Налог на имущество физических лиц: кто и сколько платит?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество физических лиц: кто и сколько платит?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Резкое увеличение налогов на недвижимость может негативным образом отразиться на благосостоянии граждан РФ. Поэтому государство ввело послабление для налогоплательщиков. Повышение взносов в ФНС производится постепенно.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Первые результаты нововведений

По предварительным данным ФНС за 2018 год в консолидированные бюджеты субъектов РФ (налоги региональные и местные) мобилизовано 1,4 триллиона рублей, выросшие на 11% по сравнению с прошлым годом.

Самые высокие темпы показали: налог на имущество организаций (985 млрд. рублей мобилизовано, что составляет 15% роста) и налог на имущество физических лиц (62 млрд. рублей и 17% роста соответственно).

Сейчас идет постепенный переход субъектов РФ на применение в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц кадастровой стоимости.

Так, в 2015 году на новую систему перешли 28 субъектов РФ, в 2016 к ним присоединился 21 субъект, а в 2017 — еще 14.

По 63 субъектам налоги были рассчитаны поэтапно, с точки зрения применения коэффициентов и определения итоговой суммы налога. Это значит, что если регион перешел на исчисление от кадастровой стоимости 1 год назад, то применяется коэффициент 0,2 при расчете, если второй год — 0,4, третий год — 0,6.

Также были озвучены результаты по новеллам для физических лиц, которые были реализованы налоговиками по налогообложению имущества в прошлом году.

Читайте также:  Общая долевая собственность: как оформить?

В 2018 было 2 принципиальных изменения:

  1. Налоговый вычет в 10 000 рублей от кадастровой стоимости в отношении 1 земельного участка был заменен на вычет в размере 6 соток по одному земельному участку. Таким образом, за прошлый год 13 миллионов налогоплательщиков получили налоговые уведомления с применением нового налогового вычета, включая пенсионеров вне зависимости от вида пенсии.

  2. Ограничение налога на имущество физических лиц субъектов РФ, которые третий год применяют кадастровую стоимость в качестве налоговой базы. Он ограничен десятью процентами. То есть налог по сравнению с его показателями предыдущего года не должен отличаться более чем на 10%. Это касается только регионов, которые применяют в качестве налоговой базы кадастровую уже третий год.

  1. Применяется для всех субъектов РФ с 01.01.19. Теперь для добросовестных налогоплательщиков не будет производиться перерасчет местных налогов (земельного и налога на имущество физических лиц), если таковые ухудшают их положение, т.е. увеличивают ранее уплаченный налог.
  2. Для регионов, которые третий год применяют новую систему расчета налоговой базы из кадастровой стоимости, ввели коэффициент ограничения на рост налога на имущество физических лиц в 10% по сравнению с предыдущим годом. Новелла применена уже в 28 субъектах, а в этом году планируется применение в 49. Этот нововведение не относится к объектам торгово-офисного назначения.
  3. Институт оспаривания кадастровой стоимости.

До вступления в силу 334 закона в НК РФ существовала норма, согласно которой налогоплательщик, оспаривающий кадастровую стоимость своего имущества, и в итоге добившийся установления индивидуальной рыночной стоимости, мог применить новую стоимость только с 01 января года подачи заявления об оспаривании.

Резонансные нововведения

    1. Создание комиссий планировалось для того, чтобы защищать права граждан. Однако с самого начала года эти же комиссии решено было создавать при государственных бюджетных учреждениях, которые сами рассчитывают кадастровую стоимость. Иными словами, здесь налицо возникновение аффилированности и возможное возникновение нарушений прав и интересов заявителей.

    2. Второй момент, который был озвучен — это НДС. В ряде регионов он был использован в структуре расчета кадастровой стоимости, а в ряде — нет. По итогу у разных регионов — разная налоговая база априори, что вскоре вызовет недовольства.

    3. Также была высказана необходимость доработки формулировок о возмещении судебных расходов при оспаривании стоимости недвижимости, так как в настоящее время содержит нечеткие, несодержательные формулировки.

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Льготы по транспортному налогу

Вводится беззаявительный порядок предоставления льгот по транспортному налогу.

Теперь льготы физлиц могут применяться как на основании соответствующего заявления налогоплательщика, представленного в налоговую инспекцию, так и по информации, полученной налоговыми органами от иных ведомств и организаций, в том числе ПФР и органов соцзащиты (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

При расчете транспортного налога будет применен Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России.

Также вступают в силу изменения в налоговых ставках и льготах, введенные с налогового периода 2019 года законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств (сервис «Справочная информация о ставках и льготах»).

Вместе с тем прекращает применяться федеральная налоговая льгота в отношении транспортных средств максимальной массы свыше 12 тонн, зарегистрированных в системе взимания платы «Платон».

Когда платят налоги также определено на законодательном уровне. Оплата производится в соответствии со статьей 409 НК РФ. Крайний срок — 1 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Если оплата производится позднее, возникает задолженность, сумма увеличивается за счет начисления пени. Ежедневно платеж увеличивается на 1/300 от обозначенного в квитанции числа. Поэтому оплачивать налог нужно вовремя во избежание лишних расходов.

Порядок совершения налоговых платежей

Для уплаты налога используется квитанция, сформированная ФНС. Другие документы не нужны. Бланк содержит сумму, а также необходимые для оплаты реквизиты, такие как ИНН или КБК. Образец представлен здесь.

Оплачивать можно:

  • через Сбербанк онлайн
  • через Госуслуги
  • в отделении банка
  • на Почте РФ

Льготы для физических лиц

Некоторые категории граждан полностью или частично освобождаются от уплаты налога на недвижимость.

«Для отдельных категорий граждан установлены федеральные льготы, полный перечень лиц закреплен в ст. 407 НК РФ, — это, к примеру, инвалиды с детства, дети-инвалиды, военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), и иные лица», — отмечает юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Екатерина Кузьмина.

Полный перечень льготных категорий можно посмотреть на сайте ФНС. Там же нужно искать информацию о региональных льготах — субъекты Федерации могут дополнительно расширять список льготных категорий.

Чтобы воспользоваться льготами по НИФЛ, надо отправить заявление в налоговую, приложив к нему документы о праве на льготу.

Важно: льгота будет распространяться только на один объект недвижимости в собственности. Если их несколько, то по остальным налог будет начисляться в полном размере.

С новыми налогами, с новыми законами: что поменяется с 2022 года?

С 2021 года действуют новые правила для налогов на вклады. Ранее ими облагались депозиты, процентная ставка которых превышала ключевую ставку ЦБ на 5%. К примеру, ставка ЦБ 4,25%, тогда со всех вкладов, процентная ставка которых выше 9,25% необходимо было заплатить налог в 35%. Сейчас это правило убрали и облагается только часть прибыли. Выглядит это так: с 1 млн рублей рассчитывается ставка ЦБ и получившаяся сумма – это та часть, которая налогом не облагается. С дохода выше получившейся суммы необходимо заплатить 13%. Самостоятельно ничего высчитывать не надо, банк сам передаст данные в ФНС.

Он появился только в 2021 году, его сумма составляет 13% для резидентов (физлицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 подряд месяцев) и 30 % для нерезидентов. Налог относится к любым облигациям, независимо от их суммы и года выпуска. В этом случае в ФНС все данные передаст брокер и самостоятельно высчитывать ничего не нужно. Тем не менее такие нововведения, установленные законом № 102-ФЗ от 01.04.2020, не распространяются на купоны, которые были получены инвестором до 31 декабря 2020 года.

Читайте также:  Памятка по стране

Если физлицо является резидентом РФ и сдает квартиру, то на него ложится обязательство платить с такого дохода 13 %, для нерезидента – 30 %. Облагается налогом не только сумма арендной платы, но и коммунальные платежи (кроме счетчиков), если их оплачивают арендаторы. Рассчитывать и платить налог необходимо самостоятельно, но не каждый месяц. До 30 апреля нужно подать декларацию 3-НДФЛ с информацией обо всех доходах за прошедший год, и после этого рассчитаться по налогу.

В случае продажи недвижимости резидент должен заплатить 13 %, а нерезидент – 30 %. Но есть много нюансов, подробнее об этом рассказала Екатерина Цепова, руководитель агентства налогового консалтинга.

«При расчете этого налога доходы от продажи недвижимости можно либо уменьшить на сумму расходов, связанных с ее приобретением, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере не более 1 млн рублей для жилой недвижимости и земельных участков. Для остального имущества сумма вычета составляет не более 250 000 рублей.

Какой именно вариант использовать, решает сам налогоплательщик. Например, если гражданин в 2022 году продал за 3 млн рублей квартиру, которую приобрел в 2020 году за 2 млн рублей, то в случае, если он воспользуется правом на вычет расходов, налог составит: (3 000 000 — 2 000 000) х 13 % = 130 000 рублей, а если имущественным налоговым вычетом, то налог составит: (3 000 000 — 1 000 000) х 13 % = 260 000 рублей. В этом случае выгоднее использовать вычет расходов.

Но если, например, гражданин в 2022 году продает комнату стоимостью 1 млн рублей, которую приобрел менее 5 лет назад за 500 000 рублей, то ситуация будет другой: в случае если он выберет право на вычет расходов, налог составит: (1 000 000 — 500 000) х 13 % = 65 000 рублей, при имущественном вычете: (1 000 000 — 1 000 000) х 13% = 0 рублей.

“Сумму сделки по продаже необходимо сравнить с кадастровой стоимостью недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7. Если она окажется меньше, то налог придется заплатить с величины кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 и уменьшенной на сумму понесенных расходов или на сумму налогового вычета», — отметила эксперт.

Он составляет 13% и распространяется на такие доходы, как:

  • получение средств при работе на иностранные компании;

  • продажа или сдача в аренду имущества за рубежом;

  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;

  • выплата страховки при наступлении страхового случая;

  • выплаты за использование авторских или смежных прав.

Им облагаются выигрыши в гослотереях, у букмекеров, в казино и других азартных играх, он составляет 13%. Согласно ст. 217 п. 28 НК РФ выигрыши до 4000 рублей в год налогом не облагаются. Если общая годовая сумма вознаграждений больше, то из этой суммы необходимо вычесть 4000 и получившийся результат будет объектом налогообложения. Например: за победы в лотереях за год было получено 10 000 рублей. Из них надо вычесть 4000 рублей и с получившихся 6000 рублей надо заплатить 13%.

Лотереи организовывает только государство, все остальное считается рекламными акциями. Выигрыш в таких акциях облагается налогом в 35%, но, как правило, организатор изначально включает налог в сумму выигрыша и платит его вместо физлица.

Каждый год Министерство экономического развития издает приказ об установлении величины коэффициента-дефлятора. Расчет коэффициента Минэкономразвития производит на основании анализа уровня инфляции за предыдущий календарный год.

Налог на имущество физических лиц

Кто и за что платит: физические лица, имеющие объект налогообложения (в данном случае недвижимость) на праве собственности. К объектам налогообложения недвижимого имущества относят здания, жилища, дачи, гаражи, различные сооружения и помещения. Кроме этого налогом облагаются незавершенные постройки с момента их эксплуатации или проживания.

Размер: сумма налога рассчитывается, исходя из налоговой базы, исчисляемой от стоимости недвижимости. Однако, следует различать рыночную стоимость имущества и размер рассчитанной налоговой базы, которая рассчитывается налоговым органом по специальной формуле.

В этих расчетах учитываются различные характеристики недвижимости, такие как стоимость имущества, коэффициенты физического и функционального износа, стоимость квадратного метра, значение месячного расчетного показателя. В связи с этим ежегодно сумма налога может изменяться.

Юридическая чистота: что проверить перед сделкой >>>

Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по ставкам, представленным ниже.

Стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

до 2 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

свыше 350 000 000 тенге до 450 000 000 тенге включительно

2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 000 000 тенге

свыше 450 000 000 тенге

2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 000 000 тенге

Что такое коммерческая недвижимость

Коммерческим называется недвижимое имущество, которое не является жилым или дачным, а также не является личным участком земли или гаражом. Хотя квартира или дом могут считаться коммерческими при условии, что они сдаются в аренду. В целом предназначение такой недвижимости — получение прибыли.

К числу коммерческого недвижимого имущества относятся:

  • столовые общепита;

  • кафе, бары и рестораны;

  • производственные цехи;

  • торгово-развлекательные комплексы;

  • административные и офисные помещения.

  • Такую недвижимость можно разделить по виду:

  • индустриальная (склады, ангары, цехи и другие промышленные объекты);

  • социальная (медицинские центры, библиотеки, аэропорты и другие им подобные);

  • жилые помещения для сдачи в аренду;

  • здания и помещения свободного назначения.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Коммерческая недвижимость — налогооблагаемый объект. Её собственник исчисляет и уплачивает налог. Сроки выплаты определяются региональными органами власти.

Ранее налог на коммерческую недвижимость рассчитывали по её среднегодовой стоимости. Затем расчёт для некоторых объектов начали выполнять по кадастровой стоимости. Сейчас подобным образом должны рассчитываться:

  • торговые комплексы и административные помещения, площадь которых превышает 3000 м²;

  • недвижимость организаций или ИП, находящаяся за пределами РФ;

  • офисные помещения;

  • помещения общественного питания, у которых площадь зала превышает 150 м²;

  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Помещения, перечисленные в последнем пункте, были внесены новым законом.

Комментарий к Ст. 404 Налогового кодекса

1. В тех субъектах РФ, где не утверждались в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки, не принимался закон субъекта РФ о единой дате начала применения кадастровой стоимости для расчета налога, налоговая база будет рассчитываться на территории муниципального образования, введшего налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Исключение составляют принадлежащие гражданам административно-деловые, торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, предназначенные или используемые под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, по которым налоговая база с 1 января 2015 года определяется только по кадастровой стоимости (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

В ранее действовавшем Законе РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 налоговая база также определялась исходя из инвентаризационной стоимости (далее — Закон N 2003-1). В статье 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ (далее — Вводный закон), вводящего в действие главу 32 НК РФ, установлено, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (см. также комментарий к статье 402 НК РФ).

Под инвентаризационной стоимостью понималась восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (пункт 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»). Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». Данный Порядок оценки утвержден на основании распоряжения Правительства РФ от 12 марта 1992 г. N 469-р и в соответствии с Законом РФ N 2003-1.

Заказчиками работ по оценке инвентаризационной стоимости объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом на имущество физических лиц выступали местные бюро технической инвентаризации.

Оценка инвентаризационной стоимости предшествовала кадастровой оценке объектов недвижимости. Обязанность кадастрового учета и уполномоченные органы по его проведению определены в Законе N 221-ФЗ, вступившем в силу с 1 марта 2008 года. Однако до 1 января 2013 года был предусмотрен переходный период и кадастровая стоимость зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не определялась (пункт 2 статьи 43, пункт 2 статьи 44 Закона N 221-ФЗ). Органы и организации БТИ продолжали осуществлять оценку инвентаризационной стоимости данных объектов недвижимости по ранее установленным правилам в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и жилищного фонда, к которым относился и Порядок оценки, утв. Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 N 87.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений должна была производиться не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано было в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

Оценке подлежали строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные как принадлежащие гражданам на праве собственности.

При этом следует отметить, что оценке для целей налогообложения имущества физических лиц не подлежали строения, помещения и сооружения: 1) строящиеся; 2) самовольно возведенные; 3) признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации; 4) бесхозяйные; 5) назначение которых не определено.

Оценка строений, помещений и сооружений производилась по их инвентаризационной стоимости. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществлялось по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (пункт 3.2 Порядка оценки).

Восстановительная стоимость строений и сооружений устанавливалась по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 г. N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 г. N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24 сентября 1990 г. N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Для расчета указанных коэффициентов рекомендовалось использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Следует отметить, что суды признавали законными нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, утверждавших коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 N 60-Г05-14).

Физический износ жилых зданий определялся по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)). Физический износ строений и сооружени�� (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определялся по срокам службы и согласно Рекомендациям по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (Ростехинвентаризация, Москва, 1991 г.).

Инвентаризационная стоимость помещений, других площадей определенного функционального назначения рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они являются, по соотношению показателей (погонных метров, метров квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, был установлен единый функциональный показатель — кубический метр.

При этом инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога на имущество физических лиц принималась равной их стоимости, определенной при приватизации. В последующие годы инвентаризационная стоимость указанных строений, помещений и сооружений определялась с учетом показателей и коэффициентов пересчета восстановительной стоимости.

Оценка жилых строений, помещений и сооружений, инвентаризационная стоимость которых неизвестна, производится по сборникам норм для целей обязательного государственного страхования в ценах 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г., и последующим пересчетом в соответствии с пунктом 3.2 Порядка оценки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *