Какими станут пенсии белорусов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими станут пенсии белорусов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).

Как учитывается заработок в другой валюте

Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Размер пенсионных выплат в Беларуси

Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:

Вид пенсии Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб.
Социальная пенсия по старости 25 от прожиточного минимума
По инвалидности I, II группы 100
По инвалидности III группы 50
Матерям-героиням 100
По потере кормильца 100
Детям-сиротам 200
По выслуге лет 100

Зачем нужен трудовой стаж

Показатель учитывается при назначении пенсии. В настоящее время мужское население к моменту выхода на заслуженный отдых должно отработать 25 лет, женское – 20 лет (за исключением отдельных категорий граждан, для которых данные показатели снижены в соответствии с действующим законодательством).

Следует понимать, что наличие трудового стажа – важное, но не единственное условие для получения трудовой пенсии. Необходимо иметь также социальный и минимальный стаж для получения пенсии по возрасту в 2018 году – 16,5 лет (она увеличивается ежегодно на 6 месяцев и в 2025 году составит 20 лет). Если человек не наработал требуемый страховой стаж, то он не получит трудовую пенсию независимо от продолжительности общего стажа. В данном случае ему назначается социальная пенсия из расчета 50% действующего в стране бюджета прожиточного минимума.

Но если у человека есть необходимый минимум, то длительность трудового стажа учтется при расчете суммы пенсии (чем он дольше, тем больше пенсия).

Кто не имеет права на трудовую пенсию?

Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.

Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.

Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.

ЕНПФ: Прежняя методика расчета пенсий полностью утратила свою актуальность

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.

Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.

Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.

При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.

Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффиц��ент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.


  • 273 рубля 27 копеек

БПМ для отдельных групп населения

  • трудоспособное население – 303 рубля 53 копейки;
  • пенсионеры – 207 рублей 6 копеек;
  • студенты – 263 рубля 15 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 174 рубля 51 копейка;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 241 рубль 29 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 294 рубля 36 копеек.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину прожиточного минимума (то есть минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья), а также обязательные платежи и взносы.[∗] статья 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»

На практике от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения напрямую зависят размеры:

  • пособий в связи с рождением ребенка;
  • пособий женщинам, ставшим на учет в до 12-недельного срока беременности;
  • пособий на детей старше 3 лет;
  • пособий при одновременном воспитании детей до 3 лет и от 3 до 18 лет;
  • стипендий (применяется БПМ для трудоспособного населения);
  • минимальных пособий по временной нетрудоспособности;
  • минимальных алиментов на детей;
  • социальных и минимальных трудовых пенсий (например, пенсий инвалидам, пенсий по случаю потери кормильца);
  • финансовой помощи в погашении кредитов на жилье молодым и многодетным семьям;
  • пособий по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет;
  • субсидий безработным для начала предпринимательства, ремесленничества или агротуризма;
  • социальных пособий (ежемесячных и максимальных единовременных);
  • досрочных и дополнительных профессиональных пенсий;
  • индексации доходов населения в связи с инфляцией.
Читайте также:  Можно ли официально изменить дату рождения?

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными.


С 1 февраля 2021 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2021 г. № 5 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 262 рубля 87 копеек;
  • трудоспособное население – 290 рублей 71 копейка;
  • пенсионеры – 199 рублей 17 копеек;
  • студенты – 252 рубля 94 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 168 рублей 46 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 232 рубля 93 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 283 рубля 65 копеек.

раскрыть

С 1 ноября 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2020 г. № 95 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 258 рублей 11 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 68 копеек;
  • пенсионеры – 195 рублей 15 копеек;
  • студенты – 248 рублей 6 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 165 рублей 18 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 228 рублей 85 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 278 рублей 16 копеек.

С 1 августа 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 июля 2020 г. № 67 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах июня 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 256 рублей 10 копеек;
  • трудоспособное население – 285 рублей 4 копейки;
  • пенсионеры – 193 рубля 92 копейки;
  • студенты – 246 рублей 72 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 160 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 224 рубля 70 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 274 рублей 48 копеек.

С 1 мая 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 апреля 2020 г. № 38 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах марта 2020 года»

  • в среднем на душу населения – 246 рублей 78 копеек;
  • трудоспособное население – 275 рублей 48 копеек;
  • пенсионеры – 187 рублей 22 копейки;
  • студенты – 237 рублей 30 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 158 рублей 94 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 217 рублей 84 копейки;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 265 рублей 20 копеек.

С 1 февраля 2020 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 января 2020 г. № 6 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах декабря 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 239 рублей 87 копеекж;
  • трудоспособное население – 265 рублей 91 копейка;
  • пенсионеры – 184 рубля 20 копеек;
  • студенты – 232 рубля 83 копейки;
  • дети в возрасте до трех лет – 155 рублей 64 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 212 рублей 79 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 260 рублей 48 копеек.

С 1 ноября 2019 года:[∗]Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 50 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в ценах сентября 2019 года»

  • в среднем на душу населения – 231 рубль 83 копейки
  • трудоспособное население – 257 рублей 86 копеек;
  • пенсионеры – 177 рублей 79 копеек;
  • студенты – 224 рубля 80 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет – 149 рублей 63 копейки;
  • дети в возрасте от трех до шести лет – 205 рублей 16 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет – 251 рубль 19 копеек.

Социальная пенсия с 1 января 2021 г.

  1. Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
  2. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
  3. Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
  4. Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
  5. Пенсионный возраст в 2021 году – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
  6. Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
  7. Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.

В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» — они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.

Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.

Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2020 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.

Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.

К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).

Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.

В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.

В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

С января 2021 года изменится порядок исчисления социальных пенсий

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Власти Беларуси годами выстраивали и структурировали государственную систему пенсионного обеспечения. Сейчас все устроено так, что выплаты в большинстве случаев устанавливаются индивидуально с учетом не только трудового стажа, заработной платы и заслуг, но и времени потери трудоспособности, наличия дополнительного дохода и многих других факторов. Сам порядок начисления выплат регламентируется Законом «О пенсионном обеспечении». Также для пенсионных выплат устанавливается минимальный размер, который является лишь определенным процентом от прожиточного минимума. Получается, что повышение минимальной пенсии в РБ осуществляется как раз при повышении прожиточного минимума.

Минимальная пенсия не является каким-то особым и отдельным пособием, это лишь гарантированный государством нижний предел выплаты, который различается в зависимости от категории получателей. Назначение минимальной пенсии происходит тогда, когда объем страховых отчислений за время ведения трудовой деятельности не позволяет установить выплаты в большем размере.

Читайте также:  Пенсионный калькулятор, расчет пенсии онлайн

Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, для трудовых пенсионных выплат минимальный размер составляет 25% от максимальной величины среднедушевого бюджета прожиточного минимума за последние несколько кварталов. Что касается минимальных выплат по инвалидности и в других случаях, то здесь немного другие нормы, а именно:

  1. Для первой и второй групп инвалидности устанавливаются выплаты в размере 100% от минимальной пенсии по возрасту, но для третьей группы – лишь 50%.
  2. Минимальные пенсионные выплаты по выслуге лет приравниваются к выплатам по возрасту и предоставляются в полном объеме.
  3. Пособие по потери кормильца устанавливается в полном размере минималки по возрасту. НО для детей-сирот пособие начисляется в двойном размере, если заранее не осуществлялись страховые выплаты.

К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они К минимальным пенсионным выплатам также применяются разного рода надбавки, если они положены. Именно так и выплачивается доплата к минимальным трудовым пособиям в размере 20% от среднего уровня заработной платы по стране. Такая надбавка предоставляется лишь в том случае, когда у человека есть достаточное количество рабочего стажа. Повышение пенсии планируется заранее, еще на этапе составления бюджета на грядущий год. В него закладываются темпы роста прожиточного минимума, но динамику роста среднего значения зарплаты предугадать бывает сложно, поэтому регулировка выплат осуществляется по факту.

С учетом тех цифр, что были заложены в бюджет на этот год, размер минимальной пенсии по состоянию на начало года составляет 64,53 рубля. Если же учитывать надбавку в 20%, то на начало года пенсия составляет 260,82 рублей. Эта сумма не всегда покрывает расходы граждан и уже не раз велась речь о том, что доходы пенсионеров стоит увеличить. Поэтому в последнее время все чаще возникают вопросы о том, станут ли власти как-то менять нынешний уровень пенсий и какой тогда будет добавка к минимальной пенсии в Беларуси 2021. Власти уже успели подготовить определенные изменения в пенсионную систему, которые будут внедряться на протяжении всего 2021 года. Ожидается, что эти изменения не только как-то смогут повлиять на минималку, но внесут коррективы в социальные пособия и не только.

Изначальный прогноз политиков предполагает, что за весь год пенсионные выплаты должны будут вырасти примерно на 3-10%, если на такие изменения хватит средств из бюджета и будут реализованы все запланированные изменения. О том, когда поднимут минимальную пенсию в РБ в 2021 году, не могут точно сказать даже политики, но пока рост запланирован на лето и конец года. Сами трудовые пенсионные выплаты теперь будут предоставляться даже тем людям, кто не наработал стаж в размере десяти лет. Но за каждый год сверх 10 лет стажа пенсия будет получать прибавку в размере 3%. Получается, что теперь гораздо больше граждан будут получать не социальные выплаты, а минималку, но с рядом надбавок и бонусов.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Отличия пенсионных систем России и Белоруссии

На самом деле, в пенсионных системах двух стран нет большого количества отличий. И в России, и в Белоруссии пенсия начисляется по достижению определенного возраста при наличии у человека нужного количества отчислений в фонд социального страхования. Также в обеих странах небольшое пособие вправе получать инвалиды, нетрудоспособные лица и граждане, не имеющие достаточного стажа трудовой деятельности.

По большому счету, основными различиями является то, что пенсия в Белоруссии зависит в основном от стажа и размера страховых взносов. В России же определяющим показателем является пенсионный капитал. Дополнительно можно отметить, что в Беларуси порядок расчета пенсионных выплат для граждан, работающих в тяжелых условиях, производится немного по другой схеме.

С января 2021 года изменится порядок исчисления социальных пенсий

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.

Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.

Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.

  • Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году

Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.

С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:

  1. Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
  2. Для иностранцев вид на жительство.
  3. Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
  4. Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
  5. Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
  6. Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
  7. Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.

Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.

Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты �� стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Вторая пенсия для пенсионеров МВД в 2023 году

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Как рассчитываются пенсии в Беларуси

В 2022 году новшеством для системы пенсионного обеспечения Беларуси станет правительственное постановление № 505. Согласно этому документу, некоторые категории граждан будут лишаться пенсионных выплат за особые заслуги.

Эта мера предусмотрена в отношении лиц, совершивших преступления против интересов государство и нацбезопасности, при лишении государственных наград или начислении пенсий на основе недостоверной информации.

Стоит отметить, что в случае восстановления гражданина в правах решение о возобновлении выплат пенсии за особые заслуги может быть приянто специальной комиссией.

Даже обладая самурайским терпением и способностью решать уравнения с логарифмами в уме, не пытайтесь подсчитать размер своей будущей пенсии в Беларуси. Еще в 2018 году на сайте соцзащиты появился специальный пенсионный калькулятор, но толку от него мало. Все упирается в пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой, которое показывает результат деления вашей зарплаты на среднюю зарплату по стране за каждый месяц. И так за все годы вашей работы.

Если ваш пенсионный коэффициент выше 1,3, то все, что сверх этого, урезается по специальной трехэтажной формуле (если хотите, можете поломать голову над статьей 56 закона «О пенсионном обеспечении»).

И это еще не все сложности. После этого полученная сумма сравнивается не со средней зарплатой по стране, которую можно найти на сайте Белстата, а с загадочной цифрой рядом с пенсионным калькулятором. В конце марта там было указано значение 981,32 рубля, хотя средняя зарплата по стране весь последний год была гораздо выше 1000 рублей. Понять, откуда взялась эта цифра, оказалось непросто.

— Для меня было открытием, что зарплата в итоге сравнивается не со средней по стране, а с какой-то другой, которая гораздо меньше, а потом от оставшейся суммы постоянно урезаются проценты. Инспектор, которая недавно считала мне пенсию, после моего вопроса позвонила начальнице, чтобы уточнить, откуда берется сумма заработка, применяемая для расчета пенсий. Сказала, это сумма указана в документе для служебного пользования, и мне его не покажут. Но ладно, подсчет сложный. Меня возмущает, что приходить в ФСЗН нужно в день наступления пенсионного возраста. Обратился позже — начислять пенсию начнут позже. Во-вторых, мои подсчеты заняли полтора месяца, и если человек не работает на пенсии, то все это время он сидит без денег. Их начислят, но позже, — рассказывает бухгалтер на пенсии Анна Васильевна.

Самый очевидный способ — продолжить работать и параллельно получать пенсию. Так делает каждый четвертый пенсионер в Беларуси (в Минске — каждый третий). В этом есть очевидный плюс в виде хорошей прибавки к зарплате. Но есть и минусы: вы работаете на пенсии и платите взносы в ФСЗН, но на вашу пенсию в будущем это никак не повлияет (хотя даст право на оплачиваемый больничный).

  • Копить можно в белорусских рублях с доходностью 7% годовых, в евро — 1% вне зависимости от срока страхования. Если копите в долларах, а до пенсии осталось 3—5 лет, ставка составит 3%, если 6 и больше лет — 2%.
  • Пример. Если 40-летняя женщина сейчас откроет накопительный пенсионный счет и станет отчислять по $20 в месяц, то после выхода на пенсию в течение 10 лет она будет получать дополнительно по $45,3 в месяц или может забрать сразу всю сумму, которая составит $4779. Примерная налоговая льгота за весь период составит $562.
  • Важный нюанс. Если вы умрете до наступления пенсионного возраста, то наследники получат всю накопленную сумму. Если вы выбрали получать деньги в рассрочку, то в случае смерти наследники получат только одну выплату за период (например, за месяц).

Размеры пенсионных выплат

Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.

Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.

Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.

Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *