вышеупомянутых письмах.
Для наглядности все вышесказанное сведем в таблицу.
Ошибки, обнаруженные в первичной декларации |
В каких случаях применительно к налогу на прибыль возникают ошибки |
Исправление ошибки (п. 1 ст. 54) |
Представление уточненной декларации |
---|---|---|---|
Приведшие к занижению суммы налога |
Занижены доходы и (или) завышены расходы |
В периоде совершения (абз. 2) |
Обязанность налогоплательщика |
Не приведшие к занижению суммы налога |
Завышены доходы и (или) занижены расходы |
В периоде совершения или в периоде обнаружения (абз. 3) |
Право налогоплательщика |
В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации).
Инструкция по заполнению декларации: Раздел 1
Подраздел 1.1:
- Заполняется строка «010», в которой указывается код ОКТМО, КБК обозначается в строках «030» (для федерального бюджета) и «060» (для регионального бюджета);
- Строки «040» и «070» содержат сумму к доплате налога для федерального и для регионального бюджета соответственно.
Подраздел 1.2:
- Предназначен для компаний, которые ежемесячно перечисляют авансы;
- В ячейке «001» должен быть определён квартал, в нашем случае это «03»;
- В строках 110-140 указываются авансовые платежи по первому, второму и третьему периоду в федеральный бюджет, а строки 220-240 – в региональный бюджет.
Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию
Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.
Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.
Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.
Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.
Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.
Приложение №2 к Листу 02 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам»
В приложении №2 к Листу 02 отражаются показатели по основным видам расходов организаций от обычных видов деятельности, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам.
Признак налогоплательщика (код) – указываются следующие коды:
- 1 – организации, не относящиеся к указанным по кодам 2 и 3.
- 2 – сельскохозяйственные товаропроизводители (уплачивающие налог на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции).
- 3 – резиденты особой экономической зоны (по деятельности, связанной с включением организации в реестр резидентов особой экономической зоны).
Корректировка расходов
Для удобства наиболее распространенные варианты действий показаны в таблице:
Способ | Пояснения | Ссылка на нормативный акт |
Исключение сомнительных затрат. | При использовании этого варианта никакого влияния на вычет по НДС оказано не будет. Кроме того, достоверность информации в декларации будет сохранена. | |
Выявление затрат, которые можно будет учесть позже. | Предприятие может отказаться от повышающих коэффициентов и амортизационной премии. | Статьи 258 (п. 91, 13) и 259.3 НК. |
Признание части расходов затратами предстоящих периодов. | В этом случае предприятие переплатит налог. При этом появится постоянная разница между налоговым и бухучетом. | 272 статья, п.1. |
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.